Дело № 12-920/20
№
Р Е Ш Е Н И Е
03 декабря 2020 года Санкт-Петербург
Судья Петроградского районного суда Санкт-Петербурга Медведева Е.В.,
с участием военного прокурора <ФИО>2,
защитника по доверенности <ФИО>4.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении по жалобе защитника <ФИО>6 на постановление по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица
Федерального автономного учреждения Министерства обороны Российской Федерации «Центральный спортивный клуб армии», ИНН №, юридический адрес: <адрес>, адрес филиала: <адрес> <адрес>, привлеченного к административной ответственности по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением по делу об административном правонарушении №№ от 04.08.2020 года государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного надзора на море по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия <ФИО>4 Федеральное автономное учреждение Министерства обороны Российской Федерации «Центральный спортивный клуб армии» (далее – ЦСКА) привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ и подвергнуто наказание в виде штрафа в размере 100000 рублей.
При этом установлена вина ЦСКА в несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, а именно:
21.01.2020 года в ходе проверки исполнения требований экологического законодательства установлено, что на участке водно-спортивной станции, расположенной по адресу: г. Санкт-Петербург, Петровская коса, д.5/8, организовано неучтённое место накопления отходов в виде металлической 200-литровой бочки, размещенной на грунте без крышки и навеса, в которой находятся пластиковые емкости, отходы древесины и обугленные остатки. Бочка имеет следы воздействия огня. Вокруг бочки поверхность земли засыпана золой и остатками продуктов сгорания. Предназначенный для сбора и накопления бытовых отходов металлический контейнер размещен на бетонной плите без оборудования бордюра и ограждения.
Таким образом, ЦСКА совершило нарушение требований ст.13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", то есть административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ.
На указанное постановление защитником юридического лица подана жалоба, в которой она просит постановление изменить, назначив наказание в виде предупреждения. При этом указывает, что постановлении о привлечении ЦСКА к административной ответственности содержится необоснованная ссылка на СанПиН 2.1.6.2330-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», поскольку деятельность ЦСКА связана со спортом, а не с содержанием, обслуживанием территорий муниципальных образований, а также с обращением отходов на территории муниципальных образований. Также как не относятся к УСКА правила СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». Кроме того, с учетом социальной направленности учреждения, назначения наказания в виде штрафа в размере 100000 рублей является неразумным и нецелесообразным, не соответствующим тяжести последствий правонарушения.
Законный представитель ЦСКА, извещавшийся надлежащим образом о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, направив защитника, в связи с чем суд рассматривает дело в его отсутствии.
Защитник <ФИО>7. в судебном заседании доводы жалобы поддержала, просила учесть, что ЦСКА является учреждением с государственным финансированием, в связи с ограничениями в деятельности, наложенными в целях нераспространения коронавирусной инфекции, доходы сильно сократились. Сбором и вывозом отходов занимается обслуживающая организация.
Прокурор в судебном заседании просил постановление оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным. Рядом с местом размещения ЦСКА отходов находится водная зона, ненадлежащие их размещение и содержание могло нанести существенный вред окружающей среде.
Исследовав материалы дела и доводы жалобы, заслушав участников процесса, суд приходит к следующим выводам.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах).
В соответствии со статьей 1 названного Закона под отходами производства и потребления (далее также отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Законом.
Пунктом 2 статьи 11 Закона об отходах установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплены требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.
Согласно пункту 1 данной статьи отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 указанной статьи установлен запрет на сброс отходов производства и потребления в недра и на почву.
Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4 Закона об отходах).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2003 г. N 80 утверждены "СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7).
Пунктом 3.4 указанных санитарно-эпидемиологических правил установлено, что в зависимости от технологической и физико-химической характеристики отходов допускается их временно хранить: в производственных или вспомогательных помещениях; в нестационарных складских сооружениях (под надувными, ажурными и навесными конструкциями); в резервуарах, накопителях, танках и прочих наземных и заглубленных специально оборудованных емкостях; в вагонах, цистернах, вагонетках, на платформах и прочих передвижных средствах; на открытых, приспособленных для хранения отходов площадках.
Размещение отходов в природных или искусственных понижениях рельефа (выемки, котлованы, карьеры и др.) допускается только после проведения специальной подготовки ложа на основании предпроектных проработок (пункт 3.9 СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7).
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федеральных законов от 28 декабря 2009 г. N 380-ФЗ, от 23 июля 2013 г. N 226-ФЗ) несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ).
Согласно материалам дела (справке государственных инспекторов по охране окружающей среды и фототаблице, составленной при обследовании территории принадлежащей ЦСКА, прилегающей акватории реки Малая Невка) выявлено ненадлежащим образом организованное накопление отходов в металлической 200-литровой бочке при вышеуказанных условиях.
Доводы защитника о ссылке в постановлении на санитарные правила, не относящиеся к деятельности ЦСКА не влияют на правильность квалификации допущенных нарушений по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, в связи с тем, что установлено нарушение вышеуказанных требований закона, а также санитарных правил, относящихся к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления.
Представленными материалами дела вина ЦСКА в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.2 КоАП РФ, полностью подтверждается и в жалобе фактически не оспаривается.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением возможна являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 указанного Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. Вместе с тем, в рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется, поскольку неправильное размещение отходов рядом с водной акватории могло нанести вред окружающей среде.
Вместе с тем, в части назначенного наказания суд учитывает характер совершенного правонарушения, сведения о финансовом положении юридического лица ЦСКА, являющегося государственным учреждением, впервые привлекаемого к административной ответственности, и полагает возможным с учетом обстоятельств дела, постановление должностного лица изменить, применить положения ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.4 ст.18.5 КоАП РФ, а именно - 50000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление по делу об административном правонарушении №№ от 04.08.2020 года государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного надзора на море по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия <ФИО>4 в отношении Федерального автономного учреждения Министерства обороны Российской Федерации «Центральный спортивный клуб армии», привлеченного к административной ответственности по ч.1. ст.8.2 КоАП РФ - изменить, назначить наказание в виде штрафа в размере 50000 (пятидесяти тысяч) рублей, жалобу защитника – удовлетворить частично.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Е.В.Медведева