Дело № 2-1066/2021
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 августа 2021 года г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики
под председательством судьи Агаджанян К.В.,
при секретаре судебного заседания Никитиной О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики в интересах Михайлова Ю.О. к администрации Канашского района Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений по установленным нормам предоставления,
у с т а н о в и л:
Канашский межрайонный прокурор Чувашской Республики в интересах Михайлова Ю.О. обратился в суд с иском к администрации Канашского района Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений по установленным нормам предоставления, обосновав, тем, что постановлением главы администрации Канашского района Чувашской Республики от 17 марта 2016 года № 90 Михайлов Ю.О. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Решением Канашского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ его мать М лишена родительских прав, отец О умер ДД.ММ.ГГГГ. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц, указанных в абзаце первом части 2 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок. Таким образом, у Михайлова Ю.О. возникли реальные основания для предоставления ему благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений. Вместе с тем, несмотря на это, администрацией Канашского района Чувашской Республики не приняты меры к обеспечению его жилым помещением, тем самым нарушены его жилищные права со стороны органа местного самоуправления. До настоящего времени жилым помещением Михайлов Ю.О. не обеспечен.
В судебном заседании прокурор - помощник Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики Карлина О.В. иск поддержала по изложенным в нем основаниям.
Истец Михайлов Ю.О. при наличии надлежащего извещения о месте и времени рассмотрения дела в суд не явился.
Ответчик - представитель администрации Канашского района Чувашской Республики, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания в представленном возражении на исковое заявление просил рассмотреть без участия представителя, исковые требования считал не подлежащими удовлетворению, указав, что внеочередное обеспечение жилым помещением приведет к нарушению прав и интересов иных лиц, состоящих на учете в качестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Реализация права должна быть произведена в порядке очередности списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и с учетом объема субвенций, выделенных из федерального и республиканского бюджета Чувашской Республики на указанные цели. Собственных денежных средств в бюджете Канашского района на приобретение Михайлову Ю.О. жилого помещения не имеется, в связи с чем жилье ему будет предоставлено в соответствии с очередностью и по мере финансирования данных обязательств. Кроме того, Михайлову Ю.О. предлагалось жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, однако он отказался от данного жилого помещения.
Третьи лица - представители Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и Министерства финансов Чувашской Республики, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав имеющиеся в гражданском деле доказательства, суд приходит к следующему.
В ст. 40 Конституции РФ закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются в том числе лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения обоих родителей в связи с лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются в том числе лица в возрасте от 18 до 23 лет, которые остались без попечения обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из положений абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ (в редакции ФЗ от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) следует, что дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, если они:
1) не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
2) являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз.1 настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз.1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу п. 3 данной статьи орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 этой же статьи.
В список включаются лица, указанные в абз. 1 п. 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с п.1 ст.8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.
Из п. 7 указанной статьи следует, что по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Аналогичные положения предусмотрены в ст. 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений», согласно которой среди прочего детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее также - жилые помещения) в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Согласно ч. 12 ст. 23.1 Закона Чувашской Республики органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц названной категории в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся и жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из материалов дела следует, что Михайлов Ю.О. родился ДД.ММ.ГГГГ, его родителями указаны мать - М, отец - О (л.д. 54 оборотная сторона, 68).
Решением Канашского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ М лишена родительских прав в отношении сына - Михайлова Ю.О.. Несовершеннолетний Михайлов Ю.О. передан на воспитание попечителю А (л.д. 28-29).
О, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 55, 69).
На основании постановления администрации Канашского района Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ Михайлов Ю.О. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений (л.д. 45).
Согласно адресной справке и выписке из похозяйственной книги Михайлов Ю.О. зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 65, 67).
Собственником данного жилого помещения является М, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (л.д.31).
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости в собственности Михайлова Ю.О. жилого помещения не имеется (л.д. 59).
Следовательно, Михайлов Ю.О. является нуждающимся в жилых помещениях.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не устанавливает очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
По своей сути формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. При этом необходимость формирования списка льготной категории граждан служит целям предварительного планирования числа нуждающихся и призвана обеспечить предоставление жилых помещений незамедлительно по мере наступления основания для получения жилья, но не с целью формирования очередности в обеспечении жильем по времени включения в список.
При этом право граждан на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда. Указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. В связи с этим жилое помещение специализированного жилищного фонда должно предоставляться немедленно после наступления предусмотренных законом юридически значимых обстоятельств.
При этом следует иметь в виду, что формирование субъектом Российской Федерации сводного списка указанной категории лиц означает констатацию в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объема субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не означает, что установлена очередность указанным списком на предоставление жилого помещения.
В данном случае право Михайлова Ю.О. на обеспечение его специализированным жилым помещением не оспаривается ответчиком, от своих обязанностей по его предоставлению он не отказывается.
Принимая во внимание то, что Михайлов Ю.О. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, достигла совершеннолетия, включена в список детей-сирот и детей, остававшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, и на момент рассмотрения настоящего спора не исключен из него, до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, собственником жилого помещения не является, Михайлов Ю.О. подлежит обеспечению жилым помещением на условиях договора найма специализированных жилых помещений.
Довод ответчика о том, что Михайлову Ю.О. предлагалось жилое помещение по адресу: <адрес>, однако написал письменный отказ от предлагаемого ему жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, суд находит несостоятельным.
Суд приходит к выводу, что обязанность предоставить специализированное жилое помещение в установленном законом порядке ответчиком не выполнена, доказательств того, что предложенное истцу жилое помещение свободно от проживания иных лиц не представлено.
Предложение ответчиком жилого помещения в <адрес> и отказ истца от этого помещения, не лишает его права на получение другого жилого помещения, как ребенку-сироте, в соответствие с действующим законодательством, поскольку право на получение жилого помещения, возникшее у истца по достижении им 18 летнего возраста, не реализовано им, и является нарушенным.
Довод ответчика о том, что внеочередное обеспечение истца жилым помещением повлечет нарушение прав других лиц, включенных в список по обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения, является несостоятельным, поскольку как Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», так и Закон Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан. Формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Положения вышеприведенных норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения. Именно поэтому с момента включения истца в список на получение жилья и наступления указанных в федеральном законе обстоятельств у ответчика возникла обязанность по предоставлению ему жилого помещения, тогда как необходимости повторного обращения для реализации права на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения закон не устанавливает.
Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями таких лиц не должно ограничивать гарантированное лицу право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда в установленном законом порядке и, соответственно, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, согласно сообщению администрации Канашского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ за № дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе Михайлов Ю.О. будут обеспечены жилыми помещениями в 2021 году (л.д. 60).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что иск Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики в защиту прав и законных интересов Михайлова Ю.О. подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Иск Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики в интересах Михайлова Ю.О. удовлетворить.
Возложить на администрацию Канашского района Чувашской Республики обязанность предоставить Михайлову Ю.О. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений по установленным нормам предоставления.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья К.В. Агаджанян
Мотивированное решение составлено 06 августа 2021 года.