Судья: Саломатин А.А. адм. дело N 33А-9828/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 августа 2020 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Вачковой И.Г.
судей Сивохина Д.А. и Лазаревой М.А.,
при секретаре Середкиной О.В.,
с участием прокурора Золиной Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-1162/2020 по апелляционной жалобе Насыбуллиной Р.А. на решение Самарского районного суда г.Самары от 20 августа 2020 г., которым отказано в удовлетворении административного иска Насыбиллиной Р.А. о признании незаконным и подлежащим отмене решения территориальной избирательной комиссии Самарского района г.Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 4 по выборам в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара второго созыва от 11 августа 2020 г. N 171 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области Насыбуллиной Р.А.».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения Насыбуллиной Р.А. и ее представителя Шатилова А.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения относительно удовлетворения апелляционной жалобы представителей территориальной избирательной комиссии Самарского района г.Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 4 Комарова А.А. и Шевырина Е.К., заключение прокурора Самарской областной прокуратуры Золиной Т.В. полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
установила:
решением Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара второго созыва от 23 июня 2020 г. N 232 на 13 сентября 2020 г. назначены выборы депутатов Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области второго созыва.
Решением территориальной избирательной комиссии Самарского района г.Самары Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N 4 по выборам Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара второго созыва (далее – ТИК N 4) от 11 августа 2020 г. N 171 отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области по одномандатному избирательному округу N 4 Насыбуллиной Р.А.
18 августа 2020 г. Насыбуллина Р.А. обратилась в Самарский районный суд г.Самары с административным исковым заявлением о признании незаконным и подлежащим отмене решения ТИК N 4 от 11 августа 2020 г. N 171 об отказе в регистрации ее кандидатом.
Заявленные требования мотивировала тем, что законных оснований для отказа в ее регистрации кандидатом в депутаты не имелось, поскольку все необходимые документы и сведения были представлены своевременно. Просила административное исковое заявление удовлетворить.
Решением Самарского районного суда г.Самары от 20 августа 2020 г. в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Нсыбуллина Р.А. ставит вопрос об отмене решения суда как принятого с нарушением материального права, просит постановить по делу новый судебный акт, которым ее требования удовлетворить.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) в статье 3 определяет задачи административного судопроизводства, а в статье 6 - принципы, в том числе правильное рассмотрение административных дел, законность и справедливость при их разрешении.
Данные положения корреспондируют части 1 статьи 176 КАС РФ, согласно которой решение суда должно быть законным и обоснованным.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении").
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в соответствии с пунктом 1 ст. 309 КАС РФ, приходит к выводу, что обжалуемое решение суда приведенным требованиям отвечает.
Кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы /часть 2 статьи 239 КАС РФ/.
В силу части 1 статьи 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со статьей 2 Закона Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области" (принят Самарской Губернской Думой 24.12.2019) (далее - Закон Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД) законодательство о выборах депутатов представительного органа муниципального образования, а также членов выборных органов основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления", иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Самарской области, настоящего Закона, иных законов Самарской области, устава муниципального образования.
Согласно подпункту "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
На основании пункта 6 статьи 76 этого же федерального закона решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 настоящего федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим федеральным законом, иным законом.
Согласно части 1 статьи 37 Закона Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД регистрация кандидата осуществляется окружной избирательной комиссией. Документы, необходимые для регистрации кандидата, представляются в соответствующую окружную избирательную комиссию единовременно не ранее чем за 50 дней и не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени.
В соответствии с частью 2 указанной статьи регистрация кандидата осуществляется соответствующей окружной избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 4 - 7 статьи 33, части 1 статьи 35 настоящего Закона, на основании следующих документов, представляемых кандидатом для регистрации:
1) подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);
2) протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);
3) копия документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);
4) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 4 статьи 33 и частью 5 статьи 34 настоящего Закона, либо уведомление об отсутствии изменений в указанных данных;5) документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата (за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым части 1 и частью 10 статьи 55 настоящего Закона, при условии уведомления соответствующей окружной избирательной комиссии о данных обстоятельствах).
Согласно пункта 8 части 12 статьи 37 Закона Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
В соответствии с частью 5 статьи 75 Закона Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД решение избирательной комиссии о регистрации кандидата, об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 Федерального закона, статьей 74 настоящего Закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата окружной избирательной комиссии, кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же одномандатному избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных частью 12 статьи 37 настоящего Закона, иных требований, предусмотренных Федеральным законом, настоящим Законом.
В силу подпункта "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона. Неточное указание в подписном листе наименования должности выборного должностного лица, наименования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, наименования субъекта Российской Федерации, муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа, если оно соответствует образцу, утвержденному в соответствии с пунктом 8.1 статьи 37 настоящего Федерального закона, не может служить основанием для признания подписей избирателей, участников референдума недействительными.
Как следует из материалов административного дела для регистрации в качестве кандидата в депутаты Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области по одномандатному избирательному округу N 4 в порядке самовыдвижения Насыбуллина Р.А. согласно подтверждению о получении документов, представленных для регистрации кандидата 3 августа 2020 г. представила в ТИК N 4 подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения, не соответствующие образцу заполнения подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области на выборах депутатов Совета депутатов Самарского внутригородского района Самара второго созыва, утвержденной решением ТИК Октябрьского района г.Самары Самарской области от 28 июня 2020 г. N 16, которое опубликовано в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно названному решению ТИК Самарского района г.Самары Самарской области наименованием представительного органа муниципального образования должно быть указано «Совет депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара Самарской области, тогда как Насыбуллиной Р.А. указано «Совет депутатов Самарского внутригородского района городского округа Самара», что не соответствует утвержденному решением образцу ТИК Самарского района г.Самары Самарской области, а также форме подписного листа, установленной приложением 8 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Отказывая в удовлетворении заявленных Насыбуллиной Р.А. требований, суд правильно расценил приведенные обстоятельства как нарушение формы подписного листа, влекущее в соответствии с подпунктом "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительность всех подписей избирателей в представленных кандидатом Насыбуллиной Р.А. подписных листах, и пришел к верному выводу о законности решения ТИК N 4 от 11 августа 2020 г. N 171.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют положениям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закона Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД и Обзору судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, утвержденному Президиумом Верховного суда Российской Федерации 16 марта 2016 г.
Довод административного истца о несоответствии наименования представительного органа муниципального образования, установленного решением ТИК Самарского района г.Самары Самарской области от 28 июня 2020 г. N 16, Уставу муниципального образования обоснованно не принят судом первой инстанции во внимание, поскольку в данном случае для признания подписей недействительными, исходя из положений подпункта "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" правовое заявление имеет соответствие подписного листа образцу заполнения подписного листа, утвержденного в соответствии с пунктом 8.1 статьи 37 указанного Федерального закона.
Таким образом, несоответствие представленных Насыбуллиной Я.Р. 3 августа 2020 г. в ТИК N 4 подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения, не соответствующие образцу заполнения подписного листа, утвержденного решением ТИК Самарского района г.Самары Самарской области от 28 июня 2020 г. N 16, является самостоятельным основанием для отказа в регистрации данного кандидата, предусмотренные подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и пунктом 8 части 12 статьи 37 Закона Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД.
При оценке доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия также исходит из того, что ответственность за представление документов, необходимых для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие представляемых документов требованиям избирательного законодательства возлагается на кандидата, избирательное объединение.
Приведенный Насыбуллиной Р.А. и ее представителем в судебном заседании суда апелляционной инстанции довод о незаконности оспариваемого решения ТИК N 17 от 9 августа 2020 г. N 45/04 ввиду суждений, приведенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в постановлении от 26 августа 2020 г. N 265/1955-7, постановленным по итогам рассмотрения жалобы Шатилова А.В. на постановление Избирательной комиссии Самарской области от 13 августа 2020 г. N 147/932-6 и решение территориальной избирательной комиссии Ленинского района г.Самары Самарской области от 8 августа 2020 г. N 287 не могут служить основанием для удовлетворения апелляционной жалобы, поскольку в данном случае как уже указывалось выше, отказ в регистрации кандидатом административного истца связан не с неправильным указанием наименования представительного органа муниципального образования, а с несоответствием представленных подписных листов форме их заполнения в части касающейся указания наименования представительного органа муниципального образования.
Судебная коллегия приходит к выводу, что при вынесении оспариваемого решения ТИК N 4 не было допущено нарушений требований, предусмотренных частью 12 статьи 37 Закона Самарской области от 31.12.2019 N 142-ГД, иных требований, предусмотренных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", соответственно оснований для принятия указанного в части 1 статьи 244 КАС РФ решения у суда первой инстанции не имелось.
При рассмотрении административного дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, поэтому оснований к отмене решения суда не имеется.
Нарушений судом норма процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
определила:
Решение Самарского районного суда г.Самары от 20 августа 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Насыбуллиной Р.А.– без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через Самарский районный суд г.Самары в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Мотивированное определение изготовлено 31 августа 2020 г.
Председательствующий –
Судьи -