Дело № 2а-2296/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 октября 2020 года г.Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Мучкинова М.Н.,
при секретаре Менкеновой А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия к заместителю начальника отделения – заместителю старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления федеральной службы судебных приставов России по Республике Калмыкия Амулаковой Занде Геннадьевне, Управлению федеральной службы судебных приставов России по Республике Калмыкия об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
у с т а н о в и л :
Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия (далее по тексту – Министерство) обратилось в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства.
Решением Элистинского городского суда РК от 18 декабря 2018 года по делу № 2-3684/2018 удовлетворены исковые требования Яковлева В.П.. Возложена обязанность на Министерство социального развития, труда и занятости РК и Министерство по земельным и имущественным отношениям РК предоставить взыскателю Яковлеву В.П. вне очереди жилое помещение из государственного жилищного фонда Республики Калмыкия по договору социального найма, общей площадью 33 кв.м., с учетом права на дополнительную площадь. Постановлением судебного пристава-исполнителя от 22 февраля 2019 года на основании исполнительного листа <данные изъяты> от 19 февраля 2019 года возбуждено исполнительное производство № 7094/19/08015-ИП. Постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по РК Амулаковой З.Г. с Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей за неисполнение в добровольном порядке исполнительного документа. Между тем, полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма Министерство не наделено, и не может заключить соответствующий договор с Яковлевым В.П., о чем извещало судебного пристава. В то же время, в рамках реализации возложенных на Министерство полномочий, ведется работа по формированию государственного жилищного фонда социального использования, посредством приобретения жилых помещений, отвечающих требованиям жилищного законодательства Российской Федерации. На основании распоряжения Министерства по земельным и имущественным отношениям РК от 14 марта 2019 года №495-р, между заявителем и Министерством социального развития, труда и занятости РК заключен договор безвозмездного пользования государственным имуществом, находящимся в составе имущества казны Республики Калмыкия от 14 марта 2019 года №16. В соответствии с п.1.1 договора заявитель передал, а Министерство социального развития, труда и занятости РК приняло по договору в безвозмездное пользование жилые помещения жилищного фонда социального использования Республики Калмыкия, общей площадью 215 кв.метров. Считает, что Министерством предприняты все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования решения суда.
На основании изложенного, административный истец просит суд освободить Министерство по земельным и имущественным отношениям РК от взыскания исполнительного сбора в размере 50 000 рублей в рамках исполнительного производства.
В судебном заседании представитель административного истца – Министерства по земельным и имущественным отношениям РК Чудутова Д.Б. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске.
Административный ответчик – заместитель начальника отделения – заместитель старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Республике Калмыкия Амулакова З.Г. в судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать. Считает, что Министерством не представлены доказательства того, что исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
Представитель административного ответчика – Управления ФССП России по РК надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, сведений о причинах неявки суду не представил.
Представители заинтересованных лиц – Министерства социального развития, труда и занятости РК Додгаев Д.Л., представитель Яковлева В.П. – Иванова Е.А. не возражали против удовлетворения заявленных требований.
В силу ст.150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, обозрев исполнительное производство № 7094/19/08015-ИП от 22 февраля 2019 года, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 441 Гражданского процессуального кодекса РФ постановления судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве.
Согласно статье 360 Кодекса административного судопроизводства РФ, постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Из положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено, что решением Элистинского городского суда РК от 18 декабря 2018 года (дело №2-3684/2018), вступившим в законную силу, удовлетворены исковые требования Яковлева В.П.. На министерство социального развития, труда и занятости РК, министерство по земельным и имущественным отношениям РК возложена обязанность в установленном законодательством порядке предоставить Яковлеву В.П. вне очереди жилое помещение из государственного жилищного фонда Республики Калмыкия по договору социального найма, общей площадью 33 кв.метров, с учетом права на дополнительную площадь.
На основании исполнительного листа серии <данные изъяты>, выданного 19 февраля 2019 года по гражданскому делу № 2-3684/2018, судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от 22 февраля 2019 года о возбуждении исполнительного производства №7094/19/08015-ИП. Установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Должники предупреждены, что в случае неисполнения исполнительного документа в указанный срок и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с них будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. Должникам было предложено при наличии непреодолимых препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, в 5-дневный срок надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.
06 июля 2020 года заместителем начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Амулаковой З.Г. в адрес Министерства направлено требование о предоставлении в 7-дневный срок со дня поступления настоящего требования Яковлеву В.П. вне очереди жилого помещения из государственного жилищного фонда РК по договору социального найма, общей площадью 33 кв.м., с учетом права на дополнительную площадь.
Поскольку должником добровольно в установленный срок требования исполнительного документа не были исполнены, 11 августа 2020 года заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по РК Амулаковой З.Г. вынесено постановление о взыскании с Министерства по земельным и имущественным отношениям РК исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
В соответствии с пунктами и 1 – 3 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве), исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (пункт 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (пункт 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (пункт 3).
Согласно положениям пунктов 6 и 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (пункт 6).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (пункт 7).
Основания ответственности за нарушение обязательств установлены статьёй 401 Гражданского кодекса РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Таким образом, необходимым условием взыскания исполнительского сбора является установление судебным приставом-исполнителем факта виновного неисполнения должником законного требования, содержащегося в решении суда, в период для добровольного исполнения, или в иной срок - для решений, подлежащих немедленному исполнению.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года №13-П, исполнительский сбор является не право-восстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера.
Взыскание с должника исполнительского сбора на основании статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин. Из этого следует, что при наличии уважительных причин, если должником были предприняты все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования, должник может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Министерством принимались следующие меры по исполнению судебного решения.
Так министерством в адрес министра финансов РК Шургучеева О.С. 5 сентября 2018 года направлялись бюджетные проектировки по расходам на 2019-2021 года. Также, в адрес министра финансов РК Шургучеева О.С. 27 февраля 2019 года, 7 марта 2019 года, 3 июня 2019 года, 25 июня 2019 года направлялись письма с просьбой предусмотреть бюджетные ассигнования для дальнейшей реализации основного мероприятия «Создание жилищного фонда социального использования в целях обеспечения граждан жилыми помещениями по договорам социального найма» в сумме 54 400 000 рублей для обеспечения 34 из 39 граждан жилыми помещениями по договорам социального найма.
14 марта 2019 года на основании распоряжения Министерства от 14 марта 2019 года №495-р между Министерством по земельным и имущественным отношениям РК (Ссудодатель) и Министерством социального развития, труда и занятости РК (Ссудополучатель) заключен договор №16 безвозмездного пользования государственным имуществом, составляющим имущество казны Республики Калмыкия. По условиям договора ссудодатель передает, а ссудополучатель принимает по договору в безвозмездное пользование государственное имущество – жилые помещения жилищного фонда социального использования Республики Калмыкия, общей площадью 215 кв.метров, расположенные по адресу: <данные изъяты>, общей балансовой стоимостью 8 000 000 рублей.
Таким образом, Министерство в процессе судебного разбирательства подтвердило, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне его контроля, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от министерства в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из положений Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Судом не установлено уклонения должника от исполнения требований исполнительного документа. Напротив, активные действия должника, направленные на исполнение требований исполнительного документа, исключают его вину в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в виде взыскания исполнительского сбора.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о возможности освобождения Министерства по земельным и имущественным отношениям РК от уплаты исполнительского сбора.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л :
административное исковое заявление Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия – удовлетворить.
Освободить Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, определённого постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления федеральной службы судебных приставов России по Республике Калмыкия Амулаковой З.Г. от 11 августа 2020 года в процессе исполнительного производства № 7094/19/08015-ИП от 22 февраля 2019 года.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Калмыкия, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Председательствующий М.Н. Мучкинов