Дело № 2-2377/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 августа 2021 года Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Шибанова К.Б.,
при секретаре Лобовой Е.А.,
с участием представителей истца Министерства здравоохранения Новгородской области Карпова В.О. и Вьюхина М.В., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГОБУЗ «ОДКБ» Дьяконовой О.Н., представителей ответчика Цветковой Д.Н. – Уразгалиева Р.Н. и Пиджакова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства здравоохранения Новгородской области к Цветковой Д.Н. о взыскании единовременной выплаты, предоставленной в качестве меры социальной поддержки,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство здравоохранения Новгородской области (далее также – Министерство) обратилось в суд с иском к Цветковой Д.Н. о взыскании единовременной выплаты, предоставленной в качестве меры социальной поддержки, в размере 500 000 руб., в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ года между истцом и ответчиком был заключен договор № о предоставлении единовременной выплаты, в соответствии с которым Министерство предоставило Цветковой Д.Н. единовременную выплату в размере 500 000 руб., а Цветкова Д.Н., в свою очередь, обязалась отработать в ГОБУЗ «ОДКБ» в течение <данные изъяты> со дня заключения договора. В силу <данные изъяты> вышеназванного договора в случае прекращения трудового договора до истечения <данные изъяты> медицинский работник обязан в течение <данные изъяты> с момента увольнения возвратить в областной бюджет денежные средства в размере полученной единовременной выплаты. Поскольку Цветкова Д.Н. уволилась из ГОБУЗ «ОДКБ» до истечения указанного <данные изъяты>, она обязана возвратить в областной бюджет единовременную денежную выплату в размере 500 000 руб.
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГОБУЗ «ОДКБ» (далее также – Учреждение) и Министерство финансов Новгородской области.
Ответчик Цветкова Д.Н., представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Новгородской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Суд, руководствуясь ст. 167 (Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Представители истца Министерства здравоохранения Новгородской области Карпов В.О. и Вьюхин М.В. в судебном заседании заявленные требования поддержали по мотивам и основаниям, приведенным в исковом заявлении.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГОБУЗ «ОДКБ» Дьяконова О.Н. в судебном заседании сочла иск Министерства обоснованным.
Представители ответчика Цветковой Д.Н. – Уразгалиев Р.Н. и Пиджаков И.В. в судебном заседании иск не признали ввиду незаконности увольнения Цветковой Д.Н. из Учреждения на основании <данные изъяты> Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).
Выслушав объяснения участвующих в судебном заседании лиц, исследовав письменные материалы дела, материалы гражданского дела №, суд приходит к следующим выводам.
Постановлением Новгородской областной Думы от 25.11.2015 N 1640-5 ОД принят Областной закон Новгородской области от 27.11.2015 N 876-ОЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий медицинских работников в 2016 году» (далее - Областной закон от 27.11.2015 N 876-ОЗ), в силу ч.ч. 1, 2, 4 ст. 1 которого медицинские работники, впервые трудоустраивающиеся в медицинские организации после окончания ими образовательной организации высшего образования независимо от места обучения, имеют право на дополнительные меры социальной поддержки, предоставляемые в порядке и на условиях, установленных данным Областным законом, при соблюдении следующих условий: 1) возраст медицинского работника на день обращения за получением единовременной выплаты, предусмотренной настоящим областным законом, не превышает 45 лет; 2) медицинский работник имеет высшее медицинское образование; 3) медицинский работник заключил трудовой договор с медицинской организацией, включенной в перечень, указанный в ч. 2 ст. 1 Областного закона от 27.11.2015 N 876-ОЗ, на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, с обязанностью отработать не менее пяти лет (не включая периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком) в данной медицинской организации по специальности, включенной в перечень, указанный в ч. 2 ст. 1 Областного закона от 27.11.2015 N 876-ОЗ; 4) медицинский работник прибыл на территорию Новгородской области в период с 1 января 2015 года по 31 октября 2016 года для осуществления трудовой деятельности в медицинской организации, с которой заключен трудовой договор на условиях, указанных в п. 3 ч. 1 ст. 1 Областного закона от 27.11.2015 N 876-ОЗ; 5) медицинский работник отработал по трудовому договору, заключенному на условиях, указанных в п. 3 ч. 1 ст. 1 Областного закона от 27.11.2015 N 876-ОЗ, не менее 6 месяцев; 6) медицинский работник не является нанимателем (членом семьи нанимателя) жилого помещения по договору социального найма либо собственником (членом семьи собственника) жилого помещения на территории того муниципального образования Новгородской области, в котором расположено место работы.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Областного закона от 27.11.2015 N 876-ОЗ медицинские работники, указанные в ст. 1 Областного закона от 27.11.2015 N 876-ОЗ, имеют право на дополнительные меры социальной поддержки в виде единовременной выплаты в размере 500 тысяч рублей на: 1) приобретение жилых помещений на территории Новгородской области; 2) приобретение или строительство объектов индивидуально-жилищного строительства на территории Новгородской области; 3) оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита (займа) на приобретение жилого помещения либо приобретение или строительство объекта индивидуально-жилищного строительства на территории Новгородской области (далее - ипотечный жилищный кредит (заем); 4) погашение основного долга и уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по указанному кредиту (займу).
Частями 5 и 6 данной статьи предусмотрено, что в случае прекращения трудового договора с медицинской организацией до истечения срока, предусмотренного ч. 1 ст. 1 Областного закона от 27.11.2015 N 876-ОЗ, медицинский работник обязан в течение 5 рабочих дней со дня увольнения возвратить в областной бюджет денежные средства в размере полученной единовременной выплаты.
Денежные средства в размере полученной единовременной выплаты не подлежат возврату в случае прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 8 ст. 77, пп. 1, 2 и 4 ст. 81, пп. 1, 2, 5, 6 и 7 ст. 83 ТК РФ.
Порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям медицинских работников в 2016 году (далее – Порядок) утвержден постановлением Правительства Новгородской области от 18.04.2016 N 137.
Согласно п. 15 данного Порядка в течение 7 календарных дней со дня принятия решения о предоставлении выплаты департамент здравоохранения Новгородской области направляет медицинскому работнику предложение о заключении договора о предоставлении выплаты. Форма договора о предоставлении выплаты утверждается департаментом здравоохранения Новгородской области.
Договор заключается в срок не позднее 20 календарных дней со дня принятия решения о предоставлении выплаты.
В судебном заседании из объяснений лиц, участвующих в деле, и письменных материалов дела установлено, что приказом Учреждения № от ДД.ММ.ГГГГ года Цветкова Д.Н. была принята на работу в ГОБУЗ «ОДКБ» с ДД.ММ.ГГГГ года на должность <данные изъяты>.
В тот же день между Учреждением (работодатель) и Цветковой Д.Н. (работник) был заключен бессрочный трудовой договор №, являющийся договором по основной работе.
Из материалов дела также следует, что ДД.ММ.ГГГГ года между Цветковой Д.Н. и Департаментом здравоохранения Новгородской области (после изменения наименования - Министерство здравоохранения Новгородской области) был заключен договор № о предоставлении единовременной выплаты (далее также – договор № от ДД.ММ.ГГГГ года), по условиям которого Департамент здравоохранения Новгородской области обязался в течение <данные изъяты> со дня заключения договора перечислить на банковский счет медицинского работника Цветковой Д.Н. единовременную выплату в размере 500 000 руб. на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу) (<данные изъяты>).
В соответствии с <данные изъяты> упомянутого договора медицинский работник обязан отработать в течение <данные изъяты> со дня заключения договора в ГОБУЗ «ОДКБ» на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором. В указанный <данные изъяты> не входит период временной нетрудоспособности, отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения возраста 3-х лет. В случае прекращения до истечения 5-летнего срока трудового договора медицинский работник обязан возвратить в областной бюджет денежные средства в размере полученной единовременной выплаты.
Исходя из <данные изъяты> того же договора денежные средства в размере полученной единовременной выплаты не подлежат возврату в случае прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 8 ст. 77, пп. 1, 2 и 4 ст. 81, пп. 1, 2, 5, 6 и 7 ст. 83 ТК РФ.
Факт предоставления Министерством ответчику Цветковой Д.Н. предусмотренной договором № от ДД.ММ.ГГГГ года единовременной выплаты в размере 500 000 руб. сторонами в судебном заседании не оспаривался.
В обоснование заявленного требования о взыскании с Цветковой Д.Н. вышеназванной единовременной денежной выплаты Министерство сослалось на то, что в нарушение <данные изъяты> договора № от ДД.ММ.ГГГГ года Цветкова Д.Н. не отработала в ГОБУЗ «ОДКБ» в течение <данные изъяты> со дня заключения договора.
Суд не может согласиться с данным доводом истца ввиду нижеследующего.
Как видно из материалов дела, приказом Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ года № Цветкова Д.Н. была уволена из ГОБУЗ «ОДКБ» ДД.ММ.ГГГГ года на основании <данные изъяты>
<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года, принятым по гражданскому делу №, иск Цветковой Д.Н. к ГОБУЗ «ОДКБ» о признании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № о расторжении трудового договора незаконным, расторжении трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ года по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, взыскании компенсации морального вреда оставлен без удовлетворения.
<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ года в части отказа в удовлетворении исковых требований Цветковой Д.Н. о признании приказа от ДД.ММ.ГГГГ года № о расторжении трудового договора незаконным и взыскании компенсацию морального вреда отменено, в этой части принято новое решение, которым приказ <данные изъяты> ГОБУЗ «ОДКБ» от ДД.ММ.ГГГГ года № о расторжении трудового договора по <данные изъяты> признан незаконным, с ГОБУЗ «ОДКБ» взысканы: в пользу Цветковой Д.Н. - компенсация морального вреда в размере 5000 руб.; в доход местного бюджета - государственная пошлина в сумме 600 руб.
В остальной части вышеуказанное решение суда оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Цветковой Д.Н. – без удовлетворения.
Данным апелляционным определением, в силу требований ч. 2 ст. 61 ГПК РФ имеющим для сторон преюдициальное значение, установлено, что Цветкова Д.Н. не обращалась к работодателю с заявлением об увольнении по собственному желанию, а потому предусмотренные п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ основания для прекращения заключенного с Цветковой Д.Н. трудового договора по инициативе работника у Учреждения отсутствовали.
Из объяснений представителя Учреждения, данных в судебном заседании, следует, что после признания в судебном порядке приказа от ДД.ММ.ГГГГ года № об увольнении Цветковой Д.Н. незаконным ГОБУЗ «ОДКБ» не принималось иных решений о прекращении заключенного с ответчиком трудового договора.
В соответствии со ст.ст. 21 (часть 1) и 22 (часть 1) ТК РФ работник и работодатель вправе заключать и расторгать (прекращать) трудовой договор в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом Российской Федерации.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 84.1 ТК РФ прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя. С приказом (распоряжением) работодателя о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежащим образом заверенную копию указанного приказа (распоряжения). В случае, когда приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора невозможно довести до сведения работника или работник отказывается ознакомиться с ним под роспись, на приказе (распоряжении) производится соответствующая запись.
По смыслу приведенных норм правом расторжения трудового договора (прекращения трудовых отношений) по тем или иным из числа предусмотренных законом оснований наделены стороны трудового договора, а именно работник и работодатель. При этом по общему правилу, установленному ст. 84.1 ТК РФ, обязанность по надлежащему оформлению прекращения трудового договора возложена на работодателя, который должен произвести увольнение работника в соответствии с требованиями трудового законодательства, в том числе издать приказ об увольнении и ознакомить с ним работника.
Таким образом, поскольку приказ Учреждения об увольнении Цветковой Д.Н. от ДД.ММ.ГГГГ года № признан незаконным вступившим в законную силу судебным постановлением, которым формулировка основания и дата увольнения ответчика из ГОБУЗ «ОДКБ» не изменялись, каких-либо иных решений о прекращении заключенного с Цветковой Д.Н. трудового договора работодателем также не принималось, оснований для вывода о том, что заключенный между Учреждением и Цветковой Д.Н. трудовой договор был прекращен до истечения установленного законом либо договором <данные изъяты> и по одному из оснований, в силу ч.ч. 5, 6 ст. 2 Областного закона от 27.11.2015 N 876-ОЗ влекущих обязанность медицинского работника возвратить в областной бюджет единовременную выплату, предоставленную ему в качестве меры социальной поддержки, в рассматриваемом случае не имеется.
Кроме того, следует отметить, что на момент неправомерного увольнения ответчика из ГОБУЗ «ОДКБ» (ДД.ММ.ГГГГ года) Цветкова Д.Н. отработала в Учреждении на основании трудового договора на условиях нормальной продолжительности рабочего времени более <данные изъяты>, а потому в силу ч. 1 ст. 1 и ч. 5 ст. 2 Областного закона от 27.11.2015 N 876-ОЗ она сохранила бы право на предоставленные меры социальной поддержки в виде единовременной выплаты на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу) и в том случае, если такое увольнение не было бы признано незаконным в судебном порядке.
В свою очередь положения <данные изъяты> договора № от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которым обязанность возвратить полученную единовременную выплату возникает на стороне медицинского работника в случае прекращения трудового договора с медицинской организацией до истечения <данные изъяты>, исчисляемых с момента заключения сторонами договора № от ДД.ММ.ГГГГ года, не подлежат применению к спорным правоотношениям ввиду их несоответствия ч. 1 ст. 1 и ч. 5 ст. 2 Областного закона от 27.11.2015 N 876-ОЗ.
В этом отношении суд исходит из нижеследующего.
В силу ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч.1).
Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (ч.2).
В соответствии с преамбулой Областного закона от 27.11.2015 N 876-ОЗ данный закон регулирует отношения, связанные с предоставлением в 2016 году дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям медицинских работников в целях создания условий для привлечения их на работу в медицинские организации, подведомственные исполнительному органу государственной власти Новгородской области в сфере охраны здоровья.
Из приведенных законоположений следует, что одним из направлений государственной политики в сфере здравоохранения является обеспечение системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами, устранение дефицита медицинских кадров, обеспечение социальной защищенности и повышение качества жизни медицинских работников. Названная цель реализуется в том числе путем предоставления медицинским работникам различных мер социальной поддержки, определяемых как законодательными актами Российской Федерации, так и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В данном случае спорные отношения, связанные с реализацией гражданином права на получение мер социальной поддержки, урегулированы нормами специального законодательства субъекта Российской Федерации – Новгородской области - Областным законом от 27.11.2015 N 876-ОЗ и Порядком, предусматривающими в качестве условия предоставления медицинскому работнику единовременной выплаты заключение таким работником трудового договора с соответствующей медицинской организацией на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, с обязанностью отработать не менее <данные изъяты> в данной медицинской организации.
Решение о предоставлении означенной меры социальной поддержки принимается Министерством, которое наделено в силу своего правового статуса полномочиями по осуществлению публично значимых функций.
Таким образом, отношения в сфере предоставления мер социальной поддержки, регулируемые приведенными нормативными правовыми актами Новгородской области, не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, так как в рамках этих отношений Министерство реализует публично-властные полномочия по исполнению и применению нормативных правовых актов по отношению к гражданину, реализующему предоставленное ему право на получение мер социальной поддержки. При этом нормативными правовыми актами Новгородской области и Трудовым кодексом Российской Федерации применение положений Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) к отношениям, связанным с предоставлением мер социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты медицинским работникам, не предусмотрено.
Следовательно, поскольку исходя из п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством, нормы упомянутого кодекса, в том числе § 2 «Недействительность сделок» главы 9 и главы 22 «Исполнение обязательств» ГК РФ, к спорным правоотношениям не применимы.
Ввиду изложенного, принимая во внимание, что по смыслу приведенных норм Областного закона от 27.11.2015 N 876-ОЗ основания реализации медицинскими работниками мер социальной поддержки в виде единовременной выплаты могут быть установлены только данным законом, условия договора о предоставлении единовременной выплаты, заключенного медицинским работником с Министерством, не могут ухудшать положение получателя этой выплаты в сравнении с тем, как оно определено законом. При этом в силу указанного правового регулирования не требуется признание подобных ухудшающих положение медицинского работника условий договора недействительным по правилам § 2 главы 9 ГК РФ
Выше указывалось, что в соответствии с ч. 1 ст. 1 и ч. 5 ст. 2 Областного закона от 27.11.2015 N 876-О медицинский работник обязан возвратить в областной бюджет единовременную выплату в случае, если он отработал в медицинской организации по соответствующей специальности на условиях нормальной продолжительности рабочего времени менее <данные изъяты> (не включая периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком).
При таких обстоятельствах условие договора № от ДД.ММ.ГГГГ года, устанавливающее обязанность Цветковой Д.Н. возвратить полученную единовременную выплату в случае увольнения из ГОБУЗ «ОДКБ» ранее <данные изъяты>, исчисляя со дня заключения указанного договора ДД.ММ.ГГГГ года), а не со дня начала исполнения трудовых обязанностей в соответствии с трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ года (ДД.ММ.ГГГГ), не подлежат применению к спорным правоотношениям, как противоречащие ч. 1 ст. 1 и ч. 5 ст. 2 Областного закона от 27.11.2015 N 876-О и ухудшающие положение медицинского работника.
Учитывая изложенное, в удовлетворении исковых требований Министерства надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Министерства здравоохранения Новгородской области к Цветковой Д.Н. – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд Новгородской области в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения – 19 августа 2021 года.
Председательствующий К.Б. Шибанов