Мировой судья Мокрушина Л.В. <данные изъяты>
Дело № 12-44/2024, № 5-319/2024
УИД 59MS0128-01-2024-001157-17
Р Е Ш Е Н И Е
15 мая 2024 года
Судья Кудымкарского городского суда Пермского края Чащина Ю.А., при секретаре Засухиной Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкаре жалобу Профессионального образовательного учреждения «Кудымкарский региональный центр Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» на Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Кудымкарского судебного района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении:
Профессионального образовательного учреждения «Кудымкарский региональный центр Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России», юридический адрес: <адрес>, ИНН №, ОГРН №,
у с т а н о в и л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Кудымкарского судебного района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ ПОУ «Кудымкарский региональный центр ДОСААФ России» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с постановлением мирового судьи, ПОУ «Кудымкарский региональный центр ДОСААФ России» подало в Кудымкарский городской суд Пермского края жалобу, в которой просит Постановление изменить, назначить наказание в виде предупреждения. В жалобе указывает, что в нарушение части 3 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» и.о. начальника ПОУ «Кудымкарский региональный центр ДОСААФ России» Плотникова Н.М. не была уведомлена о начале и об окончании прокурорской проверки, решение о ее проведении ей не направлялось, с ним она ознакомлена не была, чем был нарушен порядок проведения проверки, представитель юридического лица был лишен возможности принять участие в проведении проверки и своевременно давать пояснения, представлять необходимые документы. Выводы об отсутствии на официальном сайте ПОУ «Кудымкарский региональный центр ДОСААФ России» в сети «Интернет» всех необходимых сведений не соответствуют действительности, поскольку в материалах дела имеется снимок страницы сайта образовательной организации, который подтверждает наличие необходимых разделов. На основании статей 3.4 и 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть заменен на предупреждение, поскольку правонарушение совершено юридическим лицом впервые, выявлено в ходе осуществления государственного контроля, выявленные нарушения были устранены, имущественный ущерб отсутствует. Учреждение является социально ориентированной и некоммерческой общественно-государственной организацией, его деятельность, цели и задачи, в первую очередь, направлены на военно-патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего населения. Уставные задачи не предусматривают извлечение прибыли. Размер административного штрафа является для учреждения существенным.
В судебном заседании представитель ПОУ «Кудымкарский региональный центр ДОСААФ России» Плотникова Н.М. на доводах жалобы настаивала. Пояснила, что в настоящее время нарушения, касающиеся размещения обязательной информации на официальном сайте организации, устранены.
Проверив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование урегулированы Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В силу требований части 7 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции.
В соответствии с пунктом 21 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети «Интернет».
Согласно частям 1, 2 и 3 статьи 29 указанного Федерального закона образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет». Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность информации, которая размещается, опубликовывается по решению образовательной организации и (или) размещение, опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Информация и документы, указанные в части 2 настоящей статьи, если они в соответствии с законодательством Российской Федерации не отнесены к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, подлежат размещению на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» и обновлению в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2021 № 1802 утверждены Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации (далее Правила), которые определяют порядок размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, за исключением сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, в целях обеспечения открытости и доступности указанной информации.
Пунктом 16 Правил предусмотрено, что образовательная организация обновляет сведения, указанные в пунктах 3 - 15 настоящих Правил, не позднее 10 рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений.
Как следует из материалов дела, ПОУ «Кудымкарский региональный центр ДОСААФ России» является организацией, осуществляющей образовательную деятельность по подготовке водителей автотранспортных средств, лицензируемую Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
По результатам проведенной Военной прокуратурой Пермского гарнизона проверки исполнения законодательства об образовании в деятельности ПОУ «Кудымкарский региональный центр ДОСААФ России» ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, выявлены нарушения обязательных требований законодательства, связанных с размещением образовательной организацией информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В частности, структура официального сайта ПОУ «Кудымкарский региональный центр ДОСААФ России» в сети «Интернет» <данные изъяты> не соответствует Требованиям к структуре сайта, а именно специальный раздел «Сведения об организации» не содержит подразделы:
«Образование»;
«Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав»;
«Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса»;
«Платные образовательные услуги»;
«Финансово-хозяйственная деятельность»;
«Вакантные места для приема (перевода) обучающихся»;
«Доступная среда»;
«Международное сотрудничество».
Специальный раздел «Сведения об организации» не содержит в полном объеме информацию и копии документов, предусмотренные положениями части 2 статьи 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пунктов 4-15 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.10.2021 № 1802.
Тем самым нарушено установленное пунктом 18 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» академическое право обучающихся на ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с уставом, со сведениями о дате предоставления и регистрационном номере лицензии на осуществление образовательной деятельности, с учебной документацией, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в ПОУ «Кудымкарский региональный центр ДОСААФ России».
Факт совершения ПОУ «Кудымкарский региональный центр ДОСААФ России» административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью исследованных мировым судьей доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно:
постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ;
справкой о результатах проверки ПОУ «Кудымкарский региональный центр ДОСААФ России», в которой зафиксированы выявленные нарушения;
письменными объяснениями и.о. начальника ПОУ «Кудымкарский региональный центр ДОСААФ России» Е.С.А. от ДД.ММ.ГГГГ, в которых он признал наличие выявленных в ходе проверки нарушений.
Оснований полагать, что данные доказательства получены с нарушением закона, не имеется. Достоверность и допустимость данных доказательств сомнений не вызывает.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, мировой судья пришел к обоснованному выводу о совершении юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия ПОУ «Кудымкарский региональный центр ДОСААФ России» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны быть истолкованы в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не усматривается.
В соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки.
Как следует из материалов дела, на момент проведения прокурорской проверки Плотникова Н.М. не исполняла обязанности по должности начальника ПОУ «Кудымкарский региональный центр ДОСААФ России». Соответствующие обязанности были возложены на нее с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приказом Регионального отделения ДОСААФ России Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №. При таких обстоятельствах оснований для вывода о том, что действия Военной прокуратуры Пермского гарнизона по проведению проверки в отношении ПОУ «Кудымкарский региональный центр ДОСААФ России» не соответствуют положениям части 3 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», не имеется.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ПОУ «Кудымкарский региональный центр ДОСААФ России» имело реальную возможность для соблюдения всех обязательных требований к структуре официального сайта образовательной организации в сети «Интернет», но не предприняло всех зависящих от него мер по их соблюдению, что свидетельствует о вине юридического лица в совершении административного правонарушения.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено ПОУ «Кудымкарский региональный центр ДОСААФ России» с учетом характера совершенного административного правонарушения, фактических обстоятельств дела, с учетом обстоятельства, смягчающего ответственность – признание вины, отсутствия обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
Приведенные в жалобе доводы о возможности применения положений статьи 3.4 и 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и замены назначенного административного штрафа на предупреждение отклоняются, как необоснованные.
С учетом взаимосвязанных положений части 3 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.
Однако в рассматриваемом случае не следует, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части таких обстоятельств как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц, государству, ввиду неисполнения юридическим лицом своих публично-правовых обязанностей по формированию открытых и общедоступных информационных ресурсов, обеспечению доступа к таким ресурсам посредством размещения их на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».
Между тем, при назначении наказания в виде административного штрафа мировой судья не учел, что согласно части 1 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В силу части 2 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.
В судебном заседании установлено, что ПОУ «Кудымкарский региональный центр ДОСААФ России» на момент совершения административного правонарушения было включено в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, сформированный в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2021 № 1290.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание наличие у юридического лица статуса социально ориентированной некоммерческой организации - получателя поддержки, отсутствие в материалах дела сведений об исполнении назначенного административного наказания на день рассмотрения жалобы, с учетом положений части 2 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначенное ПОУ «Кудымкарский региональный центр ДОСААФ России» наказание в виде административного штрафа подлежит снижению до 25 000 рублей. Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Кудымкарского судебного района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ подлежит изменению.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Кудымкарского судебного района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении Профессионального образовательного учреждения «Кудымкарский региональный центр Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить.
Снизить размер назначенного Профессиональному образовательному учреждению «Кудымкарский региональный центр Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» административного штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, до 25 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья Ю.А. Чащина