Дело № 2-530/2023
УИД № 42RS0008-01-2023-000021-32
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кемерово 05 мая 2023 года
Рудничный районный суд г. Кемерово
в составе председательствующего судьи Морозовой О.В.,
при секретаре Даноян О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования «Дом творчества <адрес>», администрации <адрес> об обязании устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБОУ ДО «Дом творчества <адрес>», администрации <адрес> об обязании устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности обучающихся, работников и иных лиц в деятельности МБОУ ДО «Дом творчества <адрес>», в ходе которого установлено, что МБОУ ДО «Дом творчества <адрес>», расположенное по адресу: <адрес>, осуществляет свою деятельность на основании Устава «Дом творчества <адрес>», утвержденного председателем комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, лицензии на осуществлении образовательной деятельности № от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с <данные изъяты> Устава учреждение находится в ведении управления образования администрации <адрес> и входит в муниципальную систему образования, действующую на территории <адрес>. Учредителем учреждения является муниципальное образование <адрес>. Функции и полномочия учредителя осуществляются администрацией <адрес> в лице комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес>, управления образования администрации <адрес> в порядке, установленном нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления <адрес> и настоящим уставом. Согласно подпунктам <данные изъяты> постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об управлении образования администрации <адрес>» управление образования администрации <адрес> является отраслевым структурным подразделением администрации <адрес> и создано с целью реализации полномочий органов городского самоуправления в сфере образования. Деятельность управления направлена на обеспечение функционирования и развития системы образования <адрес> для реализации конституционных прав граждан на образование. Единая муниципальная система образования, действующая на территории <адрес>, включает в себя администрацию <адрес> в лице Управления, осуществляющую управление в сфере образования; подведомственные Управлению муниципальные учреждения, осуществляющие образовательную деятельность; педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) <данные изъяты>; муниципальные учреждения, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования. В своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом № 273-ФЗ, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «Об образовании», иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и <адрес> об образовании, Уставом <адрес>, а также настоящим Положением. Управление в своей деятельности подотчетно главе города, непосредственно подчинено заместителю главы <адрес> по социальным вопросам. Согласно <данные изъяты> Устава основной целью деятельности учреждения является образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам – дополнительным общеразвивающим программам. При этом образовательная деятельность МБОУ ДО «Дом творчества <адрес>» осуществляется с нарушением федерального законодательства, поскольку в полном объеме не обеспечена охрана жизни и здоровья детей и работников организации, не ведутся мероприятия, направленные на устранение нарушений требований пожарной безопасности. В ходе проверки МБОУ ДО «Дом творчества <адрес>», проведенной с участием должностного лица ОНДПР по <адрес>, привлеченного в качестве специалиста, по адресам: <адрес> выявлены нарушения требований пожарной безопасности. В нарушение требований на объектах, расположенных по адресу: <адрес> до настоящего времени не устранены следующие нарушения требований пожарной безопасности, фактически финансирование указанных мероприятий не произведено:
- в здании на путях эвакуации (проходах, лестничных клетках) не предусмотрено аварийное (эвакуационное) освещение в соответствии с требованиями <данные изъяты> «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», ст.89 Федерального закона № 123-ФЗ;
- на объекте защиты с массовым пребыванием людей руководитель организации не обеспечил наличие исправных средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара из расчета не менее 1 средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на каждого дежурного (СИЗ отсутствует), чем нарушены требования п.30 ППР в РФ; должен быть 1 СИЗ;
- кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещение и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и полной эвакуации людей в безопасную зону (фактически визуально наблюдаются провода с горючей/трудногорючей изоляцией характерного белого цвета, документы не предоставлены), чем нарушены требования ч.1 ст.6 Федерального закона № 123-ФЗ, п.6.2 СП 6.13130.2021 «Системы противопожарной защиты. Электроустановки низковольтные. Требования пожарной безопасности».
При этом устранение выявленных нарушений требований законодательства требует значительных финансовых затрат, в связи с чем, устранить указанные нарушения самостоятельно МБОУ ДО «Дом творчества <адрес>» не представляется возможным, что создает угрозу безопасности при нахождении <данные изъяты>, работников образовательного учреждения, а также иных лиц в здании учреждения.
С учетом уточнения исковых требований (л.д.149-151) истец просит суд обязать МБОУ ДО «Дом творчества <адрес>» создать безопасные условия пребывания детей в соответствии с установленными требованиями и нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье детей, работников организации в зданиях по адресам: <адрес> путем установления в зданиях на путях эвакуации (проходах, лестничных клетках) аварийного (эвакуационного) освещения, соответствующего требованиям п.ДД.ММ.ГГГГ СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», ст.89 Федерального закона № 123-ФЗ.
Обязать администрацию <адрес> профинансировать проведение работ по установлению в зданиях на путях эвакуации (проходах, лестничных клетках) аварийного (эвакуационного) освещения, соответствующего требованиям п.ДД.ММ.ГГГГ СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», ст.89 Федерального закона № 123-ФЗ.
Установить ответчикам срок для выполнения указанных работ до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель истца - помощник прокурора <адрес> Фаткуллина Л.Х. в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении, отзыве на возражения ответчика (л.д.172-176).
Представители ответчиков МБОУ ДО «Дом творчества <адрес>» - директор МБОУ ДО «Дом творчества <адрес>» ФИО4, действующая на основании приказа Управления образования администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.54), администрации <адрес> – ФИО5, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.180), в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление (л.д.73-77). Пояснили, что для устранения выявленного нарушения требований пожарной безопасности необходимо длительное время, чтобы изготовить проектную документацию, определить поставщика и выполнить работы. Полагали реальным срок для устранения нарушений – до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель третьего лица ОНДПР <адрес> и <адрес> УНДПР ГУ МЧС России по <адрес>-Кузбассу – ФИО6 в судебном заседании полагал исковые требования подлежащими удовлетворению. Пояснил, что проведен осмотр объектов проверки - МБОУ ДО «Дом творчества <адрес> по адресам<адрес> для подтверждения факта надлежащего, соответствующего положениям норм действующего законодательства РФ в области обязательных требований пожарной безопасности, исполнения ответчиками устранения выявленных по результатам проверки нарушений. В результате осмотра установлено, что часть выявленных нарушений требований пожарной безопасности устранена. В <адрес> осуществляют деятельность множество организаций, имеющих лицензию на выполнение работ по установке аварийного освещения, весь комплекс работ занимает при надлежащем финансировании до двух месяцев. В связи с чем, в период летних каникул у ответчиков имеется возможность смонтировать аварийное освещение.
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по <адрес>-Кузбассу в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (л.д.147-148).
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п.2, 15 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно п.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона РФ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.
К участию в проведении проверки могут привлекаться представители иных государственных органов в целях осуществления ими экспертно-аналитических функций.
Если в ходе проверки нарушений закона не выявлено, в десятидневный срок со дня ее завершения составляется акт по установленной Генеральным прокурором Российской Федерации форме, копия которого направляется руководителю или иному уполномоченному представителю проверяемого органа (организации).
Действия (бездействие) и решения прокурора, связанные с проведением проверки, могут быть обжалованы в установленном законом порядке.
Согласно ч.1.1, 3, 4 ст.22 Федерального закона РФ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требование о проведении контрольного (надзорного) мероприятия направляется в уполномоченные контрольные (надзорные) органы на основании поступивших в органы прокуратуры материалов и обращений, свидетельствующих о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок, контрольных (надзорных) мероприятий и ревизий незамедлительно.
В силу ч.1 ст.24 Федерального закона РФ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 24 февраля 2005 года № 84-О, само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд. При рассмотрении в судебном порядке дела об оспаривании представления прокурора прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому внесено представление, и правомерность своих требований.
В соответствии со ст.26 Федерального закона РФ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Проведение прокурором проверки соблюдения прав и свобод человека и гражданина осуществляется с учетом положений пунктов 2 - 15 статьи 21 настоящего Федерального закона.
На основании ст.28 Федерального закона РФ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Обязательные требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Невыполнение требований пожарной безопасности повлечет увеличение рисков возникновения и распространения пожара, вследствие чего приведет к реальной угрозе причинения существенного вреда жизни или здоровью людей.
Статьями 37 и 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Как следует из материалов дела, МБОУ ДО «Дом творчества <адрес>» осуществляет свою деятельность по адресу: <адрес> на основании Устава, утвержденного председателем КУМИ <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, лицензии на осуществлении образовательной деятельности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9-31, 46, 68).
В соответствии с <данные изъяты> Устава учреждение находится в ведении управления образования администрации <адрес> и входит в муниципальную систему образования, действующую на территории <адрес>. Учредителем учреждения является муниципальное образование <адрес>. Функции и полномочия учредителя осуществляются администрацией <адрес> в лице комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес>, управления образования администрации <адрес> в порядке, установленном нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления <адрес> и уставом.
В соответствии с <данные изъяты> Устава основной целью деятельности учреждения является образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам – дополнительным общеразвивающим программам.
Согласно <данные изъяты> Устава учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье учащихся, работников учреждения.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> вынесено решение № о проведении проверки в срок с ДД.ММ.ГГГГ МБОУ ДО «Дом творчества <адрес>» на предмет исполнения требований законодательства о пожарной безопасности (л.д.32-33), о чем руководитель проверяемой организации был извещен ДД.ММ.ГГГГ посредством направления решения электронной почтой (л.д.152).
В ходе проверки МБОУ ДО «Дом творчества <адрес>», проведенной с участием должностного лица ОНДПР по <адрес>, привлеченного в качестве специалиста, по адресам: <адрес> выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в том числе: в зданиях на путях эвакуации (проходах, лестничных клетках) не предусмотрено аварийное (эвакуационное) освещение в соответствии с требованиями <данные изъяты>, чем нарушены требования ч.4 ст.4, ч.1 ст.6, ст.89 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (л.д.34-39).
Таким образом, проверкой установлено, что образовательная деятельность МБОУ ДО «Дом творчества <адрес>» осуществляется с нарушением требований федерального законодательства о пожарной безопасности, поскольку в полном объеме не обеспечена охрана жизни и здоровья детей и работников организации, не ведутся мероприятия, направленные на устранение нарушений требований пожарной безопасности.
Указанное нарушение до настоящего времени не устранено.
Согласно ч.1 ст.89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.
В силу п.ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденного приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №, в зданиях и сооружениях на путях эвакуации следует предусматривать аварийное освещение в соответствии с требованиями <данные изъяты>.
В соответствии ч.1 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий: 1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона; 2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; 4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; 5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
Прокурором <адрес> ДД.ММ.ГГГГ руководителю МБУ ДО «Дом творчества <адрес>» и главе <адрес> внесены подлежащие безотлагательному рассмотрению представления об устранении нарушений федерального законодательства (л.д.134-135, 153-157, 162-166).
Руководитель МБОУ ДО «Дом творчества <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ сообщил прокурору <адрес> о результатах рассмотрения представления и принятых мерах (л.д.158-161), а именно, что вопрос о необходимости установки на путях эвакуации (проходах, лестничных клетках) аварийного (эвакуационного) освещения рассматривается в Рудничном районном суде <адрес> в рамках гражданского дела №. На помещение, расположенное по адресу: <адрес> получено коммерческое предложение от ООО «Стройавтоматика» ДД.ММ.ГГГГ по разработке рабочей документации аварийного освещения на путях эвакуации.
Глава <адрес> ДД.ММ.ГГГГ сообщил прокурору <адрес> о результатах рассмотрения представления и принятых мерах (л.д.167) – на основании требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» руководителями учреждений и управлением образования сформирована финансовая потребность для выполнения мероприятий по пожарной безопасности объектов. За счет выделенных средств в текущем году запланировано выполнение мероприятий по пожарной безопасности в образовательных учреждениях.
ДД.ММ.ГГГГ при проверке МБОУ ДО «Дом творчества <адрес>» специалистом ОНДПР по <адрес> (л.д.169) установлено, что эвакуационные пути в зданиях и выходы из зданий не обеспечивают безопасную эвакуацию людей. В зданиях на путях эвакуации не предусмотрено аварийное освещение в соответствии с требованиями <данные изъяты>, что является нарушением п.1 ч.1 ст.6, ч.1 ст.89 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», <данные изъяты> «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».
В соответствии со ст. 21 Федерального закона РФ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» действия (бездействие) и решения прокурора, связанные с проведением проверки, могут быть обжалованы в установленном законом порядке.
Таким образом, если орган или должностное лицо, в отношении которых прокурором вынесено представление, считают, что представлением на них незаконно возложены какие-либо обязанности, они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке главы 22 КАС РФ.
Вместе с тем, ответчиками, полагающими, что ими не допущено нарушений требований законодательства в области пожарной безопасности, в связи с чем, требования прокурора безосновательны, представления прокурора обжалованы не были.
Доводы стороны ответчика о том, что в связи с введением в эксплуатацию здания <адрес>.д.181-199) до введения в действие Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», к указанному зданию применяются нормы, действовавшие на момент введения его в эксплуатацию, суд находит необоснованными на основании следующего.
Согласно ч.4 ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Согласно <данные изъяты> Инструкции о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ №, требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, не распространяются на существующие объекты, здания и сооружения, введенные в действие в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.
Из анализа приведенных норм следует, что на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями указанного Федерального закона.
Учитывая, что выявленные в результате проверки нарушения требований пожарной безопасности приводят к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей в случае возникновения пожара на объектах дополнительного образования детей, суд находит правомерным применение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ к указанным объектам защиты, невзирая на то, что здание по <адрес> построено в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности.
Невыполнение требований пожарной безопасности повлечет увеличение рисков возникновения и распространения пожара, вследствие чего приведет к реальной угрозе причинения существенного вреда жизни или здоровью людей.
В ходе рассмотрения дела судом установлен факт проведения прокурорской проверки с соблюдением процедуры ее назначения и проведения.
Перечисленные в представлениях прокурора нарушения требований законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности были выявлены в ходе прокурорской проверки с привлечением специалиста ОНДПР <адрес> и <адрес> УНДПР ГУ МЧС России по <адрес>-Кузбассу.
Сторона ответчика ссылается на нарушение при проведении проверки положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Между тем, данные доводы основаны на ошибочном толковании положений действующего законодательства, поскольку в отношении МБОУ ДО «Дом творчества <адрес>» проводилась прокурорская проверка с привлечением специалиста ОНДПР <адрес> и <адрес> УНДПР ГУ МЧС России по <адрес>-Кузбассу, проведение которой регламентируется приведенными выше положениями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Ссылки ответчика на проведение проверки в отношении МБОУ ДО «Дом творчества <адрес>» в ноябре 2019 года, по результатам которой нарушений обязательных требований пожарной безопасности не выявлено (л.д.78-82), суд также находит необоснованными, так как результаты проверки, проведенной в ДД.ММ.ГГГГ, не опровергают результатов проверки, проведенной по решению прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчиком указано на противоречие заявленных требований прокурора в части установления сроков администрации <адрес> для финансирования работ по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в связи с утверждением бюджета <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ, что исключает возможность на включение работ в план финансирования ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, как следует из сообщения Главы <адрес> прокурору <адрес> о результатах рассмотрения представления и принятых мерах (л.д.167), руководителями учреждений и управлением образования сформирована финансовая потребность для выполнения мероприятий по пожарной безопасности объектов, за счет выделенных средств в текущем году запланировано выполнение мероприятий по пожарной безопасности в образовательных учреждениях.
Допущенные нарушения обязательных требований пожарной безопасности создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, угрозу возникновения пожара и свидетельствуют не только о нарушении требований федерального законодательства, но и о нарушении прав граждан на охрану жизни и здоровья, поскольку следствием нарушения требований пожарной безопасности может быть возникновение чрезвычайных ситуаций (пожара), влекущее за собой гибель людей. Эксплуатация здания, являющегося местом массового пребывания людей, с нарушениями требований пожарной безопасности создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Согласно п.1, 2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
С учетом установленных по делу обстоятельств, пояснений представителя ОНДПР <адрес> и <адрес> УНДПР ГУ МЧС России по <адрес>-Кузбассу, суд находит необоснованными доводы стороны ответчика о том, что реальным сроком для устранения выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности является срок до ДД.ММ.ГГГГ, приходя к выводу о том, что заявленный истцом срок до ДД.ММ.ГГГГ является достаточным для проведения необходимых работ.
На основании изложенного, с учетом приведенных положений закона, обстоятельств, установленных судом в ходе рассмотрения дела, характера нарушений и реальной возможности их устранения, действий, которые надлежит выполнить ответчикам, суд считает разумным установить срок для устранения ответчиками допущенных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░>», ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░>» ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░░.░░.░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░», ░░.89 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 123-░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░░.░░.░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░», ░░.89 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 123-░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░>», ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ 16.05.2023 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. <░░░░░░ ░░░░░░>.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: