УИД 18RS0001-01-2022-004440-49
Дело № -789/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 января 2023 года Ленинский районный суд гор. Ижевска УР в составе:
председательствующего судьи Семеновой Е.А.,
при секретаре Пушиной А.Н.,
с участием прокурора Нуркаева З.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ленинского района г. Ижевска о признании движимого имущества бесхозяйнымРФ,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ленинского района г. Ижевска (далее - заявитель) обратился в суд с заявлением о признании движимого имущества – денежных средств в размере <данные изъяты> изъятых в рамках материала проверки КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ, хранящихся на депозитном счете Управления МВД России по г. Ижевску, бесхозяйным и обращении его в собственность Российской Федерации.
Требования мотивированы тем, что в прокуратуру Ленинского района г. Ижевска поступило обращение УМВД России по г. Ижевску о признании движимого имущества – денежных средств бесхозяйным. В ходе проведения проверки установлено, что сотрудниками отделов полиции г. Ижевска в ДД.ММ.ГГГГ проводились процессуальные проверки исполнения действующего законодательства, регулирующего запрет проведения азартных игр на территории г. Ижевска. Так, ДД.ММ.ГГГГ в дежурную часть Управления МВД России по г. Ижевску поступил рапорт о том, что на депозитном счете УМВД находятся денежные средства, которые были изъяты и сданы в бухгалтерию УМВД России по городу Ижевску сотрудниками ОЭБ и ПК УМВД России в рамках материалов проверок, зарегистрированных по факту незаконной организации и проведения азартных игр на территории г. Ижевска в период времени с 2013 по 2017 годы. По материалу проверки КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ были изъяты денежные средства в сумме <данные изъяты>. Собственник денежных средств до настоящего времени не установлен, за выдачей указанного имущества в УМВД России по г. Ижевску более года никто не обращался. Таким образом, учитывая, что изъятое в ходе проведения процессуальной проверки, имущество собственника в настоящее время не имеет, фактически является бесхозяйным, изъято сотрудниками ОЭБ и ПК УМВД России по г. Ижевску, являющегося подразделением федерального органа исполнительной власти, то указанное имущество – денежные средства подлежит обращению в собственность Российской Федерации. Материалами дела подтверждено отсутствие правопритязаний иных лиц, изъятое имущество имеет признаки бесхозяйного имущества.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал, просил признать движимое имущество – денежные средства в размере <данные изъяты>., изъятые в рамках материала проверки КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ, хранящиеся на депозитном счете Управления МВД России по г. Ижевску, бесхозяйным и обратить его в собственность Российской Федерации. Денежные средства просит перечислить по следующим реквизитам: ИНН 1835062680, КПП 184101001 УФК по Удмуртской Республике (Управление Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республики, лицевой счет 04131785120) Банк получателя: Отделение - НБ Удмуртская Республика Банка России // УФК по Удмуртской Республике г. Ижевск, БИК 019401100, расчетный счет 03100643000000011300, счет банка получателя 40102810545370000081, ОКТМО 94701000 (г.Ижевск), КБК 32211705010016000180.
Представитель заинтересованного лица – Управления Министерства внутренних дел РФ по г. Ижевску в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося заинтересованного лица.
Суд, выслушав прокурора, изучив и исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
По смыслу приведенной нормы, право прокурора на обращение в суд с заявлением в интересах Российской Федерации не ставится в зависимость от реализации соответствующих прав и полномочий, специально созданных государством органов, которые могли бы обратиться в суд с аналогичными заявлениями.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» настоящим Федеральным законом определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
Частями 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон) предусмотрено, что деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно организаторами азартных игр при соблюдении требований, предусмотренных этим законом и другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведения, соответствующих требованиям, предусмотренным перечисленными федеральными законами.
Игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Игорные зоны не могут быть созданы на землях поселений (части 4 и 5 ст. 5 Закона).
В силу ч. 1 ст. 6 Закона организаторами азартных игр могут выступать исключительно юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации.
В статье 9 Закона предусмотрено, что на территории Российской Федерации создаются пять игорных зон: Республика Крым, Алтайский край, Краснодарский край, Приморский край, Калининградская область.
Пунктом 6 ст. 4 и п. 3 ст. 5 Закона определено, что деятельность, направленная на заключение основанных на риске соглашений о выигрыше с участниками азартных игр и (или) организацию заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры.
Из указанных правовых норм следует, что сделки заключенные в ходе проведения азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны являются ничтожными, поскольку заключены в нарушение закона.
Судом установлено, что в прокуратуру Ленинского района г. Ижевска поступил материал проверки, зарегистрированный в КУСП УМВД России по г. Ижевску за № № от ДД.ММ.ГГГГ года по факту нахождения на депозитном счете УМВД России по г. Ижевску бесхозных денежных средств с целью рассмотрения вопроса о признании движимого имущества – денежных средств бесхозяйным.
Из материалов проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в дежурную часть Управления МВД России по г. Ижевску поступил рапорт ст. оперуполномоченного ОЭБ и ПК УМВД РФ ПО Г. Ижевску Прозорова А.В. о том, что на депозитном счете УМВД находятся денежные средства, которые были изъяты и сданы в бухгалтерию УМВД России по городу Ижевску сотрудниками ОЭБ и ПК УМВД России в рамках материалов проверок, зарегистрированных по факту незаконной организации и проведения азартных игр на территории г. Ижевска в период времени с ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму <данные изъяты> рублей. Так, по материалу проверки КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ в зале игровых автоматов по адресу: <адрес> были изъяты денежные средства в размере <данные изъяты>
С момента изъятия и по день рассмотрения дела обращений от возможных собственников имущества не поступало.
Согласно п. 2 ст. 130 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту ГК РФ) вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.
В пункте 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума ВАС Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1).
В соответствии со ст. 226 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.
Лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.
Другие брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.
В силу пункта 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Право собственности на бесхозяйную вещь может быть приобретено в силу приобретательной давности, если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233).
В силу ч. 1 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение.
Статьей 236 ГК РФ установлено, что гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом, либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
Для признания вещи бесхозяйной по основаниям ст. ст. 225, 226 ГК РФ, ст. 291 ГПК РФ необходимо также, чтобы вещь, признаваемая судом бесхозяйной, была в необходимой степени определена как вещь и объект гражданских прав (заявителем должны быть указаны существенные признаки данной вещи, позволяющие ее определить: идентифицировать для дальнейшего законного владения и пользования, выделить из однородных вещей), поскольку решение суда является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, в связи с чем его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств и не вызывать затруднений при исполнении.
Таким образом, судом установлено, что лицо, владеющее изъятыми денежными средствами, мер к возвращению собственности не предпринимало, то есть фактически отказалось от своего права собственности на них, поэтому указанное движимое имущество – денежные средства следует признать бесхозяйным и обратить его в собственность Российской Федерации.
В соответствии с п. 10 Указа Президента РФ от 12.05.2008 N 724 «Вопросы системы и структура федеральных органов исполнительной власти», функции специализированного государственного учреждения при Правительстве РФ «Российский фонд федерального имущества» по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого или иного имущества, обращенного в собственность государства возложены на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно Положению «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», утвержденному постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 года № 432, компетентным органом, который организует в установленном порядке реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, осуществляющее деятельность самостоятельно и через территориальные органы.
В силу приказа Минфина России от 13.04.2020 № 64н «Об утверждении Порядка перечисления обращенных в собственность Российской Федерации денежных средств на счета, открытые соответствующим территориальным органам Федерального казначейства» денежные средства в валюте Российской Федерации в безналичной форме перечисляются федеральным органом государственной власти (государственным органом) (территориальным органом федерального органа государственной власти (государственного органа) на единый казначейский счет для их зачисления на казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений, открытый соответствующему территориальному органу Федерального казначейства, в соответствии с Порядком учета и распределения. При этом в распоряжении о переводе денежных средств указываются реквизиты документа - основания для признания указанных денежных средств собственностью Российской Федерации.
Порядок распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства, установлен Положением об учете, оценке и распоряжению имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2019 года № 1238 «О распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства» и установлен особый порядок учета, оценки и распоряжения.
В силу п. 2 настоящее Положение не распространяется на имущество, обращенное в собственность государства, в отношении которого федеральными законами или в соответствии с ними установлен особый порядок распоряжения.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом для целей распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет его учет, организует прием, проведение оценки, экспертизы, транспортировку (перевозку), хранение и последующее распоряжение способами, предусмотренными пунктом 11 настоящего Положения.
Согласно п/п «д» п. 3 Положения для распоряжения в порядке, установленном настоящим Положением, подлежит передаче Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, его территориальным органам (далее - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом) имущество, обращенное в собственность государства, за исключением денежных средств на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах Российской Федерации, иностранных государств и международных денежных единицах, денежных знаков в виде банкнот и монет Центрального банка Российской Федерации, находящихся в обращении и являющихся законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации, денежных знаков в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении и являющихся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемых либо изъятых из обращения, но подлежащих обмену денежных знаков, которые в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, перечисляются на счета, открытые соответствующим территориальным органам Федерального казначейства.
В соответствии со ст. 40 Бюджетного кодекса РФ доходы от федеральных налогов и сборов, региональных налогов, местных налогов и сборов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на казначейские счета для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом, для их распределения органами Федерального казначейства в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им распоряжению, а также направляют информацию о зачислении (возврате) денежных средств, об уточнении вида и принадлежности платежа в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах.
Согласно Постановления Правительства РФ от 15.10.2021 N 1756 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 995" главным администратором доходов, полученных в результате взыскания в бюджетную систему Российской Федерации денежных взысканий (штрафов) назначенных судами по результатам рассмотрения гражданского дела, гражданского иска, предъявленного в рамках уголовного дела, административного дела или дела об административном правонарушении, возбужденного по иску (заявлению, постановлению) прокурора, с 18 апреля 2022 года является Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации.
С учетом изложенного, денежные средства, признанные судом бесхозяйным движимым имуществом подлежат обращению в собственность Российской Федерации путем перечисления их на открытый федеральным органом исполнительной власти единый счет.
Руководствуясь ст. 293, 194 - 198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Ленинского района г. Ижевска Удмуртской Республики о признании движимого имущества бесхозяйным - удовлетворить.
Признать бесхозяйным движимое имущество - денежные средства в сумме <данные изъяты>, изъятые в рамках материала проверки КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ, находящиеся на депозитном счете Управления МВД России по г. Ижевску, и обратить в собственность Российской Федерации путем перечисления по следующим реквизитам: ИНН 1835062680, КПП 184101001 УФК по Удмуртской Республике (Управление Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республики, лицевой счет 04131785120) Банк получателя: Отделение - НБ Удмуртская Республика Банка России // УФК по Удмуртской Республике г. Ижевск, БИК 019401100, расчетный счет 03100643000000011300, счет банка получателя 40102810545370000081, ОКТМО 94701000 (г. Ижевск), КБК 32211705010016000180.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в порядке апелляционного производства в течение месяца.
Судья Семенова Е.А.