Дело № 2-378/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 декабря 2019 года с. Карпогоры
Пинежский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Галкина С.А., при секретаре судебного заседания Таракановой Т.Н.,
с участием истца Поповой Н.А. и ответчика Каракина Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поповой Надежды Анатольевны к Каракину Евгению Евгеньевичу об устранении препятствий в пользовании земельным участком на кладбище и обязании переноса ограды,
у с т а н о в и л:
Попова Н.А. обратилась в суд с иском к Каракину Е.Е. об устранении препятствий в пользовании земельным участком на кладбище и обязании перенести металлическую ограду на расстояние 60 см. в сторону захоронения ФИО1 В обоснование заявленных требований указала, что на муниципальном кладбище в <адрес> находится захоронение ее родственницы (матери) ФИО2, однофамильцы с ответчиком в родственных связях не состоят, захоронение произошло в ДД.ММ.ГГГГ году. На данный момент доступ к данному захоронению затруднен ввиду неправомерных действий ответчика, который обустраивая захоронение по соседству, установил металлическую ограду, перегораживающую единственную имеющуюся тропинку к могиле её матери. В результате стало крайне трудно производить какие-либо действия и уход за могилой, она лишилась свободного доступа к захоронению родственницы. Таким образом, ответчиком нарушены её права и законные интересы.
В ходе судебного заседания истец и её представитель Соплякова Е.С., участвующая в деле по ходатайству истца, заявленные требования поддержали по изложенным выше основаниям. Уточнив, просили обязать ответчика перенести металлическую ограду на расстояние 20 см. в сторону захоронения ФИО1 ( матери ответчика).
Ответчик Каракин Е.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с иском не согласился в полном объеме, пояснив, что он требования закона не нарушил. Его мать была похоронена в ДД.ММ.ГГГГ году, справа от нее в ДД.ММ.ГГГГ году был похоронен отец, а слева от матери им оставлено место для себя. Изначально была установлена деревянная ограда. Но поскольку она пришла в негодность, он в ДД.ММ.ГГГГ году на том же месте установил металлическую ограду, столбики которой забитонировал. На момент захоронения истцом своей матери, у него деревянная ограда стояла. Обустроенная им металлическая ограда доступ к могиле матери истицы и никаких дорожек не перекрывает. Кроме того, на одну могилу бесплатно предоставляется 6 кв.метров, им же на три могилы занято 12 кв. метров.
Представитель третьего лица МО «Веркольское» - глава администрации ФИО2, суду пояснила, что общественное кладбище в <адрес> находится на территории лесов <адрес>. Границы земельного участка, на котором расположено кладбище, не определены, земельный участок на кадастровый учет не поставлен, в муниципальной собственности не значится. На кладбище имеются семейные (родовые) захоронения, порядок и условия захоронений определены правовыми актами МО «<адрес>». Также подтвердила информацию, предоставленную суду ранее, согласно которой, сведений о действующих в период с ДД.ММ.ГГГГ годы включительно нормативно-правовых актов в сфере похоронного дела на территории МО «Веркольское», нет. Схематического плана распределения кладбища на сектора нет, поскольку на данном кладбище производятся захоронения с 30-х годов 20 века, ровных рядов нет, так как могилы расположены хаотично, не параллельно друг другу, от многих могил остались одни холмики, кладбище находится в лесу, сплошная вырубка леса запрещена. Сведений о заключенных муниципальных контрактах по содержанию кладбища в <адрес> в указанный выше период, нет. Книга регистрации захоронений не велась. Согласно обычаям и традициям, захоронения умерших родственников в <адрес> производилось по мере возможности рядом с захоронениями ранее умерших родственников. При этом родственники умершего согласовывали захоронения с родственниками других родовых захоронений во избежание конфликта. Также считает, что спорные взаимоотношения можно разрешить мирным путем, если ответчик перенесет ограждение. При этом полагает, что ответчик законодательство о похоронном деле не нарушил.
Представитель третьего лица - администрация МО «Пинежский район», будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, на судебное заседание не явился. Согласно письменному отзыву представитель третьего лица Зубова Н.В., действующая на основании доверенности, полагает, что ответчик ограду установил очень близко к могиле другого умершего, что затрудняет проход Поповой Н.А. к могиле родственника. По её мнению, ограждение можно было перенести, так как с другой стороны у могилы родственника ответчика, имеется свободное место. Также указала, что специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории <адрес>, в том числе на территории МО «Веркольское», отсутствует. Иных муниципальных нормативно-правовых актов, кроме постановления главы от 26.09.2007 №617 и решения Совета депутатов МО «Веркольское» № от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу похоронного дела, не принималось. Информацией об ответственных лицах, размерах предоставляемых земельных участках для захоронения, порядке их предоставления, в запрашиваемый период не обладают (л.д.21,22,55).
На основании ст. 167 ГПК РФ судом принято решение о рассмотрении дела без участия представителя третьего лица - администрации МО «Пинежский район».
Заслушав стороны, представителя МО «Веркольское», свидетеля со стороны истца, исследовав материалы гражданского дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу положений ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации судебной защите подлежат нарушенные гражданские права.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.22 ст.14 и п.17 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения сельского поселения, а содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг отнесено к вопросам местного значения муниципального района.
Статья 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон № 8-ФЗ) определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям.
Согласно статье 4 Закона №8-ФЗ местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
В силу п. 1 ст. 7 Закона №8-ФЗ на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона №8-ФЗ исполнение волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения, рядом с ранее умершими гарантируется при наличии на указанном месте погребения свободного участка земли или могилы ранее умершего близкого родственника либо ранее умершего супруга. В иных случаях возможность исполнения волеизъявления умершего о погребении его тела (останков) или праха на указанном им месте погребения определяется специализированной службой по вопросам похоронного дела с учетом места смерти, наличия на указанном им месте погребения свободного участка земли, а также с учетом заслуг умершего перед обществом и государством.
Решение о создании мест погребения (за исключением создания Федерального военного мемориального кладбища) принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются. Места погребения могут быть по принадлежности государственные и муниципальные (статья 15 Закона № 8-ФЗ).
В силу ст. 21 указанного Закона гражданам Российской Федерации могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, исходя из смысла и содержания Закона № 8-ФЗ, которым погребение определено как захоронение тела (останков) человека после его смерти, одним из видов погребения является предание тела умершего человека земле (захоронение в могилу), местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, под местом погребения закон понимает кладбища, а не конкретные земельные участки на его территории.
Устанавливая гарантии каждому человеку быть погребенным после смерти с учетом его волеизъявления, а в случае его отсутствия, - волеизъявления супруга, близких родственников умершего, либо лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего, на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими, закон определяет, что это право не является абсолютным и гарантируется при наличии на данном месте погребения свободного участка земли.
Согласно ст. 18 Закона №8-ФЗ общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 статьи 16 настоящего Федерального закона.
На основании п. 5 ст. 16 Закона №8-ФЗ размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях кладбищ, за исключением военного мемориального, для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.
В силу статьи 25 Закона №8-ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение и оказание услуг по погребению возложено на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления также принимают решения о создании мест погребения. Законом предусматривается создание муниципальных мест погребения.
Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.
Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на кладбище возле <адрес> у ответчика похоронены мать в ДД.ММ.ГГГГ году и отец в ДД.ММ.ГГГГ году, вокруг могил установлена металлическая ограда размером 3х4 метра, слева от могилы его матери ФИО1 до оградки имеется свободное место на расстоянии 1м 27 см.
В ДД.ММ.ГГГГ году, слева от могилы ФИО1, рядом с оградой, которая на тот момент была в деревянном исполнении, истец похоронила свою мать ФИО3
Как видно из схемы, составленной главой МО «Веркольское», могила ФИО2 расположена не параллельно могиле ФИО1, расстояние от ограды, установленной ответчиком, до могилы матери истца ФИО2 у изголовья - 68 см, у ног -38 см.
Истец при этом поясняет, что расстояние 38см ей недостаточно для прохода и выполнения каких-либо работ по облагораживанию могилы матери, что нарушает её права и законные интересы.
Между тем суд не может согласиться с доводами истца, поскольку указанные ею доводы не соответствуют обстоятельствам дела и противоречат действующему похоронному законодательству.
Как следует из пояснений главы администрации МО «Веркольское» границы земельного участка, на котором расположено общественное кладбище <адрес>, не определены, кладбище в муниципальной собственности не значится. В период с ДД.ММ.ГГГГ годы включительно нормативно-правовых актов в сфере похоронного дела на территории МО «Веркольское», не было. Схематического плана распределения кладбища на сектора, ровных рядов нет, могилы расположены хаотично, не параллельно друг другу, от многих могил остались одни холмики, кладбище находится в лесу, сплошная вырубка леса запрещена. Сведений о заключенных муниципальных контрактах по содержанию кладбища в <адрес> в указанный выше период, нет. Книга регистрации захоронений не велась. Согласно обычаям и традициям, захоронения умерших родственников в <адрес> производилось по мере возможности рядом с захоронениями ранее умерших родственников.
Согласно пунктам 4.6, 4.7, 4.13, 4.16, 4.17, 4.18 Положения о порядке эксплуатации и содержания межпоселенческих мест захоронения, утвержденного постановлением от 26.09.2007 №617 главы муниципального образования «Пинежский район», для погребения бесплатно предоставляется участок земли площадью 6 кв. метров, с учетом желания супруга, близкого родственника размер бесплатно предоставляемого участка земли для погребения устанавливается 20 кв. метров. Самовольное погребение в не отведенных для этого участках земли не допускается. Расстояние между могилами в ряду устанавливается не менее 0,5 метра, расстояние между рядами – не менее 1 метра. Высота надмогильной насыпи устраивается 0,3-05 метра от поверхности земли. Установка надгробных сооружений допускается в пределах отведенного участка земли для погребения. Установка ограды производится таким образом, чтобы не преграждался свободный доступ к другим могилам или проходам по территории кладбища.
Из предоставленных сторонами фотографий мест захоронения родственников сторон, а также предоставленной главой администрации МО «Веркольское» схемой видно, что доступ к могиле матери истицы свободен. Металлической оградой, установленной ответчиком, доступ к могиле матери истицы не прегражден, как и не прегражден проход по территории кладбища. Поэтому довод истицы о том, что ответчиком нарушены ее права и законные интересы, являются не состоятельными.
Кроме того, могила матери истицы расположена не параллельно могилам родственников ответчика, с одного конца расстояние от могилы до ограды 68 см, с другого конца могилы -38 см. Из чего следует, что в случае расположения могилы матери истца параллельно другим могилам, проход вокруг могилы был бы более чем достаточен.
При этом суд отмечает, что действующим вышеназванным Положением не предусмотрен проход вокруг могил и не установлено расстояние между холмами над могилой. Пунктом 4.18 Положения предусмотрено, что при установлении ограды нельзя преграждать доступ к другим могилам и преграждать проходы по территории кладбища. Данный пункт Положения ответчиком не нарушен, как и не нарушены указанные выше требования Закона №8-ФЗ.
При этом истцом не предоставлено доказательств того, что ей для захоронения матери выделялся именно этот земельный участок на кладбище и что именно таким образом необходимо было обустраивать могилу. Как следует из пояснений истца, участок для захоронения она выбрала сама, могилу для матери копали граждане по договоренности, а поскольку слева от могилы растут сосны, могила была выкопана не параллельно другим могилам в этом ряду, где справа находятся могилы родственников ответчика.
Учитывая изложенное, суд находит требования истца не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований Поповой Надежды Анатольевны к Каракину Евгению Евгеньевичу об устранении препятствий в пользовании земельным участком на кладбище и обязании перенести металлическую ограду на расстояние 20 см. в сторону захоронения ФИО1, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда путем подачи жалобы либо представления через Пинежский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме 23 декабря 2019 года.
Судья С.А. Галкин