УИД: №
дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 18 октября 2022 года
Полесский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Полиловой Л.А.,
при секретаре судебного заседания Пичулист А.В.,
с участием истца Чекалкина С.Н.,
представителя истца Бондаренко А.А.,
ответчиков Чекалкина Л.Н., Григорьевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чекалкина С.Н. к Чекалкину Л.Н., Григорьева Н.Н., администрации муниципального образования «Полесский муниципальный округ» о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования, -
УСТАНОВИЛ:
Чекалкин С.Н. обратился в суд с иском, в котором просит признать в порядке наследования право собственности на 1/2 долю земельного участка сельскохозяйственного назначения с КН № для ведения совместного подсобного хозяйства, площадью 126 000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>; право собственности на 1/2 долю жилого дома с КН №, общей площадью 61,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование исковых требований Чекалкин С.Н. сослался на то, что его он и его мать ФИО1 были наделены земельным паем в ТОО «Полесское –НД». По постановлению главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в счет указанной доли из земель ТОО изъят и предоставлен Чекалкину С.Н. и ФИО1 земельный участок для ведения совместного подсобного хозяйства, площадью 126 000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Земельный участок был поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный, присвоен КН №. Чекалкиным С.Н. и ФИО1 не было достигнуто соглашение об определении размера долей, и в соответствии со ст. 245, 254 ГК РФ их доли признаются равными, то есть каждому принадлежит по 1/2 доле в праве собственности на данный земельный участок.
ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Наследственное имущество, на которое претендует истец, представляет собой 1/2 долю в праве на указанный земельный участок, а также 1/2 долю жилого дома с кадастровым номером №, общей площадью 61,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, которая принадлежала ФИО1 на праве собственности на основании договора передачи от ДД.ММ.ГГГГ. Истец фактически принял наследство после смерти матери. В его владение и пользование перешли её личные вещи, предметы домашнего обихода, продолжал обрабатывать спорный земельный участок, вести личное подсобное хозяйство. Другие наследники первой очереди – дочь Григорьева Н.Н., Чекалкин Л.Н., наследство после смерти матери не принимали.
Истец Чекалкин С.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал, доводы изложил аналогично доводам иска. Пояснил, что его матери на основании договора передачи в собственность принадлежала ? доля <адрес> в <адрес>, ? для земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № для ведения совместного подсобного хозяйства, площадью 126000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Представитель истца Бондаренко А.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, доводы изложила аналогично доводам иска. Дополнила, что после смерти ФИО1 в доме остался проживать Чекалкин С.Н. Кроме того, ФИО1 при жизни подписала договор дарения своей доли в праве собственности на земельный участок истцу, но переход права собственности надлежащим образом не был зарегистрирован до её смерти.
Ответчики Григорьева Н.Н., Чекалкин Л.Н. в судебном заедании не возражали против удовлетворения исковых требований, пояснили, что после смерти матери фактически вступил в наследство Чекалкин С.Н., они не претендуют на наследство.
Представитель ответчика администрации МО «Полесский муниципальный округ» в судебное заседание не явился, о его дате, времени и месте уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии представителя, не возражал против удовлетворения исковых требований.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Соловьева О.Н. в судебное заседание не явилась, о его дате, времени и месте уведомлена надлежащим образом, причины неявки суду не сообщила, не ходатайствовала об отложении судебного разбирательства.
Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
Чекалкин С.Н. и ФИО1 были наделены земельным паем из земель ТОО «Полесское-НД» для ведения совместного подсобного хозяйства, расположенным вблизи <адрес> сельской администрации (постановление главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении земельных участков ФИО1, Чекалкину С.Н., ФИО2, ФИО3).
Из свидетельства на право собственности на землю серии № № следует, что Чекалкину С.Н. и ФИО1 на праве совместной общей собственности принадлежит земельный участок общей площадью 12,6 га.
На основании выписки из ЕРГН от ДД.ММ.ГГГГ № вышеуказанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет под КН №; его местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>.
ФИО1 передана в собственность 1/2 доля жилого дома в <адрес> общей площадью 61,8 кв.м. (решение ТОО «Полесское НД» от ДД.ММ.ГГГГ, договор от ДД.ММ.ГГГГ).
Постановлением главы Саранской сельской администрации № от ДД.ММ.ГГГГ дому присвоен №.
Другая доля спорного дома принадлежала на основании решения Полесского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, умершему ДД.ММ.ГГГГ. Наследник ФИО4 – Соловьева О.Н. в настоящее время обратилась в суд в порядке наследования с исковым заявлением о признании права собственности на недвижимое имущество, в том числе ? долю <адрес> в <адрес>, в порядке наследования. По делу ДД.ММ.ГГГГ вынесено решение, требования Соловьевой О.Н. удовлетворены. Решение не вступило в законную силу.
ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти серии № от ДД.ММ.ГГГГ.
После её смерти открылось наследство в виде 1/2 доли в праве общей долевой собственности на вышеуказанные дом и земельный участок.
Согласно статье 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Из ст. 1113 ГК РФ следует, что наследство открывается со смертью гражданина.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
На основании статьи 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию, по наследственному договору и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
Статьей 254 ГК РФ предусмотрено, что раздел общего имущества между участниками совместной собственности, а также выдел доли одного из них могут быть осуществлены после предварительного определения доли каждого из участников в праве на общее имущество. При разделе общего имущества и выделе из него доли, если иное не предусмотрено законом или соглашением участников, их доли признаются равными.
В соответствии с п. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Наследниками первой очереди после смерти ФИО1 являются её дети: Чекалкин С.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (свидетельство о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ), Чекалкин Л.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (свидетельство о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ), Григорьева (Чекалкин) Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р. (свидетельство о рождении № № от ДД.ММ.ГГГГ, справка о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о расторжении брака № № от ДД.ММ.ГГГГ). Наличие других наследников первой очереди после смерти ФИО1 судом не установлено.
В силу п. 1 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В соответствии с п. 1 ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Согласно п. 1 ст. 1152 ГК РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось (п. 2 ст. 1152 ГК РФ).
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (п. 4 ст. 1152 ГК РФ).
В соответствии с положениями п. 1 ст. 1153 ГК РФ, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества (п. 2 ст.1153 ГК РФ).
Из ответа нотариуса Полесского нотариального округа нотариальной палаты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в делах Полесского нотариального округа <адрес> нет наследственного дела к имуществу ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства установлено, что истец фактически принял наследство после смерти матери. Данное обстоятельство подтверждается пояснениями ответчиков Чекалкина Л.Н., Григорьевой Н.Н., указавшими, что наследство после смерти матери фактически принял Чекалкин С.Н., к нему в пользование перешли личные вещи наследодателя, предметы домашнего обихода, он продолжил обрабатывать спорный земельный участок, нести бремя содержания дома; справкой Саранского территориального отдела администрации МО «Полесский муниципальный округ» от ДД.ММ.ГГГГ №, выпиской из похозяйственной книги № за ДД.ММ.ГГГГ гг.
Свидетель ФИО5 в судебном заседании подтвердил, что истец после смерти матери продолжил обрабатывать спорный земельный участок, проживал в спорном жилом помещении, нёс бремя по его содержанию.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Чекалкину С.Н. в порядке наследования после смерти матери перешла 1/2 доля в праве собственности на земельный участок, сельскохозяйственного назначения с КН № для ведения совместного подсобного хозяйства, площадью 126 000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>; 1/2 доля в праве собственности на жилой дом с КН №, общей площадью 61,8 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Согласно выписке их ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №, спорный дом с КН № состоит на учете с площадью 61,8 кв.м. Права собственности на недвижимое имущество ни за кем не зарегистрировано.
Учитывая приведённые нормы законов, а также доказанные в суде обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования надлежит удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд -
РЕШИЛ:
Исковые требования Чекалкина С.Н. удовлетворить.
Признать в порядке наследования за Чекалкиным С.Н., родившимся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (паспорт серии № №, выданный ДД.ММ.ГГГГ ОУФМС России по <адрес>, код подразделения №), право собственности на ? доли <адрес> в <адрес>, с КН №, общей площадью 61,8 кв.м.; право собственности на ? доли земельного участка сельскохозяйственного назначения с КН №, для ведения совместного подсобного хозяйства, площадью 126 000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Полесский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья подпись Л.А. Полилова