Судебный акт #1 (Решение) по делу № 21-178/2022 от 01.06.2022

Судья Ермакова Л.А. № 21-178/2022

№ 12-58/2022

67RS0021-01-2022-000489-14

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

13 июля 2022 года г. Смоленск

Судья Смоленского областного суда Савушкина О.С. при секретаре Бурносовой Ю.Л., рассмотрев жалобу Фроловой Валентины Николаевны и протест первого заместителя прокурора Смоленской области Коданева Д.В. на решение судьи Смоленского районного суда Смоленской области от 12 мая 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ, в отношении Фроловой Валентины Николаевны,

установил:

постановлением заместителя главного государственного инспектора в г. Смоленске, Краснинском и Смоленском районах по использованию и охране земель, заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (далее – Управление) Гриневич Г.Г. от 11 февраля 2022 г. Фролова В.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Решением судьи Смоленского районного суда Смоленской области от 12 мая 2022 г. постановление должностного лица изменено, снижен размер административного штрафа до 10000 рублей.

В жалобе Фролова В.Н. просит решение судьи отменить, указывая на допущенные нарушения при составлении протокола об административном правонарушении, а именно на отсутствие ее объяснений и замечаний, наличие несоответствий с ее реальными паспортными данными, а также на не предоставление видеосъемки, на наличие которой указано в акте выездного обследования.

В протесте первый заместитель прокурора Смоленской области Коденев Д.В. просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что результаты проверки, проведенной в отношении Фроловой В.Н., в ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий получены с нарушением закона и не могут быть использованы в качестве доказательств по делу.

В Смоленском областном суде Фролова В.Н. и прокурор отдела прокуратуры Смоленской области Старовойтова Н.Н. поддержали доводы жалобы и протеста, просили постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу прекратить.

Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении – Гриневич Г.Г. полагала вынесенные постановление и решение законными и обоснованными, не подлежащими отмене.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от 3 до 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее четырехсот тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Как следует из статьи 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, в числе прочего, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; выполнять иные требования, предусмотренные этим Кодексом, федеральными законами.

Статьей 284 ГК РФ определено, что земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Как установлено судьей и следует из материалов дела, Фролова В.Н. на основании договора дарения от 26 июля 2011 г. является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 1500 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: ..., о чем в ЕГРН внесена регистрационная запись за .

На основании распоряжения заместителя руководителя Управления Росреестра по Смоленской области от 26 ноября 2021 г. № Р/1392 8 декабря 2021 г. по адресу: ... в отношении Фроловой В.Н. проведено выездное обследование, в ходе которого установлено, что земельный участок с кадастровым номером частично огражден (с южной стороны сеткой рабицей), доступ обеспечен, объекты капитального строительства и объекты временного использования отсутствуют, признаки освоения земельного участка для индивидуального жилищного строительства отсутствуют. Сроки освоения указанного земельного участка договором купли-продажи не установлены, разрешение на строительство индивидуального жилого дома на данном земельном участке Фроловой В.Н. не получено, уведомление о планируемом строительства в Администрацию МО «Смоленский район» Смоленской области Фроловой В.Н. не подавалась. Поскольку срок освоения земельного участка земельного участка с кадастровым номером не устанавливался, то трехлетний срок, в течение которого Фролова В.Н. должна приступить к использованию земельного участка, начал исчисляться с момента приобретения права собственности на земельный участок, то есть с 22 августа 2011 г., и истек 22 августа 2014 г.

Выявленные нарушения зафиксированы в акте выездного обследования от 8 декабря 2021 г.

Указанное послужило основанием для составления 28 января 2022 г. должностным лицом отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Смоленской области в отношении Фроловой В.Н. протокола об административном правонарушении, предусмотренного ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ, а впоследствии вынесения 11 февраля 2022 г. постановления о привлечении Фроловой В.Н. к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ.

Факт совершения Фроловой В.Н. вмененного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 28 января 2022 г. (л.д. 29-32); распоряжением заместителя руководителя Управления Росреестра по Смоленской области о проведении выездного обследования от 26 ноября 2021 г. № Р/1392 (л.д. 11); актом выездного обследования от 8 декабря 2021 г. (л.д. 17-20); протоколом осмотра от 8 декабря 2021 г. (л.д. 21); ответом Администрации МО «Смоленский район» Смоленской области от 7 февраля 2022 г. № 1595 (л.д. 23) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Выводы должностного лица и судьи о наличии в действия Фроловой В.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ, являются правильными.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Доводы, изложенные в протесте прокурора о том, что по результатам выездного обследования не предусмотрена возможность возбуждения дела об административном правонарушении, обоснованно отклонены судьей районного суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 75 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ) под выездным обследованием в целях настоящего Федерального закона понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований.

Согласно ч. 5 указанной статьи по результатам проведения выездного обследования не могут быть приняты решения, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 2 статьи 90 настоящего Федерального закона.

При этом пунктом 3 ч. 2 ст. 90 Федерального закона № 248-ФЗ установлено, что в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.

Таким образом, судья районного суда пришел к правильному выводу, что должностное лицо вправе при выявлении в ходе выездного обследования признаков административного правонарушения принять меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности.

Ссылки Фроловой В.Н. в жалобе на то, что в протоколе и постановлении по делу об административном правонарушении неверно указана ее фамилия, не могут повлечь отмены постановления должностного лица и решения судьи.

В соответствии с ч. 1 ст. 29.12.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, определение по делу об административном правонарушении, по заявлению лиц, указанных в статьях 25.1 - 25.5.1, 25.11 настоящего Кодекса, судебного пристава-исполнителя, органа, должностного лица, исполняющих постановление, определение по делу об административном правонарушении, или по своей инициативе вправе исправить допущенные в постановлении, определении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения содержания постановления, определения.

Как следует из материалов дела, определением заместителя главного государственного инспектора в г. Смоленске, Краснинском и Смоленском районах по использованию и охране земель, заместителя начальника отдела государственного земельного надзора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области Гриневич Г.Г. от 10 марта 2022 г. исправлена описка в тексте постановления о назначении административного наказания от 11 февраля 2022 г. в части указания места рождения Фроловой В.Н. («...» на «...»).

Доводы жалобы Фроловой В.Н. о том, что в протоколе об административном правонарушении отсутствуют ее подписи в графах об ознакомлении с текстом протокола, наличии объяснений и замечаний по содержанию протокола несостоятельны.

Так, из положений статьи 28.2 КоАП РФ следует, что при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе, предоставляется возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае неявки физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если оно извещено в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (части 3, 4, 4.1).

Из материалов дела следует, что 10 декабря 2021 г. в адрес Фроловой В.Н. (...) было направлено уведомление о необходимости явки в Управление 28 декабря 2021 г. в 11 часов для составления протокола об административном правонарушении (л.д. 24), которое возвращено в Управление 17 января 2022 г. в связи с истечением срока хранения (л.д.25). 29 декабря 2021 г. Управлением по вышеуказанному адресу Фроловой В.Н. направлено уведомление о необходимости явки в Управление 28 января 2022 г. в 11 часов для составления протокола об административном правонарушении (л.д. 33), которое было получено Фроловой В.Н. 4 января 2022 г. (л.д. 34).

Как следует из объяснений, данных в Смоленском областном суде должностным лицом, вынесшим постановление по делу об административном правонарушении, Гриневич Г.Г., Фролова В.Н. явилась 28 января 2022 г. в Управление на составление протокола об административном правонарушении, однако устроила скандал и ушла, в связи с чем протокол об административном правонарушении составлен в ее отсутствие, о чем в протоколе имеются соответствующие отметки.

Копия протокола об административном правонарушении от 28 января 2022 г. направлена в адрес Фроловой В.Н. 1 февраля 2022 г. (л.д. 42) и получена последней 4 февраля 2022 г. (л.д. 43).

Таким образом, при составлении протокола об административном правонарушении и вынесения постановления по делу об административном правонарушении нарушений допущено не было.

Постановление о привлечении Фроловой В.Н. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено Фроловой В.Н. ниже минимального размера штрафа, установленного санкцией ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ.

Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу допущено не было.

Руководствуясь ст.ст. 30.2 - 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

решение судьи Смоленского районного суда Смоленской области от 12 мая 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ, в отношении Фроловой Валентины Николаевны оставить без изменения, жалобу Фроловой Валентины Николаевны и протест первого заместителя прокурора Смоленской области Коданева Д.В.– без удовлетворения.

Судья О.С. Савушкина

21-178/2022

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Истцы
Заместитель прокурора Смоленской области
Ответчики
Фролова Валентина Николаевна
Суд
Смоленский областной суд
Судья
Савушкина Оксана Сергеевна
Статьи

ст.8.8 ч.3 КоАП РФ

Дело на странице суда
oblsud--sml.sudrf.ru
02.06.2022Материалы переданы в производство судье
15.06.2022Судебное заседание
13.07.2022Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее