Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-166/2023 от 15.03.2023

мировой судья Курбангалиева Ю.В. Дело №12-166/2023

РЕШЕНИЕ

по жалобе по делу об административном правонарушении

г.Йошкар-Ола 10 апреля 2023 года

Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Ермолаева М.Л., рассмотрев жалобу Вотяковой Екатерины Александровны на постановление мирового судьи судебного участка №1 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 15 февраля 2023 года (резолютивная часть от 13 февраля 2023 года), вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

постановлением мирового судьи судебного участка №1 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 15 февраля 2023 года (резолютивная часть от 13 февраля 2023 года) Вотякова Е.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

В жалобе, поданной в Йошкар-Олинский городской суд РМЭ, Вотякова Е.А., просит принять по делу новое решение (изменить постановление), в обоснование указав, что в спорной ситуации ею верно применен счет 108.51 «Недвижимое имущество, составляющее казну. Искажение итогового баланса отсутствует. Заявитель не согласна с выводами мирового судьи о своем ненадлежащем отношении к исполнению своих обязанностей, как должностного лица, ответственного за соблюдение финансовой дисциплины. В дополнении к апелляционной жалобе заявила о применении ст.2.9 КоАП РФ.

Вотякова Е.А. в судебном заседании жалобу поддержала по изложенным в ней доводам с учетом дополнений к жалобе.

Защитник Вотяковой Е.А. - М.М.Н. просила удовлетворить жалобу по изложенной в ней доводам и дополнении.

Представитель Государственной счетной палаты Республики Марий Эл К.А.И. в судебном заседании полагала, что Вотякова Е.А. обоснованно привлечена к административной ответственности, оснований для отмены или изменения вынесенного постановления не имеется.

Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав представленные материалы, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

В примечании 1 к указанной статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что предусмотренная этой статье административная ответственность возлагается на должностных лиц государственных (муниципальных) учреждений, государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, а также иных организаций, осуществляющих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета и (или) составлению бюджетной отчетности.

При этом в силу примечания 4 к статье 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается, в числе иного, искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате: более чем на 10 процентов; не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую один миллион рублей.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что Вотякова Е.А., являясь должностным лицом – начальником отдела бухгалтерского учета и отчетности Министерства государственного имущества Республики Марий Эл, допустила грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности, выразившееся в искажении показателей по форме 0503168 (входит в состав ф.0503160) за 2021 год о наличии государственного имущества казны. Искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, привело к искажению информации об активах, обязательствах, финансовом результате более чем на 10 процентов.

Исходя из положений ч.1 ст.13 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

По делу установлено, что в 2019 году в рамках Республиканской адресной инвестиционной программы (РАИП) на 2019 год, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 12.02.2019 № 32 «Об утверждении республиканской адресной инвестиционной программы на 2019 год» за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл (бюджетные инвестиции), государственным заказчиком – Министерством молодежной политики, спорта и туризма Республики Марий Эл (далее – Министерство спорта) осуществлено строительство площадки физкультурно-оздоровительного комплекса открытого типа (ФОКОТ) в г.Козьмодемьянске, стоимостью 10343,72 тыс. рублей.

Строительство площадки ФОКОТ предусмотрено на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа города Козьмодемьянска имени С.Н.С.» в целях установки спортивно-технологического оборудования, приобретенного в рамках регионального проекта «Спорт – норма жизни».

В соответствии с п.7 Положения о формировании и исполнении РАИП, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 26.10.2017 №410 «О порядке формирования и исполнения РАИП и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Марий Эл» созданные в результате осуществления бюджетных инвестиций объекты капитального строительства закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными учреждениями или государственными унитарными предприятиями Республики Марий Эл с последующим увеличением стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у государственных учреждений либо на праве оперативного управления или хозяйственного ведения у государственных унитарных предприятий, а также уставного фонда указанных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, либо включаются в состав казны Республики Марий Эл.

Министерством спорта осуществлялось строительство площадки ФОКОТ не для нужд Министерства, а для последующей передачи объекта капитального строительства в муниципальную собственность города Козьмодемьянска.

В силу п.5 ст.11 Закона Республики Марий Эл от 04.12.2002 №36-3, п.20 Порядка учета имущества отчуждение государственного имущества, не включенного в реестр государственного имущества собственности Республики Марий Эл, не допускается.

Министерством спорта (отправитель) по акту приема-передачи объекта нефинансовых активов (форма по ОКУД 0504101) от 02.08.2021 № 0000-000013, строительство площадки для установки оборудования ФОКОТ в г.Козьмодемьянске, передано Мингосимуществу Республики Марий Эл (получатель).

Объекты имущества казны Республики Марий Эл в силу положений ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» являются объектами бухгалтерского учета. Их учет организуется в целях:

- обеспечения своевременного, оперативного отражения изменений в составе и характеристиках имущества, составляющего казну;

- проведения анализа использования имущества;

- контроля за сохранностью и использованием имущества по его целевому назначению.

В соответствии с п.10 Порядка учета имущества бухгалтерский учет в отношении объектов имущества казны Республики Марий Эл, осуществляется Мингосимуществом Республики Марий Эл в соответствии с приказом Минфина России от 01.12.2010 №157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее - Инструкция № 157н).

Для раскрытия информации в отношении имущества республиканской казны в целях бухгалтерского учета Мингосимуществом Республики Марий Эл разработана и утверждена учетная политика для целей бюджетного учета. Основанием для отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете операций по движению объектов имущества казны являются следующие документы: нормативно-правовой акт Правительства Республики Марий Эл и (или) Мингосимущества Республики Марий Эл, акты приема-передачи.

По акту о приеме-передаче объекта от 02.08.2021 № 0000-000013 (передача в казну) объект учета передан Министерством спорта как вложения в недвижимое имущество учреждения (счет бухгалтерского учета - «1.106.11.410»).

В соответствии с п.127 Инструкции №157н счет 106.00 предназначен для учета вложений (инвестиций) в объеме фактических затрат учреждения в объекты нефинансовых активов при их приобретении, строительстве (создании), модернизации (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническом перевооружении, достройке, дооборудовании), изготовлении, а также затрат, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов нефинансовых активов, а также сумм произведенных капитальных вложений в нефинансовые активы, безвозмездно передаваемые в целях формирования стоимости нефинансовых активов.

Мингосимуществом Республики Марий Эл объект принят как недвижимое имущество, составляющее казну («1.108.51.310»).

Впоследствии Мингосимущество Республики Марий Эл (отправитель) по акту о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (форма по ОКУД от 02.08.2021 №00000328 (передача из казны) площадка для установки оборудования ФОКОТ в г.Козьмодемьянске, передана в муниципальную собственность городского округа «Город Козьмодемьянск Республики Марий Эл». Объект учета передан Мингосимуществом Республики Марий Эл как недвижимое имущество, составляющее казну («1.108.51.310»).

В соответствии с подпунктом «а» п.11 Порядка учета имущества в отношении недвижимого имущества в Мингосимущество Республики Марий Эл должны предоставляться в том числе выписки из Единого государственного реестра недвижимости о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Согласно п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с ч.10 ст.40 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.

На момент передачи площадки ФОКОТ в казну и при их выбытии из казны государственная регистрация права на объект отсутствовала. Министерство спорта не могло осуществить государственную регистрацию прав на созданную площадку ФОКОТ, в виду отсутствия у него правоустанавливающих документов на земельный участок при строительстве объекта, соответственно, отсутствовало разрешение на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию.

Мингосимуществом Республики Марий Эл бухгалтерские операции по поступлению в казну площадки ФОКОТ в г.Козьмодемьянске в журнале операций №7 по выбытию и перемещению нефинансовых активов за август 2021 года (дата выполнения операций-02.08.2021), оборотно-сальдовой ведомости за август 2021 года отражены с применением счета бухгалтерского учета 1.108.51 «недвижимое имущество, составляющее казну».

Согласно пункту 141 Инструкции №157н счет 108.00 «Нефинансовые активы имущества казны», предназначен для учета объектов имущества (нефинансовых активов), составляющих государственную (муниципальную) казну Российской Федерации, субъектов Российской Федерации муниципальных образований, в разрезе материальных основных фондов, нематериальных основных фондов, непроизведенных активов и материальных запасов.

Согласно п.36 Инструкции №157н при отсутствии документов, подтверждающих государственную регистрацию права на передаваемую площадку ФОКОТ, Мингосимущество Республики Марий Эл не могло использовать в акте о приеме-передаче объектов нефинансовых активов счет учета 108.51 «Недвижимое имущество, составляющее казну», отражать операции по учету площадки ФОКОТ в бюджетном учете на данном счете.

В соответствии с п.18 Федерального стандарта бухгалтерского учета, утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 №256н при ведении бухгалтерского учета субъект учета обеспечивает формирование достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых им обязательствах, полученных финансовых результатах, иной информации, необходимой пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности для осуществления ими полномочий по внутреннему и внешнему финансовому контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении субъектом учета фактов хозяйственной жизни и их целесообразностью.

В нарушение п.1 ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п.18 Федерального стандарта бухгалтерского учета, утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 №256н, положений Инструкции №157н Мингосимуществом Республики Марий Эл не соблюдены требования, предъявляемые к правилам ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, а именно при отсутствии документов, подтверждающих государственную регистрацию права на передаваемую площадку ФОКОТ (площадка как объект недвижимого имущества сформирован не был), в актах о приеме-передаче объекта нефинансовых активов от 02.08.2021 №0000-000013 (поступление в казну), от 02.08.2021 №00000328 (передача из казны) применен счет учета 108.51 «Недвижимое имущество, составляющее казну» и в последствии бухгалтерские операции по поступлению в казну площадки ФОКОТ в журнале-операций №7 за 2021 год, в оборотно-сальдовой ведомости за 2021 годы отражены с применением счета бухгалтерского учета 1.108.51 «Недвижимое имущество, составляющее казну».

К бухгалтерскому учету имущества казны принят, а затем передан из казны объект недвижимого имущества «Площадка для установки оборудования ФОКОТ в г.Козьмодемьянске» стоимостью 10 343,72 тыс. рублей, тогда как Министерством спорта по площадке ФОКОТ переданы в казну фактические затраты (капитальные вложения) по формированию первоначальной стоимости объекта недвижимого имущества по счету бухгалтерского учета 1.106.11 «Вложения в недвижимое имущество учреждения». Данное нарушение привело к искажению бюджетной отчетности за 2021 год.

Мировым судьей установлено, что на момент рассмотрения дела государственная регистрация права на передаваемую площадку ФОКОТ осуществлена. Мингосимуществом Республики Марий Эл представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных прав на объект недвижимости от 16.08.2022, объекту «Площадка для установки оборудования ФОКОТ в г.Козьмодемьянске» присвоен кадастровый номер . Операции в бухгалтерском учете по движению площадки проведены в один день, на показатели Баланса данные операции не повлияли, но привели к искажению показателей бюджетной отчетности формы Сведений (ф.0503168) по поступлению и выбытию объекта казны за отчетный период.

Так, в 2021 году итоговые данные графы 6 и графы 9 строки 400 «1.1. Недвижимое имущество в составе казны» завышены на 10 343 7820,00 руб. каждая, итоговые данные графы 6 и графы 9 строки 561 «Вложения в недвижимое имущество государственной (муниципальной) казны» занижены на 10 343 7820,00 руб. каждая.

В сведениях (ф. 0503168) в графе 6 строки 400 стоимость поступившего имущества отражена в сумме 2 032 588 883,13 руб., вместо 2 022 245 163,13 руб., в графе 9 строки 400 стоимость выбывшего имущества отражена в сумме 2 474 034 190,75 руб., вместо 2 463 690 470,75 рублей.

В сведениях (ф. 0503168) в графе 6 строки 561 стоимость поступившего имущества отсутствует, следовало отразить в сумме 10 343 720,00 руб., в графе 9 строки 561 стоимость выбывшего имущества отсутствует, следовало отразить - 10 343 720,00 руб. (искажение строки составляет 100 %).

Согласно разделам «Нефинансовые активы казны» учетной политики на 2021 год документальное отражение операций по учету объектов в составе имущества казны Республики Марий Эл в бюджетном учете и составление бюджетной отчетности осуществляет отдел бухгалтерского учета и отчетности министерства.

Начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности Мингосимущества Республики Марий Эл Вотякова Е.А., назначенная на должность приказом от 29.01.2018 ., действующая в соответствии с должностным регламентом, являлась ответственным за составление и представление бюджетной отчетности Мингосимущества Республики Марий Эл за 2021 год.

В соответствии со ст.165 Бюджетного кодекса РФ Министерство финансов Российской Федерации устанавливает единую методологию бюджетного учета. Приказами Минфина России от 06.12.2010 № 162н утвержден План счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению, Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений от 01.12.2010 №157н и Инструкция по применению единого плана счетов бухгалтерского учета.

При ведении бюджетного учета в субъектах учета применяются корреспонденции счетов бюджетного учета в соответствии с Инструкцией по применению плана счетов бюджетного учета. При отсутствии в Инструкции корреспонденций счетов бюджетного учета по операциям, подлежащим отражению в бюджетном учете, финансовые органы, главные распорядители бюджетных средств имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета.

Инструкцией прямо предусмотрен учет безвозмездно поступивших капитальных вложений по дебету счета 010600000 «Вложения в нефинансовые активы».

Мировым судьей также установлено, что право государственной собственности на площадку ФОКОТ в момент ее передачи, то есть 02 августа 2021 года, зарегистрировано не было. При отсутствии документов о государственной регистрации права на объект, наличие актов КС, не подтверждает правильность действий Вотяковой Е.А., не является доказательством передачи недвижимого имущества казны, право собственности на которое зарегистрировано в установленном законом порядке, в связи с чем неправомерно было включено на счет 01085100. До момента регистрации права собственности, стоимость вложений, связанных со строительством объекта, отражается на балансовом счете 010600000, что так же разъяснено в Письме Минфина России от 11.11.2016 №02-06-10/66367.

Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами, отраженными в постановлении мирового судьи, получившими оценку с точки зрения их допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Совокупность исследованных доказательств обоснованно признана мировым судьей достаточной для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Вотяковой Е.А.

Требования статьи 24.1 названного Кодекса соблюдены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.

Мировой судья пришел к правильному выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследованных доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Доводы жалобы, об отсутствии вины Вотяковой Е.А. в совершении указанного правонарушения, были предметом рассмотрения мировым судьей при рассмотрении дела по существу, и обоснованно признаны несостоятельными.

Оценив изложенные доказательства в совокупности, мировой судья обоснованно признал Вотякову Е.А. виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 ч.4 КоАП РФ, при этом ее действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Также мировой судья обоснованно пришел к выводу об отсутствии совокупности всех условий для применения положений ст.2.9 КоАП РФ.

Довод Вотяковой Е.А. о том, что совершенное ею правонарушение является малозначительным, так как ее действия не причинили какого-либо ущерба, не повлекли причинения убытков и нарушения охраняемых общественных отношений, а также негативных последствий, не может служить основанием к отмене состоявшегося судебного акта. Вопреки доводам жалобы оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным с учетом характера совершенного правонарушения, объекта посягательства, а также конкретных обстоятельств допущенных нарушений не имеется. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании должностным лицом требований законодательства в сфере бухгалтерского учета и бюджетной системы Российской Федерации и невыполнении своих публично-правовых обязанностей в сфере осуществления учета и контроля за соблюдением бюджетного законодательства.

Административное наказание назначено Вотяковой Е.А. в пределах санкции части 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями статей 3.1 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных.

Порядок и срок давности привлечения Вотяковой Е.А. к административной ответственности соблюдены.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, не установлено.

Руководствуясь ст.30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка №1 Йошкар-Олинского судебного района Республики Марий Эл от 15 февраля 2023 года (резолютивная часть от 13 февраля 2023 года), вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.15.15.6 КоАП РФ, в отношении Вотяковой Екатерины Александровны оставить без изменения, а жалобу Вотяковой К.А. – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

Судья Ермолаева М.Л.

12-166/2023

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Вотякова Екатерина Александровна
Суд
Йошкар-Олинский городской суд Республики Мари Эл
Судья
Ермолаева М.Л.
Статьи

ст.15.15.6 ч.4 КоАП РФ

Дело на странице суда
yoshkarolinsky--mari.sudrf.ru
15.03.2023Материалы переданы в производство судье
10.04.2023Судебное заседание
11.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее