Дело № 2-6/2024
УИД 75RS0012-01-2023-000253-45
Решение
Именем Российской Федерации
14 февраля 2024 года с.Калга
Калганский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Давыдовой О.А.,
при секретаре Макаровой О.П.,
с участием истца заместителя прокурора Калганского района Забайкальского края Бочкова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Калганского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с.Калга, администрации Калганского муниципального округа Забайкальского края о понуждении к совершению действий,
установил:
Прокурор Калганского района Забайкальского края обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд к муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с.Калга (далее – МОУ СОШ с.Калга), администрации Калганского муниципального округа Забайкальского края (далее – администрация Калганского МО Забайкальского края) с вышеуказанным иском (с учетом уточнений).
В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов в МОУ СОШ TOC \o "1-5" \h \z с. Калга. Проверкой установлено, что здания МОУ СОШ с.Калга по адресу: <адрес>, а также здание по адресу: <адрес> не оборудованы пандусом.
Статьей 2 Конституции РФ предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статьей 7 Конституций РФ установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии с п.2, п.15 ч.3 ст.28 Федерального закона Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» (далее-Закон № 273-ФЗ) к компетенций образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктами 2, 3 ч.6 ст.28 Закона № 273-ФЗ установлено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181 - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон №181-ФЗ) социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
Статьей 3.1 Закона № 181-ФЗ установлено, что в Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Для целей настоящего Федерального закона под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.
В соответствии с ч.1 ст.12 ФЗ от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее-Закон №384-ФЗ) установлены требования доступности зданий, и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, а именно, жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Частью 7 статьи 30 Закон №384-Ф3 предусмотрено, что доступность зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений, безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
Согласно требованиям пунктов 1,3,5,8 части 1 статьи 15 Закона № 181-ФЗ органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
В соответствии со ст.2 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр утвержден СП 59.13330.2020 «СНИП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее- СП 59.13330.2020).
В соответствии с пп.1.1, 1.2, 1.3 СП 59.13330.2020 настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений, общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения (МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна).
Настоящий свод правил распространяется на проектирование общественных зданий открытого доступа населения, в том числе инвалидов и МГН.
Требования свода правил не распространяются на проектирование жилых одноквартирных домов, находящихся в частной собственности.
В соответствии с п.3.13, 3.15 СП 59.13330.2020 маломобильные группы населения - люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения для целей настоящего свода правил здесь отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, люди с нарушением интеллекта, люди старших возрастов, беременные женщины, люди с детскими колясками, с малолетними детьми, тележками, багажом и т.д.; пандус-сооружение, предназначенное для сопряжения поверхностей пешеходных путей на разных уровнях, состоящее из одного или нескольких маршей, имеющих наклонную поверхность с продольным уклоном и, при необходимости, горизонтальные поверхности.
Пунктом 4.1 СП 59.13330.2020 установлены требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования. Они распространяются на функционально-планировочные элементы территорий общего пользования, зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство территорий общего пользования, зданий, сооружений и земельных участков.
Пунктом 5.1.11 СП 59.13330.2020 установлено, что покрытие прохожей части пешеходных дорожек, тротуаров, съездов, пандусов и лестниц должно быть из твердых материалов, ровным, не создающим вибрацию при движении по нему. Их поверхность должна обеспечивать продольный коэффициент сцепления 0,6-0,75 кН/кН, в условиях сырой погоды и отрицательных температур - не менее 0,4 кН/кН. Покрытие из бетонных плит или брусчатки должно иметь толщину швов между элементами покрытия не более 0,01 м. Покрытие из рыхлых материалов, в том числе песка и гравия, не допускается.
В соответствии с п.5.1.14, п.5.1.16, п.5.1.17 СП 59.13330.2020, у внешних лестниц для подъема МГН следует предусматривать: пандусы при перепаде высот от 0,14 м до 6,0 м; платформы подъемные с вертикальным перемещением по ГОСТ Р 55555 при перепаде высот до 3,0 м.
Горизонтальные площадки перед началом и после завершения пандуса должны быть с размерами прохожей части, не менее: на общих путях движения с встречным движением - ширина - 1,8 м, длина — 1,5 м, при каждом изменении направления пандуса — 1,8 х 1,8 м: при движении в одном направлении — ширина - 1,5 м, длина - 1,5 м, при каждом изменении направления пандуса - 1,5 х 1,5 м.
По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м. Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0.9 и 0,7 м; верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части пандуса (краем бортика). Ширина марша пандуса (расстояние между поручнями ограждений пандуса) с движением в одном направлении должна быть в пределах от 0.9 до 1,0 м.
Поверхность пандуса должна быть нескользкой с учетом требований п.5.1.11.
В качестве поверхности пандуса допускается использовать металлические решетки. Размеры ячеек должны соответствовать требованиям 5.1.18. При, этом конструкция пандуса должна выдерживать нагрузку не менее 250 кг/м2 с прогибом не более 5 мм. При применении для пандусов металлических решеток из просечно-вытяжного листа допускается максимальный размер ячеек в направлении движения - 20 мм. Поверхность пандуса должна быть нескользкой, выделена цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности. В местах изменения уклонов необходимо устанавливать искусственное освещение не менее 100 лк на уровне поверхности пешеходного пути.
Вопреки указанным требованиям закона МОУ СОШ с.Калга не обеспечивает доступность оказания услуг для инвалидов колясочников, так как вход в здание не оборудован пандусом, в соответствии со сводом правил СП 59.13330.2020. Данное нарушение препятствует реализации права инвалидов, использующих кресла-коляски на доступность посещения МОУ СОШ с.Калга.
Управление образования администрации муниципального района «Калганский район» не имеет обязанностей по самостоятельному финансированию мероприятий, имеет обязанность по распределению и перемещению ассигнований и лимитов бюджетных обязательств между учреждениями района в рамках полномочий распорядителя бюджетных средств. Указанные полномочия имеются у администрации Калганского муниципального округа.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, определенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
В силу того, что определить круг лиц, чьи права могут быть нарушены не представляется возможным, в связи с постоянно изменяющейся численностью) детей муниципального образования, а также учитывая, что нарушены права законные интересы граждан в сфере законодательства о социальной защите инвалидов, прокурор руководствуясь ст.45 ГПК РФ, обращается в суд в защиту 1в и интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст.12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Истец просит обязать МОУ СОШ с.Калга оборудовать вход в здание по адресу: <адрес>, пандусом обеспечивающим доступность для посещения инвалидов - колясочников в соответствии со СП 59.13330.2020, утвержденным приказом Минстроя России от 30.12.2020г. № 904/пр, в течение 2 месяцев с момента получения финансирования; обязать МОУ СОШ с.Калга оборудовать вход в здание по адресу: <адрес>, пандусом обеспечивающим доступность для посещения инвалидов колясочников в соответствии со СП 59.13330.2020, утвержденным приказом Минстроя России от 30.12.2020г. № 904/пр, в течение 2 месяцев с момента получения финансирования; обязать администрацию Калганского муниципального округа Забайкальского края обеспечить финансирование МОУ СОШ с.Калга по оборудованию входа в здание по адресу: <адрес>, пандусом обеспечивающим доступность для посещения инвалидов колясочников в соответствии со СП 59.13330.2020, утвержденным приказом Минстроя России от 30.12.2020г. № 904/пр, в течение 4 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда; обязать администрацию Калганского муниципального округа Забайкальского края обеспечить финансирование МОУ СОШ с.Калга по оборудованию входа в здание по адресу: <адрес>, пандусом обеспечивающего доступность для посещения инвалидов колясочников в соответствии со СП 59.13330.2020, утвержденным приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр, в течение 4 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Определением судьи от 15.11.2023г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечена администрация муниципального района «Калганский район».
Определением суда от 11.01.2024г. произведена замена ненадлежащего ответчика Управление образования администрации муниципального района «Калганский район» надлежащим ответчиком администрацией Калганского муниципального округа Забайкальского края. Администрация муниципального района «Калганский район» освобождена от участия в деле в качестве третьего лица. Управление образования администрации муниципального района «Калганский район» освобождено от участия в деле в качестве ответчика и привлечено в качестве третьего лица.
Заместитель прокурора Калганского района Бочков Д.А. в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений поддержал по основаниям, указанным в иске.
Ответчики: МОУ СОШ с.Калга, администрация Калганского МО, третье лицо Управление образования администрации муниципального района «Калганский район» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены, об отложении не просили, своих представителей в суд не направили.
Представитель ответчика МОУ СОШ с.Калга Четверикова Т.Р. в направленном в суд заявлении заявленные прокурором требования признала в полном объеме, указав, что последствия признания иска ей известны, также просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
От представителя ответчика администрации Калганского МО Егорова С.А. в суд поступило заявление о признании исковых требований прокурора в полном объеме, с указанием на то, что последствия признания иска разъяснены и понятны, в котором срок для исполнения требований прокурора об оборудовании пандусами обеспечивающими доступность для посещения инвалидов-колясочников просил установить до 01.12.2024г.
На основании ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав заместителя прокурора Бочкова Д.А., исследовав письменные материалы дела, учитывая признание иска ответчиками, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ч.1 ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
В соответствии с ч.2 ст.39 ГПК РФ суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ч.3 ст.173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Поскольку ответчики признали заявленные исковые требования истца, признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, признание иска принимается судом.
В соответствии с ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Руководствуясь ст.ст.39, 173, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Калганского района Забайкальского края в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с.Калга, администрации Калганского муниципального округа Забайкальского края о понуждении к совершению действий, удовлетворить.
Возложить на муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Калга (ИНН 7507001290, ОГРН 102750071446) обязанность по оборудованию входа в здание по адресу: <адрес>, пандусом обеспечивающим доступность для посещения инвалидов - колясочников в соответствии со СП 59.13330.2020, утвержденным приказом Минстроя России от 30.12.2020г. № 904/пр, в течение 2 месяцев с момента получения финансирования.
Возложить на муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Калга (ИНН 7507001290, ОГРН 102750071446) обязанность по оборудованию входа в здание по адресу: <адрес>, пандусом обеспечивающим доступность для посещения инвалидов колясочников в соответствии со СП 59.13330.2020, утвержденным приказом Минстроя России от 30.12.2020г. № 904/пр, в течение 2 месяцев с момента получения финансирования.
Возложить на администрацию Калганского муниципального округа Забайкальского края (ИНН 7507000554, ОГРН 1027500714438) обязанность обеспечить финансирование МОУ СОШ с.Калга по оборудованию входа в здание по адресу: <адрес>, пандусом обеспечивающим доступность для посещения инвалидов колясочников в соответствии со СП 59.13330.2020, утвержденным приказом Минстроя России от 30.12.2020г. № 904/пр, в течение 4 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Возложить на администрацию Калганского муниципального округа Забайкальского края (ИНН 7507000554, ОГРН 1027500714438) обязанность обеспечить финансирование МОУ СОШ с.Калга по оборудованию входа в здание по адресу: <адрес>, пандусом обеспечивающим доступность для посещения инвалидов колясочников в соответствии со СП 59.13330.2020, утвержденным приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр, в течение 4 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Калганский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья-подпись
Копия верна: Судья О.А. Давыдова
Решение в окончательной форме изготовлено 14 февраля 2024 года.