Дело № 2-1085/2024
УИД: 59RS0004-01-2023-007480-43
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 марта 2024 года город Пермь
Ленинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Шпигарь Ю.Н.,
при секретаре судебного заседания Томиловой Е.Д.,
с участием представителя истца Вяткиной И.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края к Журавлевой Дарье Васильевне о возложении обязанности,
установил:
Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия <Адрес> обратилась в суд с иском к ФИО2, ФИО1, ФИО3 о возложении обязанности: не позднее 7 календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда демонтировать несогласованные вывески с фасадов объекта культурного наследия по адресу: <Адрес>; в случае неисполнения ответчиками решения суда, в пределах установленного им срока взыскать с ответчиков по 5000 руб. с каждого за каждый день просрочки первые семь дней просрочки, далее по 10 000 руб. за каждый день просрочки (л.д.4-5).
Определением Ленинского районного суда <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ от иска Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия <Адрес> к ФИО2 о возложении обязанности демонтировать несогласованные вывески «Ted bar» и «Обувь Uno Para Одежда», «Uno Para»; к ФИО3 о возложении обязанности демонтировать несогласованные вывески «Мастер осанки», «Medi», информацию о режиме работы ортопедического салона «Мастер осанки», рекламу лекарственного препарата «Воцивус» в виде информационного плаката, консольную конструкцию (панель-кронштейнов) в виде зеленого апетечного креста – расположенные на фасадах объекта культурного наследия по адресу: <Адрес>. Производство по делу к указанным ответчикам прекращено.
Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия <Адрес> обратилась в суд с уточнением исковых требований к ФИО1 о возложении обязанности: не позднее 7 календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда демонтировать несогласованные вывески «Модные идеи» и «Одежда» с фасадов объекта культурного наследия по адресу: <Адрес>; в случае неисполнения ответчиком решения суда в пределах установленного срока взыскать с ответчика 5000 руб. за каждый день просрочки первые семь дней просрочки, далее 10 000 руб. за каждый день просрочки (л.д.62).
В обоснование требований истец указал, что по адресу: <Адрес> расположен объект культурного наследия регионального значения - памятник истории <Адрес> «Дом жилой ФИО7» (далее - Объект). Объект зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации под номером №. Приказом Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД-27-01-12-440 установлены границы территории, предмет охраны, режим использования территории названного выше Объекта. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия установлено, что на остекленных частях фасада (оконный и дверной проемы) Объекта размещены несогласованные с Инспекцией вывески с названием организации, осуществляющей торговую деятельность (магазин одежды «Модные идеи») и с указанием профиля ее деятельности. Магазин занимает нежилое помещение с кадастровым номером 59:01:4011813:183, собственником которого является ФИО1 Приказом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД-55-01-06-74 утверждён порядок согласования размещения вывески на объекте культурного наследия федерального или регионального значения, выявленном объекте культурного наследия, которым регламентирована процедура согласования размещения вывески, определены требования к размещению и содержанию вывески на объекте культурного наследия. Ответчику объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ №. Данное предостережение ответчиком проигнорировано.
Представитель истца в судебном заседании на исковых требованиях настаивала.
Ответчик Журавлева Д.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями пунктов 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (п. 1); собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2).
В силу положений статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ) имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Каждый имеет право на доступ к объектам культурного наследия в порядке, установленном статьей 47.4 настоящего Федерального закона (статья 7 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ).
Как определено Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся наряду с другими государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий, которая включает в себя, в том числе: государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, формирование и ведение перечня выявленных объектов культурного наследия, формирование и ведение реестра; установление предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в реестр, и границ территории такого объекта; установку на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений (подпункт 4 статьи 9.2, пункт 1, подпункты 1, 10, 11 пункта 2 статьи 33).
Сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ. Работы по сохранению объекта культурного наследия, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности данного объекта культурного наследия, проводятся в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и Градостроительного кодекса Российской Федерации (пункты 1 и 4 статьи 40 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ).
Требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер (пункт 1 статьи 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен (п.3); обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия (п.4).
Согласно п.11 ст.47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора. В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению либо не передан в безвозмездное пользование, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования охранное обязательство подлежит выполнению федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченными на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества.
На основании пункта 12 статьи 48 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ при передаче третьим лицам прав владения и (или) пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, выявленным объектом культурного наследия, земельным участком, в границах которого располагается объект археологического наследия, в том числе находящимися в государственной или муниципальной собственности, собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, не освобождается от ответственности за выполнение установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, объекта археологического наследия.
В силу положений ст.27 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия, содержание этих информационных надписей и обозначений, а также требования к составу проектов установки и содержания информационных надписей и обозначений, на основании которых осуществляется такая установка, определяются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
На основании ст.14 Закона Пермского края от 07.07.2009 № 451-ПК «Об объектах культурного наследия (памятниках историй и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Пермского края» установка информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Установка вывесок, не относящихся к информационным надписям и обозначениям, на объектах культурного наследия осуществляется в порядке, установленном государственным органом по охране объектов культурного наследия Пермского края.
В соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 19.04.2017 № 260-п «О передаче функций в сфере охраны объектов культурного наследия и внесении изменений в отдельные постановления Правительства Пермского края» Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края переданы функции органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации, расположенных на территории Пермского края.
Приказом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края от 04.03.2020 № СЭД-55-01-06-74 утверждён порядок согласования размещения вывески на объекте культурного наследия федерального (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации) или регионального значения, выявленном объекте культурного наследия, которым регламентирована процедура согласования размещения вывески, определены требования к размещению и содержанию вывески на объекте культурного наследия.
Пунктом 2.1. Порядка согласования размещения вывески на объекте культурного наследия федерального (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации) или регионального значения, выявленном объекте культурного наследия, предусмотрено, что проект размещения вывески на объекте культурного наследия подлежит согласованию с Инспекцией.
Согласно пункта 3.3.2.1. Порядка согласования размещения вывески на объекте культурного наследия федерального (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации) или регионального значения, выявленном объекте культурного наследия, размещение вывески не допускается: на витринах и оконных проемах, архитектурных деталях и декоративных элементах (карнизы, тяги, оконные наличники, колонны, пилястры и т.д.).
Судом установлено, что здание по адресу: <Адрес>, «Дом жилой А.Е. Попова», с кадастровым номером № является объектом культурного наследия (пункт 111 Приложения № к распоряжению <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры <Адрес> регионального значения»), зарегистрировано в Едином государственном реестре объектов культурного наследия под №.
Приказом Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД-27-01-12-440 установлены границы территории, предмет охраны, режим использования территории объекта культурного наследия «Дом жилой ФИО7» по адресу: <Адрес>.
Согласно выписке из ЕГРН на объекты по адресу: <Адрес>, за ФИО1 зарегистрировано право собственности на нежилое помещение, площадью 75,8 кв.м, расположенное на 1 этаже здания по указанному адресу (л.д.15-17).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 направлена для ознакомления и исполнения копия предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства от ДД.ММ.ГГГГ №, вынесенного Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия <Адрес> при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, с требованием о демонтаже несогласованных вывесок с остекленных частей фасада «Модные идеи», «Одежда» (л.д.9-10).
Требования предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства от ДД.ММ.ГГГГ № со стороны ФИО1 не исполнены.
ДД.ММ.ГГГГ ведущим консультантом отдела государственного надзора Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия <Адрес> ФИО8 в рамках регионального государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия на основании задания от ДД.ММ.ГГГГ № составлен акт № выездного обследования объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой ФИО7», регистрационный №, расположенного по адресу: <Адрес>.
По результатам выездного обследования установлено, что двух-трехэтажное кирпичное здание располагается на пересечении улиц Сибирская и Екатерининская; в здании расположены жилые и нежилые помещения; в нежилых помещениях располагаются: магазин «Модные идеи» и др.
Во входной зоне магазина «Модные идеи» (помещение с кадастровым номером 59:01:4011813:183), в междверном пространстве расположен вертикальный баннер с наименованием магазина, справа от входа в магазин закреплена информация о режиме работы магазина, на остекленной части оконных заполнений размещена вывеска «Одежда». Собственник помещения – ФИО1, арендатор – ИП ФИО9 Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства, направленное в адрес собственника помещения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №, не исполнено.
Проекты вывесок «Модные идеи», «Одежда», расположенные на остекленной части оконных заполнений западного фасада здания, на согласование в Инспекцию не поступали.
В действиях (бездействиях) собственника объекта культурного наследия имеются признаки нарушения обязательных требований, предусмотренных законодательством об охране объектов культурного наследия, а именно: пункта 12 ст.48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»; пункта 2.1. Порядка согласования размещения вывески на объекте культурного наследия федерального (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации) или регионального значения, выявленном объекте культурного наследия, утвержденного Приказом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД-55-01-06-74; пункта 3.3.2.1. Порядка согласования размещения вывески на объекте культурного наследия федерального (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации) или регионального значения, выявленном объекте культурного наследия, утвержденного Приказом Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД-55-01-06-74.
Достаточных и достоверных доказательств того, что обязательные требования, предусмотренные законодательством об охране объектов культурного наследия, со стороны ФИО1 соблюдены, ответчиком суду не представлено (статья 56 ГПК РФ).
Суд, разрешая требование о возложении обязанности демонтировать несогласованные вывески, руководствуясь вышеизложенными нормами законодательства, в частности положениями ст.<Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №–ПК «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории <Адрес>», принимая во внимание, что размещение вывески должно производиться на основании разрешения государственного органа по охране объектов культурного наследия <Адрес>, считает необходимым возложить на ФИО1 обязанность демонтировать несогласованные вывески «Модные идеи» и «Одежда» с фасадов объекта культурного наследия по адресу: <Адрес>.
Согласно части 1 и части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Разрешая вопрос о длительности срока, который необходимо предоставить ответчику для выполнения работ по демонтажу несогласованных вывесок с фасада объекта культурного наследия, суд учитывает необходимый объем работ, приходит к выводу, что предложенный истцом срок является недостаточным. Срок для проведения работ следует установить – не позднее 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Данный срок является разумным, установление более длительного срока суд находит нецелесообразным, при этом в случае невозможности исполнения решения суда в установленный срок по объективным причинам, ответчик не лишен возможности на стадии исполнения решения суда, обратиться с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о возложении на Журавлеву Д.В. в срок не позднее 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязанность демонтировать несогласованные вывески «Модные идеи» и «Одежда», расположенные на фасаде объекта культурного наследия по адресу: <Адрес>.
Разрешая требования истца о взыскании с ответчика в пользу истца судебной неустойки, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии пунктом 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).
В силу части 3 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд по требованию истца вправе присудить в его пользу денежную сумму, подлежащую взысканию с ответчика на случай неисполнения судебного акта, в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения.
Учитывая, что обязанность устранить недостатки в определенный срок возложена на ответчика судом, за неисполнение ответчиком указанной обязанности подлежит взысканию неустойка в размере 50 руб. за каждый день неисполнения судебного акта, с момента истечения установленного двухмесячного срока исполнения решения суда до момента его фактического исполнения. Размер неустойки в сумме 5000 руб. за каждый день просрочки первые семь дней просрочки, далее 10000 руб. за каждый день просрочки, суд находит завышенным, не отвечающем принципам разумности и соразмерности.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
возложить на Журавлеву Дарью Васильевну в срок не позднее 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязанность демонтировать несогласованные вывески «Модные идеи» и «Одежда», расположенные на фасаде объекта культурного наследия по адресу: г.Пермь, ул.Сибирская, 12.
Взыскать с Журавлевой Дарьи Васильевны в пользу Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Пермского края в случае неисполнения решения суда о возложении вышеуказанной обязанности судебную неустойку в размере 50 руб. за каждый день неисполнения судебного акта, с момента истечения установленного двухмесячного срока исполнения решения суда до момента его фактического исполнения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Копия верна
Председательствующий Ю.Н.Шпигарь
Мотивированное решение изготовлено 27.03.2024