ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 25 января 2023 года № 7а-13/2023
г. Вологда
Судья Вологодского областного суда Балаева Т.Н., рассмотрев жалобу Образцовой Т.А. на постановление судьи Вытегорского районного суда Вологодской области от 13 сентября 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
01 июля 2022 года специалистом-экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Кирилловском, Белозерском, Вашкинском, Вытегорском районах Дорожкиной Е.Г. в отношении
Образцовой Т.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в соответствии с которым Образцова Т.А., прибыв на территорию Российской Федерации из Государства Египет 23 февраля 2022 года, в течение 3 календарных дней со дня прибытия, с 24 февраля 2022 года по 26 февраля 2022 года, не прошла лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР; в течение 4 дней не разместила на Едином портале государственных услуг сведения о прохождении лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР путём заполнения формы «Предоставление сведений о результатах теста, перенесенном заболевании или вакцинации от новой коронавирусной инфекции для прибывших на территорию Российской Федерации», чем допустила нарушение статьи 10 Федерального закона от 30 сентября 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 2.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», направленных на предотвращение распространения эпидемии новой коронавирусной инфекции COVID -19.
Постановлением судьи Вытегорского районного суда Вологодской области от 13 сентября 2022 года Образцова Т.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 7 500 рублей.
В жалобе Образцова Т.А. просит постановление отменить, производство по делу прекратить. Ссылается на ненадлежащее извещение о дате, месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, указав, что фактически проживает в другом городе. Одновременно заявила ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока.
Участники производства по делу об административном правонарушении в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки в судебное заседание не сообщили, в связи с чем, на основании пункта 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ судьей принято решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы ходатайства, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В силу части 2 названной статьи в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Из материалов дела следует, что судебная корреспонденция, в том числе и копия оспариваемого постановления, направлялась Образцовой Т.А. по адресу: <адрес>
Конверт адресату не вручен, возвращен отправителю с отметкой об истечении срока его хранения, получен судом 21 сентября 2022 года.
При таких обстоятельствах последним днем для подачи жалобы на постановление с учетом положений части 3 статьи 4.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являлось 03 ноября 2022 года.
С жалобой на постановление судьи Образцова Т.А. обратилась только 15 декабря 2022 года, то есть со значительным пропуском установленного срока.
Пропуск срока обжалования Образцова Т.А. мотивирует тем, о наличии оспариваемого постановления она узнала 14 декабря 2022 года в личном кабинете на сайте ЕГПУ, обнаружив уведомление о наличии задолженности по исполнительному производству. Утверждает, что фактически проживает по другому адресу: <адрес> куда обжалуемое постановление не направлялось, вследствие чего она была лишена возможности подать жалобу в установленные сроки.
Анализируя приведенные заявителем в обоснование причин пропуска срока обжалования обстоятельства, а также в целях обеспечения доступности правосудия, полагаю, что ходатайство о восстановлении пропущенного срока обжалования постановления подлежит удовлетворению.
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).
Согласно Федеральному закону от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (статья 10 закона).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 01 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» коронавирусная инфекция (2019-nCoV) отнесена к перечню заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Согласно пункту 2.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» граждане Российской Федерации, прибывающие на территорию РФ, обязаны в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти однократное лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР. При наличии вакцинации против COVID-19 в течение последних 12 месяцев или сведений о перенесенном в последние 6 месяцев заболевании COVID-19 проведение лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР, не требуется. Сведения о лабораторном исследовании на COVID-19 методом ПЦР, перенесенном заболевании или вакцинации в обязательном порядке размещаются в течение четырех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации на Едином портале государственных услуг путем заполнения формы «Предоставление сведений о результатах теста, перенесенном заболевании или вакцинации от новой коронавирусной инфекции для прибывающих на территорию Российской Федерации» (https:www.gosuslugi.ru/ 400705/1).
Признавая Образцову Т.А. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, судья первой инстанции исходил из того, что она после возращения из иностранного государства в течение четырех дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации в нарушение пункта 2.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года № 7 не разместила сведения о лабораторном исследовании на COVID-19 методом ПЦР, перенесенном заболевании или вакцинации на Едином портале государственных услуг.
Вместе с тем, принятый по делу судебный акт подлежит отмене в силу следующего.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).
Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
По сведениям ОСП по Вытегорскому району УФССП России по Вологодской области от 20 января 2022 года, удержания по исполнительному производству не производились.
Постановлением Главного государственного санитарного врача от 17 октября 2022 года №22 «О внесении изменений о внесении изменений в Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18 марта 2020 года №7» пункт 2.2 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18 марта 2020 года № 7, нарушение котрого инкриминировано
Образцовой Т.А., признан утратившим силу.
Исходя из положений части 2 статьи 1.7, пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ при отмене закона, установившего административную ответственность, производство по делу об административном правонарушении в отношении Образцовой Т.А. подлежит прекращению.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Вытегорского районного суда Вологодской области
от 13 сентября 2022 года отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении Образцовой Т.А. по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – прекратить на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение вступает в законную силу в день его вынесения и может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Т.Н. Балаева