Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2795/2024 (2-10838/2023;) ~ М-8660/2023 от 13.11.2023

Дело № 2-2795/2024

УИД № 23RS0047-01-2023-011322-39

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕНМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Краснодар                             27 июня 2024 года

Советский районный суд г. Краснодара в составе:

судьи    Кантимира И.Н.

при секретаре Черкашиной И.В.

с участием:

представителя истца Государственной жилищной инспекции Краснодарского края – Телюк А.В. (доверенность № 75-02-23-8559/23 от 06.07.2023 года),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции Краснодарского края к ООО «Краснодартеплоэнерго» о признании бездействия незаконным,

УСТАНОВИЛ:

    Государственная жилищная инспекция Краснодарского края обратилась в суд с иском о признании бездействия ООО «Краснодартеплоэнерго» по устранению нарушений требований жилищного законодательства Российской Федерации незаконным; обязании ООО «Краснодартеплоэнерго» выполнить требования жилищного законодательства Российской Федерации, содержащиеся в предостережении госжилинспекции края от 17.07.2023 года № 23231182300006885431, а именно: исполнить решение общего собрания собственников помещений в МКД, оформленного протоколом от 31.10.2022 года № 1, в части заключения прямых договоров с каждым собственником помещения в МКД.

В обоснование требований указано, что согласно реестру лицензий Краснодарского края управление многоквартирным домом № 60 по улице 40-летия Победы в городе Краснодаре осуществляет управляющая организация ООО «УК «Оскар» на основании договора управления, заключенного в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в МКД, оформленным протоколом от 22.09.2014 года № 1. В госжилинспекцию края поступило обращение (вх. от 26.06.2023 года № 19432) собственника помещения в МКД о признаках нарушения обязательных требований жилищного законодательства Российской Федерации, а именно: ООО «Краснодартеплоэнерго» не заключает прямые договоры с собственниками помещений в МКД и не осуществляет начисление платы за коммунальную услугу по электроснабжению в данном доме, при наличии решения собственников помещений в МКД о переходе на прямые договоры ООО «Краснодартеплоэнерго» для осуществления расчетов за коммунальную услугу по горячему водоснабжению. При рассмотрении обращения заявителя госжилинспекцией края было установлено, что собственниками помещений в МКД в соответствии с частью 1 статьи 157.2 ЖК РФ было принято решение на общем собрании о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией ООО «Краснодартеплоэнерго» для предоставления и оплаты коммунальных услуг по    горячему водоснабжению и отоплению, оформленное протоколом от 31.10.2022 года № 1. Копии решений и протокола были направлены собственниками помещений в МКД в адрес ООО «Краснодартеплоэнерго». Указанные решения общего собрания не оспорены, в судебном порядке недействительными не признаны. Вместе с тем, ООО «Краснодартеплоэнерго» отказывает собственникам помещений в МКД в переходе на прямые договоры для предоставления и оплаты коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению по причине наличия в указанном МКД индивидуального теплового пункта. Возможность собственникам жилых помещений МКД    заключать непосредственно с ресурсоснабжающей организацией договоры, не поставлена в зависимость от технических особенностей оборудования системы теплоснабжения соответствующего МКД. По указанному факту госжилинспекцией края объявлено ООО «Краснодартеплоэнерго» предостережение от 17.07.2023 года № 23231182300006885431 о недопустимости нарушения требований жилищного законодательства Российской Федерации, со сроком исполнения – 08.09.2023 года. В адрес госжилинспекции края от ООО «Краснодартеплоэнерго» поступило возражение на указанное предостережение, по результатам рассмотрения которого установлено, что ООО «Краснодартеплоэнерго» меры по соблюдению обязательных требований действующего законодательства, указанные в предостережении от 17.07.2023 года № 23231182300006885431, не приняты. Считает, что ООО «Краснодартеплоэнерго» необоснованно уклоняется от исполнения решения общего собрания, оформленного протоколом от 31.10.2022 года № 1, в части заключения прямых договоров для предоставления и оплаты коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению. До настоящего времени ООО «Краснодартеплоэнерго» предостережение от 17.07.2023 года № 23231182300006885431 не исполнено. На основании изложенного они обратились в суд с настоящим иском.

В судебном заседании представитель истца Государственной жилищной инспекции Краснодарского края – Телюк А.В., поддержала исковые требования и просила удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «Краснодартеплоэнерго», надлежащим образом извещенный о дне, месте и времени проведения судебного заседания, в суд не явился, представил возражения с просьбой об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Третьи лица – ООО «УК «Служба ЖКХ» и Тирская О.В., извещенные о дне, месте и времени проведения судебного заседания, в суд не явились, уважительных причин неявки суду не предоставили.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителя истца, суд считает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать по следующим основаниям.

Так, в ходе судебного заседания установлено, что многоквартирный дом № 60 по улице 40-летия Победы в городе Краснодаре, находящийся в управлении ООО УК «Управдом», оборудованы индивидуальным тепловым пунктом с теплообменными аппаратами на внутридомовых контурах горячего водоснабжения и отопления. От источника тепловой энергии по централизованным тепловым сетям ООО «КТЭ» подает теплоноситель в ИТП на указанные теплообменные аппараты, в которых происходит приготовление коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению за счет тепловой энергии подаваемого теплоносителя.

То есть, в указанном МКД производится самостоятельное приготовление коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению (независимая схема). Регулирование параметров (температура, давление, расход) данных коммунальных услуг осуществляется на ИТП дома.

Исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению и отоплению МКД является управляющая организация, которая не может отказаться от заключения и дальнейшего исполнения договора теплоснабжения.

Так как МКД оборудован ИТП, заключение прямых договоров между ресурсоснабжающей организацией ООО «КТЭ», и собственниками жилых помещений в МКД невозможно в силу норм действующего законодательства.

На основании пунктов 1 и 6 статьи 13 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» при централизованной закрытой системе теплоснабжения и горячего водоснабжения с потребителями горячей воды заключается договор горячего водоснабжения, содержащий условия и правила подачи горячей воды, регулируемые Законом № 416-ФЗ.

В соответствии со статьей 15.1 и пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» при централизованной открытой системе теплоснабжения и горячего водоснабжения с потребителями коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению заключается договор теплоснабжения и поставки горячей воды.

Из указанных норм отраслевого законодательства следует, что ресурсоснабжающая организация, осуществляющая деятельность по горячему водоснабжению при использовании закрытых систем горячего водоснабжения и по поставке горячей воды при использовании открытых систем теплоснабжении и горячего водоснабжения, не может признавать тепловую энергию в качестве коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирные дома, поскольку вуказанном случае следовало бы признать под коммунальным ресурсом, поставляемым в многоквартирные дома в целях предоставления коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодную воду или теплоноситель, что не соответствует предмету договоров, согласно статье 13 Закона №416-ФЗ и статье 15.1 Закона 190-З.

Так, согласно части 5 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190- ФЗ «О теплоснабжении», пункта 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 года № 1075 органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения).

Двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.

Компонент на тепловую энергию устанавливается органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного компонента, равного соответственно одноставочному или двухставочному тарифу на тепловую энергию (мощность).

Компонент на теплоноситель устанавливается органом регулирования в виде одноставочного компонента и принимается равным тарифу на теплоноситель.

Таким образом, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) принимают решения об установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду в соответствии с нормами действующего законодательства.

Так, в пункте 38 Правил № 354 предусмотрено, что в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Вместе с тем, Правилами № 354 не предусмотрено применение тепловой энергии в качестве коммунальной услуги, что соответствует положениям части 4 статьи 154 ЖК РФ, которая гласит - плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Кроме того, в соответствии с пп. 4.4., п. 4 ст. 44 ЖК РФ, к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (далее также - договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

То есть, по смыслу норм действующего законодательства, тепловая энергия(теплоноситель) не является одним из видов коммунальных услуг; заключение подобного договора не относится к компетенции общего собрания собственников помещений в МКД. Следовательно, принятие решения о заключении прямых договоров при приготовлении коммунальных услуг с использованием внутридомового оборудования противоречит ст. 44 ЖК РФ.

На основании изложенного, в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией договор предоставления коммунальной услуги, предусмотренный статьей 157.2 ЖК РФ, заключен быть не может, поскольку в данном случае ресурсоснабжающая организация предоставляет коммунальный ресурс для самостоятельного производства коммунальной услуги и сама не является производителем такой услуги.

Учитывая изложенное, а также тот факт, что МКД оборудован индивидуальным тепловым пунктом (ИТП), заключение прямых договоров между ресурсоснабжающей организацией (РСО) - ООО «КТЭ», и собственниками жилых помещений в МКД невозможно в силу норм действующего законодательства.

Договор ресурсоснабжения заключается управляющей и ресурсоснабжающей организациями, в том числе, и в целях приготовления горячей воды посредством использования оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирных домах, в которых централизованная система горячего водоснабжения отсутствует.

Порядок внесения потребителем платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с пунктом 54 Правил №354. Однако, указанным нормативным положением не урегулированы отношения по предоставлению коммунальной услуги горячего водоснабжения ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку отдельных видов коммунальных ресурсов в многоквартирном доме с нецентрализованной системой горячего водоснабжения, поскольку коммунальная услуга по горячему водоснабжению в таком многоквартирном доме не может предоставляться этой ресурсоснабжающей организацией самостоятельно.

Согласно подпункту «б» пункта 4 Правил № 354 при отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой и тепловой энергией на отопление потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).

Для приготовления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в таком многоквартирном доме в качестве коммунального ресурса используется холодная вода, поставку которой в многоквартирный дом осуществляет организация, осуществляющая холодное водоснабжение, и тепловая энергия, поставку которой осуществляет теплоснабжающая организация.

Однако, теплоснабжающая организация не может быть признана в соответствии с Правилами № 354 исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

РСО осуществляет лишь поставку коммунального ресурса (тепловая энергия, теплоноситель) для самостоятельного приготовления коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению.

    Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:

    1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;

2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;

3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц (часть 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, в многоквартирном доме с нецентрализованной системой горячего водоснабжения и отопления коммунальные услуги горячего водоснабжения и отопления могут быть предоставлены только исполнителем, осуществляющим эксплуатацию внутридомового оборудования, относящегося к общему имуществу в многоквартирном доме, с помощью которого приготавливается горячая вода. Таким исполнителем в соответствии с приведенными нормативными положениями может быть только лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, в рассмотренном случае - управляющая организация.

При таких обстоятельствах управляющая организация не утратила статус исполнителя коммунальной услуги по горячему водоснабжению и отоплению многоквартирных домов и, как следствие, не может отказаться от заключения и дальнейшего исполнения договора теплоснабжения, в том числе, в объемах, необходимых для приготовления горячей воды на коммунальные услуги горячего водоснабжения и отопления, в силу части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации. Заключение прямых договоров с собственниками помещений такого МКД невозможно в силу закона.

Аналогичная правовая позиция отражена в Определении Верховного суда Российской Федерации от 13.12.2021№ 306-ЭС21-23476 и Определении Верховного суда Российской Федерации от 21.06.2023 №307-ЭС23-2986.

Верховный суд указал, что действующее жилищное законодательство предусматривает возможность перехода собственников и пользователей помещений в МКД на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями только в отношении строго определенного перечня коммунальных услуг (коммунальных ресурсов). Поскольку поставляемая компанией в спорный МКД «тепловая энергия на подогрев воды» не относится к коммунальным услугам, а входящее в состав общего имущества собственников помещений в МКД оборудование не использовалось компанией для самостоятельного приготовления горячей воды (пункт 4 Правил № 354), вывод судов о том, что жилищное законодательство не устанавливает ограничений для перехода на прямые договоры собственников помещений с ресурсоснабжающими организациями в отношении МКД, не оборудованных централизованной системой ГВС, является ошибочным. Иной подход означал бы возложение на ресурсоснабжающую организацию в отсутствие какого - либо правового основания (договоров аренды, оказания услуг и т.п.) бремени содержания и ремонта внутридомового оборудования, с помощью которого приготовляется горячая вода, а также обязанностей по приобретению необходимой для оказания услуги по ГВС холодной воды и по контролю качества коммунальной услуги и его соответствия жилищному законодательству.

Из систематического толкования пункта 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ, пунктов 4 и 54 Правил № 354 следует, что коммунальная услуга по ГВС в МКД с нецентрализованной системой ГВС может быть предоставлена только исполнителем, осуществляющим эксплуатацию относящегося к общему имуществу собственников помещений в МКД внутридомового оборудования, с помощью которого приготавливается горячая вода, и, следовательно, заключение собственниками помещений прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией, поставляющей только один из 6 необходимых для приготовления горячей воды компонентов (тепловую энергию) не допускается. Таким образом, отказ компании от перехода на прямые договоры по поставке тепловой энергии на подогрев воды является правомерным.

Поскольку жилищное законодательство не предусматривает заключение таких прямых договоров, решение общего собрания собственников в этой части не повлекло никаких юридических последствий (Определении Верховного суда Российской Федерации от 21.06.2023 №307-ЭС23-2986).

Кроме того, ООО «КТЭ» в адрес Государственной жилищной инспекцией Краснодарского края был направлен ответ на предостережение от 17.07.2023 года № 23231182300006885431, в котором также указаны правовые нормы, указывающие на невозможность заключения прямых договоров с собственниками жилых помещений в МКД по адресу: г. Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, д. 60, в силу закона.

При этом, суд учитывает, что в материалах дела отсутствуют доказательства согласия собственников жилых помещений в МКД по адресу: г. Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, д. 60, с требованиями, заявленными в исковом заявлении.

Истцом в исковом заявлении указывается на то, что в госжилинспекцию края поступило обращение вх. от 26.06.2023 года № 19432 собственника помещения в МКД о не заключении прямых договоров в данном МКД.

Однако, 01.09.2023 года внеочередным общим собранием собственников помещений МКД, расположенному по адресу: г. Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, д. 60, избрана новая управляющая организация ООО УК «Служба ЖКХ». 17.10.2023 между ООО «КТЭ» и ООО УК «Служба ЖКХ» заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды № 124318990446968, согласно которому исполнителем коммунальной услуги является ООО УК «Служба ЖКХ»

Учитывая изложенные обстоятельства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Государственной жилищной инспекции Краснодарского края к ООО «Краснодартеплоэнерго» о признании бездействия незаконным – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Советский районный суд города Краснодара в течение месяца.

Судья Советского

районного суда г. Краснодара                    И.Н. Кантимир

Мотивированное решение изготовлено 03 июля 2024 года.

Судья Советского

районного суда г. Краснодара                    И.Н. Кантимир

2-2795/2024 (2-10838/2023;) ~ М-8660/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Госудаственная жилищная инспекция КК
Ответчики
ООО "Краснодартеплоэнерго"
Другие
Тирская Оксана Васильевна
ООО " Управляющая компания " Служба жилищно- коммунального хозяйства"
Суд
Советский районный суд г. Краснодара
Судья
Кантимир Игорь Николаевич
Дело на сайте суда
krasnodar-sovetsky--krd.sudrf.ru
13.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.11.2023Передача материалов судье
17.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.01.2024Подготовка дела (собеседование)
17.01.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
17.01.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
28.02.2024Предварительное судебное заседание
22.04.2024Предварительное судебное заседание
27.06.2024Предварительное судебное заседание
27.06.2024Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее