К делу № 2-1571/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 декабря 2023 года Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего Ожева М.А.,
при секретаре Тхагапсовой Б.М..,
с участием:
представителя истца - заместителя прокурора Майкопского района Джандар К.Х.,
представителя ответчика администрации муниципального образования «Майкопский район» - Герасимова А.А.,
ответчика Цынкаловой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Майкопского района к администрации муниципального образования «Майкопский район» и Цынкаловой Ольге Николаевне о признании недействительной (ничтожной) сделкой договора аренды земельного участка,
третье лицо без самостоятельных требований - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея,
установил:
Истец обратился в суд с вышеуказанным иском к ответчикам, пояснив следующее. Прокуратурой района проведена проверка исполнения требований земельного законодательства в администрации «Майкопский район» (далее - Администрация). Установлено, что между Администрацией и Цынкаловой Ольгой Николаевной в соответствии с п.п. 19 п. 2 ст. 39.6 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) 17.02.2023 заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 50000 кв.м., относящийся к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования (сенокошение и выпас сельскохозяйственных животных» (далее - Договор аренды). Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков в Республике Адыгея установлен в размере 2,5 гектара. Таким образом, Договор аренды земельного участка заключен Администрацией с нарушением вышеуказанных требований законодательства, в результате чего из государственной собственности незаконно выбыл земельный участок. Истец просил суд: признать недействительной (ничтожной) сделкой договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № с кадастровым номером №, общей площадью 50000 кв.м., заключенный между администрацией муниципального образования «Майкопский район» и Цынкаловой Ольгой Николаевной; указать в резолютивной части решения о том, что оно является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведения о праве аренды Цынкаловой Ольги Николаевны на земельный участок с кадастровым номером №
Представитель истца Джандар К.Х. в судебном заседании исковое требование поддержал.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Майкопский район» - Герасимов А.А. в судебном заседании при рассмотрении искового требования полагался на усмотрение суда.
Ответчик Цынкалова О.Н. в судебном заседании при рассмотрении искового требования полагалась на усмотрение суда и пояснила, что она является индивидуальным предпринимателем, однако спорный земельный участок не используется ею для осуществления предпринимательской деятельности.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Республике Адыгея Емыкова М.И., будучи надлежаще извещена о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явилась, просила суд о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, суд полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между администрацией МО «Майкопский район» и Цынкаловой Ольгой Николаевной, в соответствии с п.п. 19 п. 2 ст. 39.6 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 50000 кв.м., относящийся к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования (сенокошение и выпас сельскохозяйственных животных» (далее - Договор аренды).
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.07.2022 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном ЗК РФ.
Согласно п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ.
Положениями п.п. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства, урегулированы Федеральным законом от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (далее - Федеральный закон). В силу положений п.п. 1, 2 ст. 2 Федерального закона личное подсобное хозяйство это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно п.п. 1-4 ст. 4 Федерального закона для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.
Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Согласно ст. 5.1 Закона Республики Адыгея от 07.06.2007 №86 «О регулировании земельных отношений» максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 2,5 гектара.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 28.01.2021 №124-О, п.п. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ в системе действующего правового регулирования предусматривает исключение из общего правила о предоставлении на торгах права аренды определенных видов земельных участков. В свою очередь положение закона, устанавливающего нормы предоставления земельных участков, принятое законодателем субъекта Российской Федерации в пределах его компетенции и в порядке реализации п. 5 ст. 4 Федерального закона, устанавливает гарантии для справедливого распределения участков между гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство. Данные требования обусловлены целевым назначением указанных земельных участков, призванным удовлетворить исключительно личные потребности граждан, реализация которых не связана с ведением сельского хозяйства в значительных объемах и на больших площадях земли, характерным для коммерческой деятельности.
Таким образом, Договор аренды земельного участка заключен администрацией с нарушением требований законодательства, в результате чего из государственной собственности незаконно выбыл земельный участок.
В силу ст. ст. 421, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора, который должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно ч. 1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии с ч. 2 ст. 166 ГК РФ требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права и охраняемые законом интересы таких лиц.
Положениями ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правовой акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
С учетом вышеизложенного, суд полагает исковое требование подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Удовлетворить исковое требование прокурора Майкопского района к администрации муниципального образования «Майкопский район» и Цынкаловой Ольге Николаевне о признании недействительной (ничтожной) сделкой договора аренды земельного участка.
Признать недействительной (ничтожной) сделкой договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № с кадастровым номером №, общей площадью 50000 кв.м., заключенный между администрацией муниципального образования «Майкопский район» и Цынкаловой Ольгой Николаевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>.
Настоящее решение является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости сведений о праве аренды Цынкаловой Ольги Николаевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, на земельный участок с кадастровым номером №
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись
Копия верна: судья Ожев М.А.
УИД 01RS0№-52
Подлинник решения находится в материалах дела №2-1571/2023 в Майкопском районном суде Республики Адыгея.