Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1981/2023 от 18.10.2023

Дело №2-1981/2023

УИД 48RS0002-02-2023-010553-33

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 ноября 2023 года          город Елец Липецкой области

Елецкий городской суд Липецкой области в составе:

председательствующего Стрельцова С.Н.,

при секретаре Мисриевой А.В.,

с участием:

представителя истца – Липецкого транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры прокурора Иншакова Д.А.,

представителя ответчика – ОАО «РЖД» по доверенности Мухаметшиной О.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Липецкого транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

    Липецкий транспортный прокурор Московской межрегиональной транспортной прокуратуры обратился в Басманный районный суд города Москвы с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц АОА «»РЖД». В заявлении указал, что Липецкой транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения ответчиком требований законодательства об охране окружающей среды и об отходах производства и потребления нас т. Елец Юго-Восточной железной дороги. В ходе проведения проверки установлено, что в полосе отвода ст. Елец Юго-Восточной железной дороги на земельном участке с кадастровым номером №*** в точке географических координат (в системе координат WGS 84): №*** северной широты; №*** восточной долготы, площадью 8000 кв.м., ответчиком в нарушение действующего законодательства размещены отходов производства и потребления объемом 5600 кубических метров. Допущенное нарушение приводит к ухудшению экологической обстановки, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга граждан. Просил обязать ОАО «РЖД» в срок в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу данного решения суда привести часть земельного участка с кадастровым номером №*** в точке географических координат (в системе координат WGS 84): №*** северной широты; №*** восточной долготы, площадью 8000 кв.м., в надлежащее состояние, путем вывоза от размещенных на нем отходов производства и потребления объемом 5600 кубических метров.

Определением Басманного районного суда г. Москвы от 15.09.2923 дело передано для рассмотрения по существу в Елецкий городской суд Липецкой области.

В судебном заседании представитель Липецкого транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры прокурор Иншаков Д.А. поддержал исковое требование в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

    Представитель ОАО «РЖД» по доверенности Мухаметшина О.Б. в судебном заседании иск не признала. Объяснила, что на момент рассмотрения дела допущенные нарушения устранены.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства в отдельности и в совокупности, суд находит иск Липецкого транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением

    Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

    Из преамбулы Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" следует, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

     Частями 1, 2, статьи 13 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия. Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земель обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

    Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.     Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19.09.2017 № 1163-ст утвержден ГОСТ Р 57678-2017 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Ликвидация строительных отходов» (далее - ГОСТ Р 57678-2017), который устанавливает порядок организации работ по обращению со строительными отходами; порядок сбора и учета строительных отходов; правила обращения со строительными отходами в том числе 1-3 класса опасности.

    Согласно требованиям пунктов 4.4, 4.5, 4.6 ГОСТ Р 57678-2017 сбор, временное хранение, учет образовавшихся, переданных на транспортирование, обработку, обезвреживание, утилизацию или удаление (с уничтожением или захоронением) строительных отходов осуществляются на объектах образования строительных отходов I - IV классов опасности. Сбор строительных отходов осуществляется раздельно по их видам, классам опасности и другим признакам с тем, чтобы обеспечить их переработку, обезвреживание, использование в качестве вторичного сырья или удаление.

    Ответственность за сбор, временное хранение и учет строительных отходов несут хозяйствующие субъекты, в процессе хозяйственной деятельности которых они образуются.

    В силу пункта 3.16 ГОСТ Р 57678-2017 накоплением отходов является временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

    В местах хранения строительных отходов предусматриваются стационарные или передвижные погрузо-разгрузочные механизмы и приемники для перемещения и погрузки строительных отходов для их за с территории объекта образования строительных отходов (п. 6.22 TP 57678-2017).

    При хранении строительных отходов непосредственно на объекте образования строительных отходов, должны предусматриваться специальные стационарные склады, площадки или оборудование (бункеры-накопители, контейнеры и т.п.) (пункт 6.3 ГОСТ Р 57678-2017).

    Места временного хранения строительных отходов должны быть | оборудованы таким образом, чтобы исключить загрязнение почвы, рхностных и грунтовых вод, атмосферного воздуха. Предельное количество накопления строительных отходов на объектах образования, сроки и способы их хранения определяются в соответствии с экологическими требованиями, санитарными нормами и правилами, а также илами пожарной безопасности, установленными законодательством государства.

    В соответствии с положениями статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

    Частью 2 статьи 51 Закона об охране окружающей среды установлен на сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на борные площади, в недра и на почву.

    Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» утвержден Федеральный классификационный каталог отходов, согласно которому строительный мусор и материал от разборки строительных конструкций относится к III-V классов опасности, в том числе мусор от сноса и разборки зданий несортированный, отходы подготовки строительного участка, содержащие имущественно древесину, бетон, железо, лом бетона, лом бетонных, железоббетонных изделий в смеси при демонтаже строительных конструкций так далее.

    Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН. 3684-21, введенными в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N а именно пунктом 220 определено, что при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) ш в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам; поверхность отходов, накапливаемых насыпью на срытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от -воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом); поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).

    В судебном заседании установлено, что у ОАО «РЖД» на праве аренды находится земельный участок с кадастровым номером №*** в точке географических координат (в системе координат WGS 84): №*** северной широты; №*** восточной долготы, площадью 8000 кв.м., находящийся в государственной собственности.

    13.10.2022 Липецкой транспортной прокуратурой с привлечением Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области проведена проверка соблюдения ответчиком требований законодательства об охране окружающей среды и об отходах производства и потребления на указанном земельном участке.

    В ходе проведения проверки установлено, что на указанном земельном участке ответчиком в нарушение действующего законодательства размещены отходов производства и потребления объемом 5600 кубических метров.

    Допущенное нарушение приводит к ухудшению экологической обстановки, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга граждан.

    В сентябре 2023 года ОАО «РЖД» очистило указанный земельный участок от отходов производства и потребления и осуществило мероприятия по рекультивации земли.

    Указанные обстоятельства никем не оспаривались, подтверждаются объяснениями сторон, сторон, представлением прокурора от 25.11.2022, протоколами совещаний сотрудников ОАО «РЖД» от 14.12.2022 и от 07.04.2023, письмами прокуратуры от 07.04.2023, письмами ОАО «РЖД» от 07.04.2023, от 13.04.2023, от 01.09.2023, письмом Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области от 21.10.20233, договором аренды земельного участка от 14.04.2004 и приложениями к нему, фотографиями, договором оказания услуг по размещению отходов от 27.09.2023 и приложениями к нему, актом об оказании услуг по захоронению отходов от 30.09.2023,

    Проанализировав приведенные нормы и установленные по делу обстоятельства, суд пришел к следующим выводам.

    В соответствии с действующим законодательством ОАО «РЖД» обязано привести часть земельного участка с кадастровым номером №*** в точке географических координат (в системе координат WGS 84): №*** северной широты; №***"- восточной долготы, площадью 8000 кв.м., в надлежащее состояние, путем вывоза от размещенных на нем отходов производства и потребления объемом 5600 кубических метров.

     До обращения истца в суд с иском ответчик эту обязанность не исполнил.

    То обстоятельство, что ОАО «РЖД» добровольно исполнило исковые требования в период рассмотрения дела, суд расценивает как фактическое признание ответчиком исковых требований.

     При таких обстоятельствах суд находит исковые требования Липецкого транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

    Вместе с тем, поскольку на момент рассмотрения дела, допущенные ответчиком нарушения устранены, то решение не подлежит исполнению.

Прокурор при подаче иска согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации был освобожден от уплаты государственной пошлины.

Согласно части 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

На основании изложенного и в соответствии с положениями ст. 333.19 НК с ОАО «РЖД» в пользу местного бюджета подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 рублей.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

     ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░ «░░░» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░ «░░░» (░░░ 7708503727, ░░░░ 1037739877295, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░: 107174, ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ №2/1, ░░░░░░░░ 1) ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №*** ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ WGS 84): №*** ░░░░░░░░ ░░░░░░; №*** ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ 8000 ░░.░., ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 5600 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

    ░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░» (░░░ 7708503727, ░░░░ 1037739877295, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░: 107174, ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ №2/1, ░░░░░░░░ 1) ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6000 (░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.

     ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ «░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░         ░░░░░░░░░ ░.░.

░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 07 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.

2-1981/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
И.о. Липецкого транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
ОАО "РЖД"
Другие
Иншаков Дмитрий Александрович
Мухаметшина Ольга Борисовна
Суд
Елецкий городской суд Липецкой области
Судья
Стрельцов С.Н.
Дело на сайте суда
eletsgorsud--lpk.sudrf.ru
18.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
18.10.2023Передача материалов судье
20.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.11.2023Судебное заседание
30.11.2023Судебное заседание
07.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее