2-303/2024
91RS0008-01-2023-003131-50
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 января 2024 года г. Джанкой
Джанкойский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – Холкиной А.И.,
при помощнике судьи – Касьяновой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чауш Найде Сейфуллаевны, Чауш Османа Мустафаевича, Чауш Бикира Мустафаевича, Чауш Шевхи Мустафаевча к Администрации Роскошненского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования по закону,
установил:
Истцы Чауш Н.С., Чауш О.М, Чауш Б.М., Чауш Ш.М. обратились в суд с указанным исковым заявлением, мотивируя его следующим. ДД.ММ.ГГГГ умер супруг Чауш Н.С. и отец истцов Чауш О.М, Чауш Б.М., Чауш Ш.М. - ФИО5. После его смерти осталось наследственное имущество виде жилого дома №№ по <адрес>. Указанный жилой дом был приобретен наследодателем и истцом Чауш Н.С. в период брака, в связи с чем 1/2 доля спорного недвижимого имущества не входит в наследственную массу, а является долей пережившего супруга. 1/2 доля жилого дома вошла в состав наследственной массы. При обращении истцов к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти ФИО5, умершего ДД.ММ.ГГГГ, им было отказано в совершении нотариального действия по тем основаниям, что в правоустанавливающем документе на спорный жилой дом не указан адрес недвижимого имущества. Кроме того, ввиду разночтений в указании отчества наследодателя в его свидетельстве о смерти и в свидетельстве о браке, не представилось возможным установить факт регистрации брака. На основании изложенного, просят признать за собой в порядке наследования по закону после смерти ФИО5, умершего ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на жилой дом № по <адрес> по 1/8 доле за каждым. Признать за истцом Чауш Н.С. право собственности на 1/2 супружескую долю в жилом доме № по <адрес>
Истцы Чауш Н.С., Чауш О.М, Чауш Б.М., Чауш Ш.М. в судебное заседание не явились, о дате и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, предоставили заявление о рассмотрении дела в их отсутствии, исковые требования поддерживают в полном объеме.
Представитель ответчика Администрации Роскошненского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым в судебное заседание не явился, о дате и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии.
В силу положений статьи 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению исходя из следующего.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО5, что подтверждается свидетельством о смерти серии №, выданным ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>, актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13).
После его смерти открылось наследство в виде жилого дома № по <адрес>. Указанный жилой дом был приобретен наследодателем на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО16 и ФИО5, удостоверенного секретарем исполнительного комитета Ярковского сельского поселения Джанкойского района Крымской области, зарегистрированного за № (л.д. 20-21).
Как следует из свидетельства о браке серии №, выданного ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, истец Чауш Н.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и наследодатель ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состояли в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ, о чем была составлена актовая запись № (л.д.14).
Вместе с этим, при обращении истца Чауш Н.С. к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти супруга, было установлено, что в свидетельстве о заключении брака имя наследодателя указано с отчеством «ФИО11», в свидетельстве о смерти его имя указано без указания отчества.
Указанное разночтение возникло ввиду указания имени наследодателя в свидетельстве о браке на основании данных паспорта гражданина СССР, где его имя значилось как «ФИО5».
Суть исковых требований состоит в признании права собственности на долю жилого дома в порядке наследования по закону, а также как на супружескую долю.
Согласно статьи 6 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» от 04.11.1950 года каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Защита гражданских прав согласно статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляется в том числе путем признания права.
Согласно части 4 статьи 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется. Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти, так и право наследников по закону и по завещанию на его получение.
Пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» предусмотрено, что наследственные отношения регулируются правовыми нормами, действующими на день открытия наследства. В частности, этими нормами определяются круг наследников, порядок и сроки принятия наследства, состав наследственного имущества.
Согласно статьи 11 Федерального закона «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» от 26.11.2001 года №147-ФЗ положения раздела V «Наследственное право» части третьей Кодекса применяются к отношениям по наследованию на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, если наследство открылось 18.03.2014 года и позднее. В случае открытия наследства до 18.03.2014 года к указанным отношениям применяются положения законодательства, действовавшего на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 18.03.2014 года.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определение №211-О от 29.01.2015 года, общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу (определения от 18 января 2005 года N 7-О, от 1 декабря 2009 года N 1549-О-П, от 13 мая 2010 года N 828-О-О и от 24 сентября 2012 года N 1747-О).
Из анализа указанных норм закона следует, что правоотношения, связанные с приобретением права собственности на недвижимое имущество, регулируются правом, действующим в момент его приобретения, правоотношения, связанные с переходом имущества граждан в порядке наследования, регулируются правом, действовавшим в момент открытия наследства.
Пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» судам разъяснено, что при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума высшего Арбитражного суда Российской Федерации №22 от 29.10.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», для приобретения права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования установлен иной момент возникновения права, в частности, если наследодателю принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику независимо от государственной регистрации права на недвижимость.
Правоотношения относительно момента приобретения права собственности регулировались статьей 128 Гражданского кодекса УССР в редакции 1963 года, в соответствии с которой право собственности (право оперативного управления) у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи вещи, если другое не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункта 20 Инструкции «О порядке регистрации домов и домовладений в городах и селах городского типа Украинской ССР» от 31.01.1966 года, утвержденной Министерством коммунального хозяйства Украинской ССР 31.01.1966 года, которая действовала до утверждения Правил государственной регистрации объектов недвижимого имущества, которое находится в собственности юридических и физических лиц, зарегистрированных в Министерстве юстиции Украины 19.01.1996 года №31/1056 и действующей на время спорных правоотношений, возникновение права собственности на жилые дома в сельской местности не было связано с выдачей правоустанавливающего документа и его регистрацией в бюро технической инвентаризации, не подлежат регистрации дома и домовладения, которые расположены в сельских населенных пунктах, которые административно подчинены городам и поселкам городского типа, но к ним не присоединены.
Право собственности физического лица на жилой дом может подтверждаться записью в похозяйственной книге сельского совета. Именно на основании этой записи исполком местного совета принимает решение об оформлении права собственности на дом с выдачей владельцу соответствующего свидетельства.
Согласно положениям пункта 62 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами Украинской ССР, утвержденной приказом Министра юстиции Украинской ССР №45/5 от 31.10.1975 года, пункта 45 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий исполнительными комитетами городских, сельских Советов депутатов трудящихся, утвержденной приказом Министра юстиции Украинской ССР №1/5 от 19.01.1976 года подтверждением принадлежности дома может служить соответствующая справка исполнительного комитета сельского Совета депутатов трудящихся, в которой кроме подтверждения принадлежности жилого дома (части дома) отчуждателю на основании записи в похозяйственной книге, должно быть также указано: данные о составе дома, размер общей площади и размере земельного участка.
Таким образом, подтверждением принадлежности жилого дома определенному лицу является запись в похозяйственных книгах, ведение которых было предусмотрено приказами Центрального статистического управления СССР и было обязательным. Возникновение права собственности на жилые дома, сооружения не зависело от государственной регистрации этого права и возникало с момента его регистрации в местных советах.
В соответствии с данными похозяйственных книг Ярковского сельского поселения за период 1986-1990 годов главой семьи в жилом доме № по <адрес> с <адрес> года являлся ФИО5, истец Чауш Н.С. указана в качестве супруги (л.д.23-26).
Указанные обстоятельства подтверждаются также домовой книгой для прописки граждан в жилом доме № по <адрес> (л.д.35-39).
При таких обстоятельствах, право собственности ФИО5 на жилой дом №№ по <адрес> возникло после заключения договора купли-продажи, то есть в 1988 году.
Согласно статьи 20 КоБС УССР, действующей на время приобретения права собственности на жилой дом, имущество, нажитое супругами во время брака, является их общей совместной собственностью. Супруги имеют равные права владения, пользования и распоряжения этим имуществом.
Супруги пользуются равными правами на имущество и в том случае, если один из них был занят ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного заработка.
Статьей 22 КоБС УССР установлено, что имущество, принадлежавшее супругам до вступления в брак, а также полученное ими во время брака в дар или в порядке наследования, является собственностью каждого из них.
Вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и т.п.), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши, хотя и приобретенные во время брака за счет общих средств супругов, признаются личным имуществом того супруга, который ими пользовался.
Имущество каждого из супругов может быть признано их общей совместной собственностью, если будет установлено, что в течение брака были произведены вложения, значительно увеличившие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, достройка, переоборудование и т.п.).
При таких обстоятельствах, право собственности супругов Чауш на жилой дом № по <адрес> возникло в ДД.ММ.ГГГГ году, поскольку указанный жилой дом приобретен ФИО5 в период брака с истцом Чауш Н.С.
Учитывая вышеприведенные нормы права, спорный жилой дом являлся объектом права общей совместной собственностью супругов Чауш, а доли супругов являлись равными.
Учитывая, что наследство после смерти Чауш М. открылось в период государственности на территории Республики Крым Украины, суд исходит из анализа норм права Украины.
Согласно ст.1268 ч.1, 3 Гражданского кодекса Украины, наследник по завещанию или по закону имеет право принять наследство или не принять его.
Истцы Чауш О.М, Чауш Б.М., Чауш Ш.М. являются наследниками по закону первой очереди как дети наследодателя ФИО5, умершего ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается решением Джанкойского горрайонного суда АРК № от ДД.ММ.ГГГГ, которым был установлен факт родственных отношений между наследодателем ФИО5, умершим ДД.ММ.ГГГГ и его детьми - Чауш О.М, Чауш Б.М., Чауш Ш.М. (л.д.18).
Из материалов наследственного дела №, заведенного к имуществу ФИО5, умершего ДД.ММ.ГГГГ, следует, что с заявлениями о принятии наследства по закону истцы Чауш Н.С., Чауш О.М, Чауш Б.М., Чауш Ш.М. обратились ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ истцам было отказано в совершении нотариального действия по тем основаниям, что в правоустанавливающем документе на спорное недвижимое имущество не указан адрес, и, как следствие, невозможно идентифицировать объект, отсутствует возможность доказать факт регистрации брака между наследодателем ФИО5 и истцом Чауш Н.С. (л.д.61-78).
Как установлено в судебном заседании и нашло свое подтверждение в материалах дела, наследодатель ФИО5 при жизни, а именно ДД.ММ.ГГГГ, заключил договор купли-продажи жилого дома, расположенного в селе Зерновое Джанкойского района. Согласно имеющейся в материалах дела справки, на заключение указанного договора купли-продаж дома по <адрес> было получено разрешение совхоза «Семенной» (л.д.43).
Согласно справки №№ от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией Роскошненского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым, не представляется возможным внести исправления в архивный документ (л.д.30).
Согласно статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Статья 1113 ГК РФ предусматривает, что наследство открывается со смертью гражданина. Объявление судом гражданина умершим влечет за собой те же правовые последствия, что и смерть гражданина.
Местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя (статья 20), согласно ст.1115 ГК РФ.
Согласно ст.1152 ч.4 ГК РФ, принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно технического паспорта, изготовленного на жилой дом № по <адрес>, общая площадь домовладения составляет № кв.м., жилая площадь составляет № кв.м. (л.д.31-34).
Как следует из сообщения филиала ГУП РК «Крым БТИ» в г. Джанкой № от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на жилой дом №№ улице <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год не зарегистрировано (л.д.55). Указанное обстоятельство подтверждается также выпиской из Единого реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости №№ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.57).
Таким образом, суд приходит к выводу, что на момент смерти ФИО5, умершего ДД.ММ.ГГГГ, имелось наследственное имущество в виде жилого дома № по улице <адрес>. Указанное недвижимое имущество было приобретено наследодателем в период брака с истцом Чауш Н.С., которой в силу закона принадлежит 1/2 доля, как пережившей супруге. 1/2 доля спорного жилого дома входит в наследственную массу, и была принята истцами Чауш Н.С., Чауш О.М, Чауш Б.М., Чауш Ш.М., поскольку указанные лица были зарегистрированы и фактически проживали с наследодателем на момент его смерти, и в течении шести месяцев после, кроме того, истцами были поданы соответствующие заявления нотариусу.
Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Поскольку истцы не настаивали на возмещении государственной пошлины, вопрос о распределении судебных расходов судом не решается.
На основании вышеперечисленного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд, -
решил:
исковое заявление Чауш Найде Сейфуллаевны, Чауш Османа Мустафаевича, Чауш Бикира Мустафаевича, Чауш Шевхи Мустафаевча к Администрации Роскошненского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым о признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования по закону, - удовлетворить.
Признать за Чауш Найде Сейфуллаевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, право собственности на № супружескую долю в жилом доме № по <адрес>, общей площадью № кв.м.
Признать за Чауш Найде Сейфуллаевной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой <адрес>, право собственности на 1/8 долю в жилом доме № по <адрес>, общей площадью № кв.м., в порядке наследования по закону после смерти ФИО5, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Чауш Османом Мустафаевичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, право собственности на 1/8 долю в жилом доме №№ по <адрес>, общей площадью № кв.м., в порядке наследования по закону после смерти ФИО5, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Чауш Бикиром Мустафаевичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем к<адрес>, право собственности на 1/8 долю в жилом доме №№ по <адрес>, общей площадью № кв.м., в порядке наследования по закону после смерти ФИО5, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за Чауш Шевхи Мустафаевичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, право собственности на 1/8 долю в жилом доме № № по <адрес>, общей площадью №.м., в порядке наследования по закону после смерти ФИО5, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым через Джанкойский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Полный текст решения изготовлен 31.01.2024 года.
Председательствующий А.И. Холкина