2-926/2023
44RS0001-01-2022-006566-05
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 марта 2023 года г. Кострома, ул. Долматова, 14
Свердловский районный суд г.Костромы в составе:
председательствующего судьи Ковунева А.В., при секретаре Сварян С.М., с участием представителя прокуратуры Левина Н.А., представителя ответчика Пекишев П.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Костромы в интересах Царев В.А. к Департаменту здравоохранения Костромской области о обязании обеспечить лекарственными препаратом,
у с т а н о в и л:
Прокурор г.Костромы обратился в суд с указанным иском, свои требования мотивировал тем, что Прокуратурой, города Костромы, проведена проверка исполнения законодательства об охране здоровья граждан, по результатам которой установлено следующее. Царев В.А., <дата> года рождения страдает заболеванием .... На основании протокола заседания врачебной комиссии от <дата> № ему назначен лекарственный препарат Дувелит (торговое наименование Копиктра) по жизненным показаниям. Вместе с тем проверка показала, что Царев В.А. до настоявшего времени препаратом не обеспечен. На основании изложенного просят, обязать Департамент здравоохранения Костромской области организовать обеспечение Царев В.А., <дата> г.р. лекарственным препаратом Дувелит в необходимом объеме по медицинским показаниям.
В судебном заседании представитель прокуратуры Левина Н.А. исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в иске.
Истец Царев В.А. в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, указал, что исковые требовании я поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика от Департамента здравоохранения Костромской области Пекишев П.В. требования не признал в полном объеме, поддержал ранее представленные в адрес суда возражения, согласно которых лекарственный препарат «Копиктра» (мнн - «Дувелисиб») не входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, который утвержден распоряжением Правительства РФ от <дата> №-р, в связи с чем исковые требования не подлежат удовлетворению. Также, в дополнительных возражениях на иск, указано, что в материалах дела имеется копия удостоверения, подтверждающего, что Царев В.А. является ветераном боевых действий. В соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (Приложение № 1 к Постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 № 890) правом на бесплатное предоставление всех лекарственных средств имеют ветераны боевых действий на территориях других государств (с перечислением конкретных категорий). Кроме того, ст. 6 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», содержала положения о ветеранах государственной службы, а не о ветеранах боевых действий, и утратила силу с <дата>. По состоянию на <дата> Царев В.А. по данным региональной информационной системы, не включен ни в перечень федеральных, ни в перечень региональных льготников. Согласно Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (Приложение № 1 к Постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 № 890) положены все лекарственные средства инкурабельным онкологическим больным. В материалах дела отсутствуют сведения, что Царев В.А. относится к данной категории больных. В распоряжении департамента здравоохранения Костромской области имеется письмо Росздравнадзора от 24.08.2022 № 01и-912/22, в котором говорится о безопасности лекарственного препарата Копиктра (дувелисиб), с указанием на результат исследований, показавших возможный повышенный риск смерти на фоне применения лекарственного препарата Копиктра по сравнению с другими лекарственными препаратами. В описательной и просительной части иска указывается лекарственный препарат Дувелит. Однако, в Государственном реестре лекарственных средств данный лекарственный препарат отсутствует (а имеется лекарственный препарат Дувелисиб). В связи с изложенным, департамент здравоохранения Костромской области просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Третье лицо ГУП «Костромская областная аптечная база» извещались судом надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ранее направляли ходатайство о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Третье лицо ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница им.Королева Е.И. извещались судом надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Царев В.А. имеет права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах», что подтверждается копией соответствующего удостоверения от <дата>.
Царев В.А. установлен диагноз .... В консультативном заключении (заочное, по медицинским документам) НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии имени Р.М.Горбачевой рекомендована терапия ингибитором РIЗК (Копиктра в дозе 25 мг 2 раза в день).
Как следует из протокола заседания врачебной комиссии по назначению лекарственных препаратов ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница имени Королева Е.И.» от <дата> № ему назначен препарат «Дувелисиб», торговое наименование «Копиктра» 25 мг 2 раза в день внутрь непрерывно до прогрессирования.
Как следует из ответа Департамента здравоохранения Костромской области от <дата> № указанный препарат не входит в перечень жизненно важных леарственных препаратов, в связи с чем, не включен в перечень для обеспечения пациентов по программа льготного лекарственного обеспечения, в связи с чем, обепечение Царев В.А. данным препаратом по программа льготного лекарственного обеспечения в настоящее время не представляется возможным.
Из счета на пациента от <дата> на имя Царев В.А., следует, что препаратом «Дувелисиб», торговое наименование «Копиктра» не обеспечен.
Согласно Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41).
Исходя из данного конституционного положения, законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельным категориям граждан.
Согласно п.ж ч.1 ст.72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение
Согласно Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. (ч.2, 5 ст.76).
Как следует из положений п. п. 2, 3 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи; медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др.
В соответствии с п. 5 ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечивается посредством предоставления медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно п. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 года №323-ФЗ, каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Из ст.29 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ следует, что организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». Так, в соответствии с указанным Перечнем (Приложение N 1) при такой категории заболевания как онкологическое в перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно, входят все лекарственные средства, перевязочные средства инкурабельным онкологическим больным.
Согласно ч. 2 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», при оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, условиях дневного стационара и при посещениях на дому осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», и медицинскими изделиями, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека. Порядок формирования перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч. 1).
В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, сформированный в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (п. 5 ч. 2).
Согласно ст. 82 Федерального закона от 21.11.2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.
Положениями ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 21.11.2011 года №323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования).
В соответствии с положениями ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в соответствии с настоящей главой право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют в том числе ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах»
Согласно ст. 6.2 указанного Закона, в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги, в частности, обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Согласно ч. 1 ст. 4.1 указанного Закона к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 №2406-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.
Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
Из приведенных нормативных положений следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Костромской области) лиц, страдающих онкологическими заболеваниями (социально значимыми заболеваниями) в соответствии со стандартами медицинской помощи лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам врачей вне зависимости от наименования и стоимости препарата, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, что допускается в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
В соответствии с п.п. 2 п. 11 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 № 546, Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится:
- организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
- осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;
- организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
Из пункта 59 Положения следует, что Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.
Таким образом, организация обеспечения лекарственными препаратами лиц, имеющих право на их получение в соответствии с государственными гарантиями на территории Костромской области, в соответствии вышеуказанным Положением относится к компетенции Департамента здравоохранения Костромской области, который должен предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному обеспечению лекарственными препаратами лиц, страдающих онкологическими заболеваниями. Непринятие мер по обеспечению названных лиц необходимыми им лекарственными препаратами противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания гражданам, страдающим онкологическими заболеваниями, медицинской помощи, включая бесплатное лекарственное обеспечение, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.
Учитывая социально значимое заболевание, которым страдает Царев В.А. гарантии бесплатного обеспечения медицинскими изделиями при данном заболевании, суд полагает, что отказ в обеспечении данными медицинскими изделиями в необходимом количестве не соответствует требованиям законодательства.
Доводы и ссылка ответчика на тот факт, что Царев В.А. не входит в реестр региональных и федеральных льготников, суд находит несостоятельными, и противоречит материал дела и представленным в ходе его рассмотрения доказательствам, кроме того представленный самим ответчиком счет на пациента за 2023 год содержит сведения о выдаче Царев В.А. лекарственных препаратов по категории льгот – онкологическое заболевание.
Вместе с тем, заявленным в иске для осязания организации обеспечения препаратом Дувелисиб», торговое наименование «Копиктра», Царев В.А. не был обеспечен, что так же подтверждает вышеуказанный счет пациента, и пояснения сторон, ответчик, отказывая в обеспечении данным препаратом ссылает, на тот факт, что но не входит в перечень жизненноважных лекарственных препаратов, не включен в перечни для обеспечения пациентов по программам льготного обеспечения.
Однако указанный препарат был назначен Царев В.А. решением врачебной комиссии, протокол заседания которой представлен в материалы дела, сведений о том, что данное назначение отменено, изменена схема лечения, в материалах дела не имеется.
Равным образом, ссылка ответчика на тот факт, что препарат Дувелисиб повышает риск смерти, со ссылкой на письмо Росздравнадзора от 24.08.2022 года № 01и-912/22, суд также не может принять во внимание, поскольку указанный препарат в соответствии с ФЗ №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» на территории РФ не запрещен, сведений об этом в материалах дела не имеется, а рекомендация или отмена медицинского препарата, как суд указал выше, на основании норм действующего законодательства является полномочием лечащего врача, в том числе при необходимости врачебной комиссии, которая рекомендовала его для приема истицу с учетом его медицинских показаний для лечения имеющегося заболевания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора г. Костромы в интересах Царев В.А. к Департаменту здравоохранения Костромской области удовлетворить.
Обязать департамент здравоохранения по Костромской области организовать обеспечение Царев В.А., <дата> г.р., уроженца <адрес>а <адрес>, лекарственными препаратом Дувелит (торговое наименование Копиктра) в необходимом объеме по медицинским показаниям.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Ковунев А.В.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 05.04.2023 года.