Копия
Дело №12-238/2022
Р Е Ш Е Н И Е
г. Тарко-Сале, ЯНАО 11 мая 2022 года
Судья Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа Пономарев А.В., рассмотрев жалобу и.о. директора укрупненного нефтепромысла № 2 ООО «РН-Пурнефтегаз» Бочкарева Д.Е. на постановления начальника отдела - лесничего отдела Таркосалинское лесничества управления лесных отношений департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО, старшего государственного инспектора автономного округа – лесничего в лесничествах автономного округа, Мухина А.Е. № 56-78-22 от 29.03.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении должностного лица – и.о. директора укрупненного нефтепромысла № 2 (Комсомольское и Губкинское направление) общества с ограниченной ответственностью «РН-Пурнефтегаз» (далее – ООО «РН-Пурнефтегаз») Бочкарева Дмитрия Евгеньевича,
У С Т А Н О В И Л:
Вышеуказанным постановлением и.о. директора укрупненного нефтепромысла № 2 ООО «РН-Пурнефтегаз» Бочкарев Д.Е. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.32 РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Бочкарев Д.Е. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановления № 56-78-22 от 29.03.2022 объединить в одно производство, с вынесением одного административного наказания указав, что правонарушения совершены одним и тем же должностным лицом, в результате одного действия, выявлены по результатам одной проверки, отнесены к главе 8 КоАП РФ, имеют один объект посягательства и рассмотрение дел подведомственно одному и тому же должностному лицу.
Бочкарев Д.Е., прокурор и должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
В возражениях на жалобы прокурор Целовальников А.А. указал, что правонарушения совершены в разное время, при эксплуатации разных трубопроводов, расположенных в Комсомольском месторождении, что не позволяет объединить дела, просит жалобы оставить без удовлетворения.
Суд, изучив доводы жалоб, исследовав материалы дел об административном правонарушении, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объективная сторона указанного правонарушения заключается в нарушении правил пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 53 ЛК РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе предупреждение лесных пожаров.
В целях реализации ч.3 ст.53 Лесного кодекса РФ постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила), которые устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Загрязнение нефтесодержащей жидкостью лесных участков нарушает положения п.43 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614 во исполнение ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса РФ.
Согласно п.п. «а,в» п. 43 Правил юридические лица, осуществляющие использование лесов для проведения работ по геологическому изучению недр, разведке и добыче полезных ископаемых обязаны не допускать загрязнения предоставленной для использования прилегающей к площадке скважин территории горючими веществами (нефтью и нефтепродуктами), а также хранения нефти в открытых емкостях и котлованах, а также загрязнения предоставленной для использования прилегающей к площадке скважин территории горючими веществами (нефтью и нефтепродуктами).
Согласно требованиям п. 44 Правил полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Через трубопроводы не более чем через каждые 7 километров устраиваются переезды для пожарной техники, прокладываются противопожарные минерализованные полосы шириной 2 - 2,5 метра вокруг строений, а также вокруг колодцев на трубопроводах.
Согласно ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности и осуществлять непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах, а также несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии с п. 16.2 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 15.07.1992 N° 3314-1, владельцы лицензий обязаны соблюдать установленные требования по охране недр, земель, лесов и других объектов окружающей природной среды от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами, а также обеспечивать приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.
Постановлением Правительства ЯНАО от 28.12.2020 № 1560-П на территории ЯНАО с 15.05.2021 по 01.10.2021 установлен период пожароопасного сезона.
Из материалов дел об административных правонарушениях следует, что Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения ООО «РН-Пурнефтегаз» требований земельного, лесного законодательства, законодательства об охране окружающей среды.
ООО «РН-Пурнефтегаз» осуществляет добычу нефти на Комсомольском месторождении в Пуровском районе ЯНАО.
В ходе осмотров территории были обнаружены загрязненные нефтесодержащей жидкостью земельные участки на территории месторождений ООО «РН-Пурнефтегаз».
Основанием для привлечения должностного лица ООО «РН-Пурнефтегаз» Бочкарева Д.Е. к административной ответственности согласно оспариваемого постановления № 56-78-22 от 29.03.2022 на территории в районе кустовой площадки N° 21 Комсомольского месторождения в квартале 2941 в выделе 35 Пурпейского участкового лесничества Гаркосалинского лесничества, обнаружен земельный участок площадью 0,0081 га, загрязненный нефтесодержащим веществом. Согласно протокол испытаний № 110 от 07.10.2021 (пробы №№ 495-ЭК, 496-ЭК, 497-ЭК, 498-ЭК) содержание нефтепродуктов на загрязненном участке на глубине 0-5 см составляет 6000+/-2400 млн- 1(мг/кг), на глубине 5-20 см - 8200+/-3300 млн-1(мг/кг), тогда как содержание нефтепродуктов в фоновой пробе на глубине 0-5 см - 1020+/-410 млн-1(мг/кг), на глубине 5-20 см 1190+/-480 млн-1(мг/кг).
Результаты проведенных испытаний свидетельствуют о многократном превышении концентрации нефтепродуктов в почве на загрязненных участках по сравнению с концентрацией в почве на землях, расположенных за границами периметров загрязненных участков.
В силу пункта 6.2, 6.6, 6.7 ГОСТ Р 51858-2002 «Нефть. Общие технические условия», нефть содержит легкоиспаряющиеся вещества, опасные для здоровья и жизни человека и для окружающей среды. Предельно допустимые концентрации нефтяных паров и опасных веществ нефти в воздухе рабочей зоны установлены в ГОСТ.
Нефть относят к легковоспламеняющимся жидкостям 3-го класса по ГОСТ 19433. Категория взрывоопасности и группа взрывоопасных смесей паров нефти с воздухом - IIA-T3 по ГОСТ Р 51330.11.
Постановлением Правительства РФ от 20 июля 2013 г. № 609 утверждено положение о ведении федерального регистра потенциально опасных химических и биологических веществ. Согласно указанному регистру, нефть является опасным химическим веществом.
Виновность должностного лица ООО «РН-Пурнефтегаз» Бочкарева Д.Е. в совершении правонарушения подтверждается материалами дела, а именно: актом осмотра территорий (с фототаблицами), постановлением природоохранного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, протоколами КХА проб почв, расчетами ущерба, приказом о приеме работника на работу от 06.04.2020, должностной инструкцией директора нефтепромысла, иными материалами.
В соответствие со статьей 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Бочкарев привлечен к административной ответственности как должностное лицо, как директор нефтепромысла ООО «РН-Пурнефтегаз».
Согласно п. 2.1.1 должностной инструкции директора нефтепромысла (далее должностная инстукция) с которой Бочкарев ознакомлен 14.07.2020 директор нефтепромысла обязан осуществлять непосредственное руководство нефтепромыслом;
Согласно п. 2.1.17 должностной инструкции директор нефтепромысла обязан контролировать работу по подведению итогов и оценке деятельности подразделений УНП по выполнению плана добычи, подготовки, транспортировки нефти, газа, газового конденсата, закачки рабочего агента в пласт;
Согласно п. 2.1.18 должностной инструкции директор нефтепромысла обязан осуществлять необходимые природоохранные мероприятия по вредотвращению вредного воздействия нефтегазодобычи на окружающую среду;
Согласно п. 2.1.22 должностной инструкции директор нефтепромысла обязан обеспечивать выполнения требований федеральных законов РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления», «Об охране атмосферного воздуха», Земельного кодекса, Водного кодекса;
Согласно п. 2.2.1 должностной инструкции директор нефтепромысла обязан соблюдать (выполнять) требования нормативных документов в области ПБОТОС.
Таким образом, Бочкарев не надлежаще исполнял возложенные на него обязанности.
В действиях должностного лица ООО «РН-Пурнефтегаз» Бочкарева Д.Е. усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, т.е. нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Бочкарев Д.Е. обладает должностными полномочиями, при надлежащем исполнении которых имелась возможность соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
В силу части 2 статьи 4.4. КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Согласно представленным материалам дела выявленные правонарушения совершены в разные периоды, отличны периоды и причины образования нефтезагрязнений, вмененные Обществу правонарушения совершены при эксплуатации разных трубопроводов, расположенных в Комсомольском месторождении, объективная сторона правонарушений выразилась в разных действиях (бездействии), на основании изложенного основания для объединения дел отсутствуют.
Факт отнесения нескольких трубопроводов к одному опасному производственному объекту не может свидетельствовать о едином месте совершения правонарушения, так как трубопроводы находятся на значительном расстоянии друг от друга, построены и введены в эксплуатацию в разное время, предназначены для транспортирования веществ от разных объектов и в различных направлениях.
Учитывая характер и количество допущенных нарушений, суд не находит оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ о признании совершенного деяния малозначительным.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не имеется.
Обжалуемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление начальника отдела - лесничего отдела Таркосалинское лесничества управления лесных отношений департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО, старшего государственного инспектора автономного округа – лесничего в лесничествах автономного округа, Мухина А.Е. № 56-78-22 от 29.03.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении должностного лица – и.о. директора укрупненного нефтепромысла № 2 (Комсомольское и Губкинское направление) общества с ограниченной ответственностью «РН-Пурнефтегаз» Бочкарева Дмитрия Евгеньевича – оставить без изменений, жалобу без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 суток.
Судья А.В. Пономарев