Дело № 2-76/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 апреля 2024г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г. Смоленска
В составе:
Председательствующего (судьи): Иванова Д.Н.
при секретаре: Именитовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Василевской Татьяны Юрьевны к администрации г.Смоленска о предоставлении земельного участка,
у с т а н о в и л:
Василевская Т.Ю. первоначально обратилась в суд с иском к администрации г.Смоленска о предоставлении земельного участка, указав, что является долевым собственником земельного участка с кадастровым номером 67:27:0020473:69, уточненной площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. На указанном земельном участке расположен двухквартирный жилой дом. При возведения ограждения вокруг земельного участка в виде забора произошло отхождение от границы земельного участка на 1м., общей площадью 30,98 кв.м. В 2016 году администрацией г.Смоленска было вынесено предписание о приведении земельного участка в первоначальное состояние, с указанного времени истица неоднократно обращалась к ответчику с заявлениями о перераспределении (увеличении) земельного участка, однако получала ответ об отсутствии проекта планировки и межевания на запрашиваемую территорию и отсутствии финансирования на разработку проекта планировки и межевания. В 2019 году за собственный счет истицей были проведены кадастровые работы по оформлению схемы границ расположения на кадастровом плане территории по исправлению границ и площади земельного участка, работы были выполнены по договору поручения с ООО «ГеоМир», схема границ земельного участка передана в администрацию г.Смоленска для дальнейшего перераспределения земельного участка. Однако в 2022 году администрация обратилась в суд с иском об освобождении земельного участка площадью 30.98 кв.м., прилегающий к земельному участку с кадастровым номером 67:27:0020473:69, от ограждений с восточной стороны от границы земельного участка, приведении данного земельного участка в пригодное для его дальнейшего использования состояние. Полагает, что по вине бездействия ответчика в проведении действий по разработке проекта планировки и межевания территории, нарушены ее права, земельный участок площадью 30,98 кв.м, более 6 лет находится в ее пользовании и не оформлен из-за бездействия администрации г.Смоленска, которая, злоупотребляя своим правом, требует возврата земельного участка путем демонтажа забора. Просила обязать администрацию г.Смоленска предоставить в собственность земельный участок, площадью 30.98 кв.м., прилегающий к земельному участку под кв. 2 д. 27 по ул. Зои Космодемьянской г. Смоленска (с кадастровым номером 67:27:0020473:69), от ограждений с восточной стороны от границы земельного участка с кадастровым номером 67:27:0020473:69 с оставлением ограждения в виде забора по восточной границе земельного участка в установленном виде.
В ходе рассмотрения спора Василевская Т.Ю. неоднократно уточняя требования, окончательно просила обязать администрацию г.Смоленска утвердить схему расположения земельного участка и предоставить в собственность за плату по договору купли-продажи земельный участок, площадью 30,98 кв.м., прилегающий к земельному участку под <адрес>. 27 по <адрес> (с кадастровым номером 67:27:0020473:69) с оставлением ограждения в виде забора по восточной границе земельного участка в установленном виде, согласно схемы границ расположения на кадастровом плане территории по исправлению границ и площади земельного участка с кадастровым номером 67:27:0020473:69.
В судебное заседание Василевская Т.Ю. не явилась, извещена надлежащим образом, явку своего представителя также не обеспечила.
Представитель администрации г.Смоленска Марецкая Е.А. требования не признала, поддержав письменные возражения. Ссылается на то, что в настоящее время проект планировки и межевания территории, в границах которой расположен многоквартирный дом, отсутствует. Кроме того, согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города Смоленска, испрашиваемый к перераспределению земельный участок, в соответствии с представленной истицей схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории с восточной стороны (от точки н1 до точки н5) заужает проезд (дорогу). Также предполагаемый к образованию земельный участок в испрашиваемой конфигурации имеет изломанность границ. Обращено внимание на то, что согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 67:27:0020473:69 находится в общей долевой собственности у собственников расположенного на данном земельном участке здания – 2-х квартирного жилого дома с кадастровым номером 67:27:0020473:64. Собственником квартиры № 1 является Корезенков А.Е., однако заявлений об увеличении площади земельного участка с кадастровым номером 67:27:0020473:69 путем перераспределения его с земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, от Корезенкова А.Е. в адрес администрации г.Смоленска не поступало, равно как и не предоставлено согласие Корезенкова А.Е. на изменение площади земельного участка с кадастровым номером 67:27:0020473:69.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица Корезенков А.Е. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Заслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим убеждениям.
Как установлено судом, земельный участок с кадастровым номером 67:27:0020473:69, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование - «под многоквартирным жилым домом», находится в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома.
Согласно выписке из ЕГРН двухквартирный жилой <адрес> находится в собственности Корезенкова А.Е. (квартира № 1) и Василевской Т.Ю. (квартира № 2).
19.10.2016 в ходе проведения муниципального земельного контроля администрацией г.Смоленска составлен акт проверки использования земель гражданами, согласно которому под многоквартирным домом со стороны квартиры № 2 дополнительно к основному земельному участку используется земельный участок площадью 30,98 кв.м., основной и дополнительный участки огорожены совместно.
В этой связи, администрацией г.Смоленска в адрес Василевской Т.Ю. 19.10.2016 было вынесено предписание об устранении нарушений земельного законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Василевская Т.Ю. обратилась в администрацию г.Смоленска с заявлением о предоставлении используемого земельного участка в собственность, аренду или общедолевую собственность.
Письмом от 08.12.2016 истице было сообщено, что в настоящее время проект планировки и межевания территории, в границах которой расположен многоквартирный дом, отсутствует. По результатам заключения муниципального контракта на разработку указанного проекта соответствующей организацией будет определена возможность и необходимость изменения ранее сформированного земельного участка.
Впоследствии повторно 27.01.2017, 12.01.2018, 24.06.2019, 01.10.2019 Василевская Т.Ю. обращалась к ответчику по вопросу увеличения земельного участка, однако данный вопрос по существу разрешен не был.
В ходе рассмотрения настоящего спора 23.01.2023 Василевскя Т.Ю. обратилась к ответчику с заявлением о перераспределении земельного участка.
Письмом от 21.02.2023 в заключении соглашения о перераспределении земельного участка было отказано, со ссылкой на то, что заявление подано в случаях, не предусмотренных п.1 ст.39.28 Земельного кодекса РФ, а также имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п.12 ст.11.10 Земельного кодекса РФ, разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст.11.9 Кодекса требований к образуемым земельным участкам (наличие изломанности границ, частичное расположение земельного участка в территориальной зоне ТРК – территории, в границах которой предусматривается осуществление комплексного развития территории).
В силу положений Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки могут быть образованы путем перераспределения нескольких смежных земельных участков. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 данного Кодекса.
Статья 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Подпунктом 3 пункта 1 указанной статьи предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, допускается при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Пунктом 2 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, урегулирован статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 8 которой уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления о перераспределении совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 названной статьи.
Из системного анализа приведенных норм следует, что для решения вопроса о правомерности перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, необходимо установление не только оснований для такого перераспределения, то есть наличие предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации обстоятельств, но и отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 того же Кодекса.
В силу подпункта 2 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, общее правило о необходимости при образовании земельных участков получить согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков, предусмотренное пунктом 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации и призванное обеспечить защиту прав указанных лиц, соответствует требованиям статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В данном случае увеличение земельного участка в порядке его перераспределения в силу положений статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации безусловно предполагает наличие согласия на это всех землепользователей, а действующим законодательством принудительное обязание других пользователей земельного участка на его перераспределение не предусмотрено.
Как установлено судом, земельный участок с кадастровым номером 67:27:0020473:69 находится в общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома – Василевской Т.Ю. и Корезенкова А.Е., соответственно, его увеличение в порядке перераспределения возможно только с согласия последнего, которого не имеется.
Доказательств, объективно свидетельствующих о невозможности получения такого согласия, в материалы дела не представлено.
Кроме того, как следует из содержания оспариваемого отказа, испрашиваемый к перераспределению земельный участок, в соответствии с представленной истцом схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории с восточной стороны (от точки н1 до точки н5) заужает проезд (дорогу).
Согласно СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89, утвержденная приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034/пр, ширина улиц и дорог определяется расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и т.д.), с учетом санитарно - гигиенических требований и требований гражданской обороны. Расчетные параметры улиц и дорог крупнейших, крупных и больших город следует принимать по таблице 11.2.
Согласно таблице 11.2 ширина улицы в зонах жилой застройки составляет 8 м: ширина полосы движения 3,0-3,5 м., число движения (суммарно в двух направлениях - 2-4, наименьшая ширина пешеходной части тротуара - 2,0 м).
Из акта обследования земельного участка, проведенного администрацией г.Смоленска фактическое расстояние от выступа забора спорного земельного участка составляет менее 8-ми метров (л.д.135-138).
Данный акт истцом не опровергнут, ходатайства о назначении судебной экспертизы не заявлялось.
В этой связи, отказ органа местного самоуправления в перераспределении земельного участка является обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Василевской Татьяны Юрьевны отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца.
Председательствующий Д.Н. Иванов
Решение в окончательной форме изготовлено 03.05.2024
«КОПИЯ ВЕРНА»подпись судьи Д.Н. Иванов секретарь судебного заседания Ленинского районного суда г. Смоленсканаименование должности уполномоченного работника аппарата федерального суда общей юрисдикции А.А.Именитова (Инициалы, фамилия)06.05.2024 |
Ленинский районный суд г. Смоленска
УИД: 67RS0002-01-2022-004398-61
Подлинный документ подшит в материалы дела № 2-76/2024 (2-417/2023; 2-3704/2022;) ~ М-2386/2022