Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-814/2024 (2-11051/2023;) ~ М-9343/2023 от 22.09.2023

УИД    11RS0001-01-2023-012385-73 Дело № 2-814/2024 (2-11051/2023)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе судьи Чарковой Н.Н.,

при секретаре Никишиной В.В.,

с участием истца Прокушевой Э.Н.,

представителя истца Бедельянц В.А.,

представителя ответчика Моториной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 16 февраля 2024 года дело по иску Прокушевой Элины Николаевны к ГБУЗ РК «Коми Республиканский наркологический диспансер» о перерасчете количества дней предоставляемого отпуска и внесении изменений в приказ № 204 от 17.07.2023,

у с т а н о в и л:

Прокушева Элина Николаевна обратилась в суд с исковым заявлением к ГБУЗ РК «Коми Республиканский наркологический диспансер» (далее - ГБУЗ РК «КРНД») о предоставлении копий расчетных листков, копий приказов о предоставленных отпусках за период работы с июля 1998 года по июль 2023 года, перерасчете количества дней предоставляемого отпуска и внесении изменений в приказ №... от ** ** **, указав в обоснование, что ей не мог быть предоставлен отпуск за период работы 2024 – 2025 г.г., поскольку данный период еще не наступил, кроме того, отпуск, положенный ей ежегодно 79 календарных дней, за весь период работы в полном объеме ею не использован.

В ходе рассмотрения дела судом принят отказ Прокушевой Э.Н. от исковых требований к ГБУЗ РК «Коми Республиканский наркологический диспансер» о предоставлении копий расчетных листков, копий приказов о предоставленных отпусках за период работы с июля 1998 года по июль 2023 года.

Определением суда от 31.01.2024 производство по делу в указанной части прекращено.

В судебном заседании истец, представитель истца на удовлетворении исковых требований наставали.

Представитель ответчика исковые требования не признала по доводам письменных возражений, согласно которым истцу за предыдущие периоды дополнительные ежегодные отпуска за работу во вредных условиях предоставлялись полностью - не за фактически отработанное время, а авансом, соответственно, в 2023 году при определении отпускных дней истцу был предоставлен отпуск за период 2024 – 2025 г.г.

Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, показания свидетеля, исследовав материалы настоящего дела, и оценив в совокупности все представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд находит требования истца не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Судом установлено, что на основании трудового договора от ** ** **, истец работает в ГБУЗ РК «Коми Республиканский наркологический диспансер» в должности ... с ** ** **.

Согласно разделу 6 трудового договора работнику предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 каленндарных дней; дополнительный оплачиваемый отпуск 16 календарных дней за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера; за работу во вредных и (или) опасных условиях труда продолжительностью 35 календарных дней.

Оспариваемым приказом №...-от от ** ** ** Прокушевой Э.Н. на основании графика отпусков на 2023 год, предоставлен отпуск за период работы с ** ** ** по ** ** ** по основной должности: 4 дня основного отпуска и 9 дней отпуска за вредные условия (с ** ** ** по ** ** **), за период работы с ** ** ** по ** ** **: 11 дней основного отпуска и 8 дней за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (с ** ** ** по ** ** **).

Истец с данным приказом не согласна, указывая, что с ** ** ** в ГБУЗ РК «КРНД» работала непрерывно, в течении этого времени ежегодный отпуск использован не в полном объеме, поэтому ей не мог быть предоставлен отпуск за 2024 – 2025 г.г.

В силу положений абзаца шестого части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на отдых, обеспечиваемый в том числе предоставлением оплачиваемых ежегодных отпусков.

Работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка (статья 114 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 122 Трудового кодекса Российской Федерации оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно.

В соответствии с частью 1 статьи 115 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней.

Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного работодателя. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения шести месяцев (часть 2 статьи 122 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью 4 статьи 122 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отпуск за второй и последующие годы работы может предоставляться в любое время рабочего года в соответствии с очередностью предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, установленной у данного работодателя.

Согласно статье 321 Трудового кодекса Российской Федерации кроме установленных законодательством ежегодных основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в районах Крайнего Севера, предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска продолжительностью 24 календарных дня, а лицам, работающим в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 16 календарных дней.

В соответствии с положениями статьи 117 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.

Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой настоящей статьи, составляет 7 календарных дней.

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

Общая продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска определяется суммированием ежегодного основного и всех дополнительных ежегодных оплачиваемых отпусков (статья 322 Трудового кодекса Российской Федерации).

В силу части 3 статьи 121 Трудового кодекса Российской Федерации в стаж работы, дающий право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, включается только фактически отработанное в соответствующих условиях время.

Включение в такой стаж исключительно времени, фактически отработанного в соответствующих условиях, обусловлено тем обстоятельством, что именно в этот период работник подвергается воздействию вредных и (или) опасных факторов.

Такое правовое регулирование призвано компенсировать негативное воздействие указанных факторов на здоровье работников, распространяется на всех лиц, работающих по трудовому договору.

Статьей 91 Трудового кодекса Российской Федерации определено понятие рабочего времени как времени, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иных периодов времени, которые в соответствии с Трудовым кодексом, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.В этой связи к фактически отработанному в соответствующих условиях времени в целях исчисления стажа работы, дающего право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, следует относить рабочее время, в течение которого работник выполнял обязанности согласно трудовому договору на рабочем месте, на котором установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Статья 121 Трудового кодекса Российской Федерации не содержит перечня периодов, которые исключаются из стажа работы, дающего право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, поэтому из стажа исключаются периоды, когда работник не находился под воздействием вредных условий труда. Кодекс не устанавливает механизма исчисления стажа работы, дающего право на дополнительный отпуск.

Порядок предоставления дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда определен в Инструкции о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21 ноября 1975 года № 273/П-20, (далее по тексту - Инструкция). Эта Инструкция подлежит применению в силу части 1 статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации в части, не противоречащей этому Кодексу.

В соответствии с пунктом 8 Инструкции дополнительный отпуск предоставляется одновременно с ежегодным отпуском. Запрещается непредоставление ежегодного отпуска рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим, имеющим право на дополнительный отпуск в связи с вредными условиями труда. Полный дополнительный отпуск согласно Списку предоставляется рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим, если они в рабочем году фактически проработали в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда не менее 11 месяцев.

Согласно пункту 9 Инструкции, если рабочий, инженерно-технический работник или служащий в рабочем году проработал в производствах, цехах, профессиях и должностях, предусмотренных в Списке, менее 11 месяцев, то ему дополнительный отпуск предоставляется пропорционально проработанному времени.

В силу пункта 10 Инструкции при исчислении стажа работы, дающего право на дополнительный отпуск или выплату компенсации за него пропорционально проработанному времени, количество полных месяцев работы в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда определяется делением суммарного количества дней работы в течение года на среднемесячное количество рабочих дней. При этом остаток дней, составляющий менее половины среднемесячного количества рабочих дней, из подсчета исключается, а остаток дней, составляющий половину и более среднемесячного количества рабочих дней, округляется до полного месяца.

Судом установлено, что первоначально истцу было установлено 68 дней отпуска, в дальнейшем - 79 календарных дней (28 + 16 +35).

Исходя из приведенных положений трудового законодательства, истцу за каждый год работы полагалось 44 дня отпуска (28 + 16) плюс дополнительные дни отпуска за работу с вредными условиями труда, исчисляемые исходя из фактически отработанного времени во вредных условиях труда (то есть ежегодно не по 35 дней).

Из анализа табелей учета рабочего времени, приказов о предоставлении отпусков, а также сведений об отпусках, представленных ответчиком в табличном варианте (л.д. 124-127 т.1), Прокушева Э.Н. ежегодно использовала своё право на оплачиваемый отпуск, в том числе, на дополнительный в связи с вредными условиями труда. При этом, по 2002 год отпуск истцу предоставлялся в полном объеме, без учета фактически отработанного времени во вредных условиях, т.е. по 68 дней.

Из норм трудового законодательства следует, что расчет отпускного стажа начинается с даты приема на работу, то есть ведется не по календарным, а по «рабочим» годам.

Так, из карточки Т-2 следует, что ** ** ** истец назначена на должность ..., с ** ** ** работает в ГБУЗ РК «КРНД», трудовой период начинается с 14 февраля года трудоустройства соответственно по 13 февраля следующего года.

Ответчиком представлены сведения о предоставленных отпусках, начиная с трудового периода с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** ** и далее в аналогичном порядке.

Также из данной таблицы следует, что фактически ответчиком истцу за период трудовой деятельности было предоставлено дней отпуска за вредные условия больше, чем подлежало предоставлению.

Так, например, за период с ** ** ** по ** ** ** истцу было положено 73 дня отпуска, предоставлено 79, т.е. 6 дней отпуска за работу во вредных условиях истец использовала авансом из следующего отпускного периода (при этом, в этом периоде, 79 дней работник отсутствовал - отпуск). Аналогичная ситуация за следующий трудовой период с ** ** ** по ** ** ** истцу было положено 68 дней отпуска, а предоставлено 79 дней (при этом, в этом периоде, 124 дня работник отсутствовал, из них 45 находился на больничном, 79 дн - отпуск), т.е. опять авансом использовано 11 дней отпуска за работу во вредных условиях из следующего отпускного периода.

Всего за период работы, истцу предоставлено отпуска за работу во вредных условиях 56 дней, которые ею за работу во вредных условиях не были заработаны.

Данные обстоятельства подвердила в ходе рассмотрения дела допрошенный свидетель ФИО5 (менеджер по персоналу ГБУЗ РК «КРНД»).

Учитывая изложенное, требования закона, условия трудового договора, суд приходит к выводу об отсутствии у ответчика обязанности по предоставлению истцу дополнительного отпуска в количестве 35 календарных дней за каждый отработанный год без учета фактически отработанного времени во вредных условиях труда.

Ответчиком правомерно не отнесены к рабочему времени по смыслу положений статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации и не учтены как фактически отработанные периоды в целях предоставления отпуска за работу во вредных условиях, периоды временной нетрудоспособности, нахождения в отпуске и другие периоды, в которых истец не работала.

При этом проанализировав материалы дела, суд установил, что фактически ответчиком истцу за период трудовой деятельности было предоставлено дней дополнительного отпуска за вредные условия больше, чем подлежало предоставлению. С учетом того, что истцом в некоторых трудовых периодах использовались дни отпуска за вредные условия авансом (т.е. больше заработанного за рабочий период), они соответственно переходили на следующий рабочий период, что произошло и при предоставлении отпуска истцу в 2023 году.

Нарушений трудовых прав истца со стороны работодателя судом не установлено.

Представленный истцом расчет не использованных дней отпуска суд не может принять во внимание, поскольку он произведен без учета положений трудового законодательства в части предоставления дополнительных дней отпуска.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения исковых требований суд не усматривает.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Прокушевой Элины Николаевны к ГБУЗ РК «Коми Республиканский наркологический диспансер» о перерасчете количества дней предоставляемого отпуска и внесении изменений в приказ №... от ** ** **, - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд РК в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья -                  Н.Н. Чаркова

Мотивированное решение составлено 19 февраля 2024 года.

2-814/2024 (2-11051/2023;) ~ М-9343/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокушева Элина Николаевна
Ответчики
ГБУЗ РК "Коми Республиканский наркологический диспансер"
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Чаркова Наталья Николаевна
Дело на странице суда
syktsud--komi.sudrf.ru
22.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.09.2023Передача материалов судье
29.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.10.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
23.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.12.2023Судебное заседание
28.12.2023Судебное заседание
31.01.2024Судебное заседание
16.02.2024Судебное заседание
19.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее