Дело № 2-3334/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 октября 2020 года город Архангельск
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Вербиной М.С., при секретаре судебного заседания Усачёвой К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Власовой Зинаиды Петровны, Власовой Натальи Андреевны к Администрации Муниципального образования «Город Архангельск» о предоставлении жилого помещения,
установил:
Власова З.П., Власова Н.А. обратились в суд с иском к Администрации МО «Город Архангельск» о предоставлении жилого помещения взамен аварийного и непригодного для проживания.
В обоснование заявленных требований указано, что является Власова З.П. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: г. Архангельск, <адрес>, представляющего собой отдельную квартиру, состоящую из трех комнат, общей площадью 70,5 кв.м., жилой площадью 47,6 кв.м. Совместно с нанимателем в указанном жилом помещении зарегистрирована и проживает в качестве члена его семьи Власова Н.А. (дочь). В соответствии с заключением межведомственной комиссии № 93 от 09 июня 2020 года <адрес> в г. Архангельске признан аварийным и подлежащим сносу. В связи с этим, истцы просят обязать Администрацию Муниципального образования «Город Архангельск» предоставить Власовой З.П. на состав семьи из двух человек, включая Власову Н.П., во внеочередном порядке на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение в виде отдельной трехкомнатной квартиры, отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта в черте г. Архангельска, общей площадью не менее 70,5 кв.м., жилой площадью не менее 47,6 кв.м.
В судебное заседание истец не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия с участием представителя.
Представители истцов Воробьев А.В. и Пахомова Е.П., действующие на основании доверенности, заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель администрации МО «Город Архангельск» Кудрявцева Н.А., действующая на основании доверенности, не оспаривая право истца на обеспечение жилым помещением, возражала против удовлетворения иска, так как нарушится очередность предоставления жилых помещений другим нуждающимся гражданам.
Суд, заслушав пояснения представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, приходит к следующему.
Судом установлено, что правообладателем жилого помещения, расположенного по адресу: г. Архангельск, <адрес>, является муниципальное образование «Город Архангельск»; нанимателем указанного жилого помещения является Власова З.П.
Распоряжением заместителя Главы МО «Город Архангельск» от 10 июня 2020 года № 1906р на основании заключения межведомственной комиссии № 93 от 09 июня 2020 года многоквартирный <адрес> в г. Архангельске признан аварийным и подлежащим сносу.
Власова З.П., Власова Н.А. признаны малоимущими в целях принятия на учет и предоставления им жилого помещения по договору социального найма, что подтверждается свидетельством № 9 от 07 июля 2020 года.
Истец состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма составом семьи 2 человека, включая Власову Н.А.; номер общего учета – 14300, номер внеочередного учета – 1253.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 01 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст.ст. 53 и 55 ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного кодекса).
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Законом Архангельской области «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» от 01 июля 2016 года № 441-27-ОЗ установлен порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет нуждающихся в жилых помещениях).
Как указано выше, истцы признаны малоимущими, состоят в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, занимаемое ими жилое помещение непригодно для проживания. При указанных обстоятельствах имеются законные основания для понуждения органа местного самоуправления предоставить истцу во внеочередном порядке на условиях договора социального найма жилое помещение аналогичное ранее занимаемому с включением в договор социального найма в качестве члена семьи нанимателя Власовой Н.А.
В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца Власовой З.П. следует взыскать расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей, в пользу истца Власовой Н.А. - расходы по уплате государственной пошлины в сумме 150 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,
решил:
исковые требования Власовой Зинаиды Петровны, Власовой Натальи Андреевны к Администрации Муниципального образования «Город Архангельск» о предоставлении жилого помещения - удовлетворить.
Обязать администрацию Муниципального образования «Город Архангельск» предоставить Власовой Зинаиде Петровне во внеочередном порядке на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта, в черте города Архангельска, общей площадью не менее 70,5 кв.м. кв.м., включив в договор социального найма в качестве члена семьи Власову Наталью Андреевну.
Взыскать с Администрации Муниципального образования «Город Архангельск» в пользу Власовой Зинаиды Петровны расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Взыскать с Администрации Муниципального образования «Город Архангельск» в пользу Власовой Натальи Андреевны расходы по уплате государственной пошлины в размере 150 рублей.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Председательствующий М.С. Вербина
Решение в окончательной форме изготовлено 09 октября 2020 года.
Председательствующий М.С. Вербина