Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-763/2021 от 05.07.2021

Дело № 12-763/2021 Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление об административном правонарушении

424028

г. Йошкар-Ола 17 августа 2021 года

ул.Баумана 91 А

Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Сабирьянов Р.Я.,

с участием защитника ОАО «Марбиофарм» - Созоновой Л.Е.,

рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе генерального директора ОАО «Марбиофарм» - Толмачева М.А. на постановление № 53-м старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике от 22 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, которым

Открытое акционерное общество ОАО «Марбиофарм», <иные данные>, ранее к административной ответственности за однородное правонарушение не привлекавшееся,

привлечено к административной ответственности по части 8 статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением № 53-м старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике от 22 июня 2021 года по делу об административном правонарушении ОАО «Марбиофарм» привлечено к административной ответственности и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 200000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 8.2 КоАП РФ.

Не согласившись с данным постановлением, генеральный директор ОАО «Марбиофарм» Толмачев М.А. обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление отменить, освободить Общество от административной ответственности, ограничившись устным замечанием; в случае, если суд придет к выводу о невозможности применения положений о малозначительности – применить положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и постановление изменить, снизив административный штраф до 100000 рублей. В обоснование жалобы указал, что совершенное правонарушение не повлекло вредных последствий, не причинило вреда здоровью людей и окружающей среде и крупный ущерб в результате совершенного правонарушения кому-либо не причинен, существенного нарушения охраняемых общественных отношений не последовало.

Общество просит принять во внимание совершение названного правонарушения в первый раз, отсутствие в его действиях систематического характера нарушений публичного порядка и умышленного игнорирования требований законодательства.

Совершенное правонарушение не относится к числу тех правонарушений, которые существенно нарушают охраняемые общественные отношения и ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными.

При этом, если суд не найдет оснований для освобождения от ответственности в силу малозначительности правонарушения, Общество просит применить положения части 3.2. статьи 4.1. КоАП РФ.

Согласно пункту 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 названной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ (пункт 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей не соответствует характеру совершенного Обществом административного правонарушения, выразившегося в превышении лимитов на размещение отходов производства и потребления, и с учетом конкретных обстоятельств дела, а также затруднительного имущественного и финансового положения подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией части 7 статьи 8.2 КоАП РФ.

При этом Общество просит принять во внимание то обстоятельство, что у него имеются значительные кредитные обязательства в связи с модернизацией производства. Так в 2020 году были заключены Кредитные договоры с ПАО «Банк «Санкт-Петербург» на приобретение оборудования в рамках реализации программы модернизации производства. В соответствии с Кредитным договором ОАО «Марбиофарм» должен внести денежные средства за июль, август, сентябрь 2021 г. в размере более 45 млн. рублей.

Поскольку с 2020 года в РФ введена обязательная маркировка лекарственных препаратов (ФЗ № 425-ФЗ от 28.12.2017 г.) для приобретения оборудования по маркировке выпускаемых предприятием лекарственных препаратов потребовалось около <иные данные> млн. рублей. У организации такие денежные средства отсутствовали, в связи с этим заключен договор целевого займа от ДД.ММ.ГГГГ с ФГАУ «Российский фонд технологического развития», в соответствии с которым ФГАУ «Российский фонд технологического развития» обязался передать ОАО «Марбиофарм» денежные средства в размере <иные данные> (<иные данные> коп. Выплаты за июль-сентябрь согласно Договору составляют более <иные данные> рублей.

Итого за июль, август, сентябрь 2021 г. на выплату кредитов Обществу необходимо выделить более <иные данные>.

Тем самым, исходя из задач законодательства об административных правонарушениях (статья 1.2 КоАП РФ), снижение размера административного штрафа позволит Обществу направить необходимые денежные средства на проведение природоохранных мероприятий и улучшение производственных процессов для предотвращения нарушений в будущем.

Поскольку в судебное заседание законный предстатель ОАО «Марбиофарм», надлежаще извещенный, не явился, считаю возможным рассмотреть дело без его участия.

Защитник Созонова Л.Е. доводы и требования жалобы поддержала, а так же пояснила, что общество вину признает, раскаивается, допущенные нарушения устраняются.

Выслушав защитника, исследовав материалы административного дела, материалы дела Волжско-Камского межрегионального управления Росприроднадзора, дополнительные материалы, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.

Согласно положениям статьи 2.1 КоАП РФ - административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 8 статьи 8.2 КоАП РФ, административным правонарушением признается превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

В соответствии с пунктом 8 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» за превышение лимитов на размещение отходов юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов административного дела, в ходе проверки установлено несоблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, выразившееся в превышении установленных лимитов на размещение отхода «Отходы обезвреживания медицинских отходов Б и В (кроме биологических) вакуумным автоклавированием насыщенным водяным паром измельченные, компактированные, практически неопасные» (код ФККО 7 47 843 55 71 5) в 2019 году, 2020 году, 1 кв. 2021 года, ответственность за которое предусмотрена частью 8 статьи 8.2 КоАП РФ от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 00 минут в рамках осуществления плановой выездной проверки соблюдения требований природоохранного законодательства ОАО «Марбиофарм» на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду:

-Производственная площадка (код объекта П), <адрес> Эл, <адрес>, категория объекта – I, было выявлено:

Согласно разделу 4 «Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения» Программы ПЭК, данным учета в области обращения с отходами и документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от ДД.ММ.ГГГГ № О-1006, выданного Управлением Росприроднадзора по Республике Марий Эл, сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в результате деятельности ОАО «Марибиофарм» на объекте HBOC I категории - Промышленная площадка (код объекта ) образуется 1 вид отходов «Отходы обезвреживания медицинских отходов Б и В (кроме биологических) вакуумным автоклавированием насыщенным водяным паром измельченные, компактированные, практически неопасные» (код ФККО ). ОАО «Марбиофарм» представлены документы, подтверждающие отнесение данного отхода к V классу опасности. Сведений об образовании, а также об отнесении иных видов отходов к конкретному классу опасности в вышеуказанных документах не содержится и в ходе проверки не представлены.

Данные отходы V класса опасности подлежат захоронению и по мере формирования транспортной партии вывозятся на полигон, эксплуатируемый ООО «Благоустройство», в соответствии с договорами возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ ; от ДД.ММ.ГГГГ ; от ДД.ММ.ГГГГ ; от ДД.ММ.ГГГГ ; от ДД.ММ.ГГГГ ; от ДД.ММ.ГГГГ . Предметом указанных договоров является оказание услуг Обществом с ограниченной ответственностью «Благоустройство» по захоронению отходов производства и потребления на полигоне твердых бытовых отходов (№ объекта в ГРОРО 311214) (далее - полигон ТБО), перечень и количество отходов указаны в приложении к договорам.

Документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от ДД.ММ.ГГГГ № О-1006 ОАО «Марбиофарм» утверждены лимиты на размещение отходов производства и потребления, а именно, утвержден лимит на размещение 1 вида отходов «Отходы обезвреживания медицинских отходов Б и В (кроме биологических) вакуумным автоклавированием насыщенным водяным паром измельченные, компактированные. практически неопасные» (код ФККО <иные данные> на полигоне ТБО, № объекта размещения отходов в ГРОРО 311214, в 2019 году в количестве 0,352 т., в 2020 году-0,352 т, в 2021 году-0,352 т.

Согласно сведениям и документам, предоставленным ООО «Благоустройство», на основании вышеуказанных договоров Обществом с ограниченной ответственностью «Благоустройство» ОАО «Марбиофарм» были оказаны услуги по захоронению отходов «Отходы обезвреживания медицинских отходов Б и В (кроме биологических) вакуумным автоклавированием насыщенным водяным паром измельченные, компактированные, практически неопасные» (код ФККО 7 47 843 55 71 5) в 2019 год в количестве 176,4 т, в 2020 год - 168,0 т, за 1 квартал 2021 года - 28,26 т, что подтверждается актами за 2019 год, актами и счетами-фактурами за 2020 год, актами и счетами-фактурами за 1 квартал 2021 года.

Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ установлено, что по месту фактического осуществления деятельности Открытым акционерным обществом «Марбиофарм» на объекте HBOC I категории - Промышленная площадка, код объекта П, адрес: <адрес> Эл. <адрес>, в нарушение статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», превышены утвержденные лимиты на размещение отходов «Отходы обезвреживания медицинских отходов Б и В (кроме биологических) вакуумным автоклавированием насыщенным водяным паром измельченные, компактированные, практически неопасные» (код ФККО 7 47 843 55 71 5), что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 8 статьи 8.2 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Каких-либо доказательств о невозможности исполнения возложенных общество обязанностей в соответствии с требованиями законодательства по не зависящим от него причинам, либо свидетельствующих о том, что им приняты все зависящие от него меры по недопущению нарушения вышеназванного требования закона в материалах дела не имеется.

Факт совершения правонарушения и виновность ОАО «Марбиофарм» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 8.2 КоАП РФ, подтверждается совокупностью представленных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ -м; актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ -м; Приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ -п об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ОАО «Марбиофарм», данными учета в области обращения с отходами, Документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от ДД.ММ.ГГГГ № О-1006, выданного Управлением Росприроднадзора по Республике Марий Эл, сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Договорами на возмездное оказание услуг с ООО «Благоустройство», сведениями ООО «Благоустройство» от ДД.ММ.ГГГГ о фактическом захоронении отходов, и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Таким образом, обстоятельства данного административного правонарушения установлены на основании полного и всесторонне исследованных материалах дела об административном правонарушении, совокупность доказательств является достаточной для объективного вывода о виновности ОАО «Марбиофарм» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 8.2 КоАП РФ.

Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного административного правонарушения, исходя из оценки конкретных обстоятельств по настоящему делу не установлено, поскольку правонарушение совершено в сфере общественных отношений, где каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, важностью этих правоотношении, в игнорировании заявителем требований законодательства.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Данные выводы основаны на положениях статьи 2.9 КоАП РФ и правовой позиции, выраженной в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. N 4-П возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения (статья 2.9 КоАП РФ) допустима лишь в исключительных случаях, поскольку иное способствовало бы формированию атмосферы безнаказанности, и было бы несовместимо с принципом неотвратимости ответственности правонарушителя.

Вместе с тем, согласно частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающее дело об административном правонарушений, может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Из дополнительно предоставленных материалов следует, что ОАО «Марбиофарм» имеет обязательства по кредитным договорам: от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <иные данные> рублей, от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <иные данные> рублей, договора целевого займа от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <иные данные> рублей, наличие обязательств на сумму <иные данные>, что повреждается направленными претензиями в адрес ОАО «Марбиофарм», эти сложившиеся обстоятельства дают основание признать исключительным обстоятельством, дающим основание для снижения штрафа.

Таким образом, с учетом характера, степени вины, неблагоприятного финансового положения ОАО «Марбиофарм», отсутствие негативных материальных последствий от совершенного административного правонарушения, в целях исключения избыточного ограничения прав указанного лица, считаю возможным снизить административный штраф с 200000 рублей до 100 000 рублей, т.е. в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренной санкцией части 8 статьи 8.2 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление № 53-м старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике от 22 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, которым ОАО «Марбиофарм» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 8.2 КоАП РФ, изменить и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

В остальной части указанное постановление оставить без изменения

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный Суд Республики Марий Эл, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья- Р.Я. Сабирьянов

12-763/2021

Категория:
Административные
Статус:
Изменено с изменением наказания
Ответчики
ОАО Марбиофарм
Суд
Йошкар-Олинский городской суд Республики Мари Эл
Судья
Сабирьянов Р.Я.
Статьи

ст.8.2 ч.8 КоАП РФ

Дело на странице суда
yoshkarolinsky--mari.sudrf.ru
05.07.2021Материалы переданы в производство судье
06.07.2021Истребованы материалы
23.07.2021Поступили истребованные материалы
17.08.2021Судебное заседание
07.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее