Дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
пгт. Каа-Хем 12 октября 2023 года
Кызылский районный суд Республики Тыва в составе судьи Чымбал-оол Ч.М., при секретаре Ондар А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску страхового акционерного общества «ВСК» к С.А.О. о взыскании убытков в порядке регресса,
установил:
страховое акционерное общество «ВСК» (далее – САО «ВСК») обратилось в суд с иском к С.А.О. о взыскании убытков в порядке регресса, указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ произошло дорожно-транспортное происшествие (далее - ДТП) по адресу: <адрес> участием транспортных средств марки Toyota Alphard с государственным регистрационным знаком В005АВ 17, под управлением М.А.Д., марки ВАЗ 2190 Granta с государственным регистрационным знаком Н349ВН 17, под управлением С.А.О.. Виновником ДТП является водитель С.А.О.. В действиях водителя установлено нарушение ч.2 ст.12.13 КоАП РФ. Транспортное средство марки ВАЗ 2190 Granta с государственным регистрационным знаком Н349ВН 17 на момент ДТП было застраховано в САО «ВСК», договор страхования № ХХХ0217928708. В результате ДТП был причинен вред имуществу потерпевшего М.А.Д. В соответствии со ст.14.1 Закона об ОСАГО, потерпевшая М.А.Д. обратилась с заявлением о выплате страхового возмещения. Признав данный случай страховым, АО «АльфаСтрахование», страховщик, застраховавший ответственность потерпевшего, действуя от имени и за счет САО «ВСК» выплатило страховое возмещение в размере 132400 рублей. Согласно п. «д» ч.1 ст.14 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» к страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования возмещения причиненного ущерба к лицу, виновному в его причинении в случае, если указанное лицо не включено в договор обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства только указанными в договоре обязательного страхования водителями). Согласно договору ОСАГО, ответчик не включен в договор страхования в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством, при использовании которого причинен вред. Просит взыскать с С.А.О. в пользу истца в порядке регресса сумму убытков в размере 132400 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 3848 рублей.
Представитель истца просил рассмотреть дело в его отсутствие, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
Ответчик С.А.О. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен. Почтовые отправления, направленные ответчику возвратились в суд с отметкой о невручении адресату в связи с истечением срока их хранения.
Согласно адресной справке, выданной ОВМ МО МВД России «Кызылский» от ДД.ММ.ГГГГ, С.А.О. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, пгт. Каа-Хем, <адрес> – ДД.ММ.ГГГГ.
Суд в соответствии со ст. 113 ГПК РФ предпринял все зависящие от него меры по извещению ответчика о судебном разбирательстве, и поэтому счел возможным рассмотреть дело в её отсутствие.
В силу ст. 35 ГПК РФ, каждая сторона должна добросовестно пользоваться своими процессуальными правами.
Применительно к правилам ч. 2 ст. 117 ГПК РФ отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует его возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Обязательство вследствие причинения вреда возникает при наличии и совокупности следующих оснований: противоправного деяния (бездействия), наличие вреда, причинно - следственной связи между противоправным деянием и наступившими последствиями (вредом), вины лица, ответственного за убытки. Отсутствие одного из указанных оснований является основанием для отказа в возмещении вреда.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) к страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если указанное лицо не включено в договор обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства только указанными в договоре обязательного страхования водителями).
Положения данной статьи распространяются на случаи возмещения вреда, причиненного имуществу потерпевшего в результате ДТП, страховщиком, застраховавшим его гражданскую ответственность, с учетом особенностей, установленных ст. 14.1 Закона об ОСАГО (пункт 4).
Согласно п. 4 ст. 14.1 Закона об ОСАГО страховщик, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, осуществляет возмещение вреда, причиненного имуществу потерпевшего, от имени страховщика, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред (осуществляет прямое возмещение убытков), в соответствии с предусмотренным статьей 26.1 настоящего Федерального закона соглашением о прямом возмещении убытков в размере, определенном в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.
Страховщик, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, обязан возместить в счет страхового возмещения по договору обязательного страхования страховщику, осуществившему прямое возмещение убытков, возмещенный им потерпевшему вред в соответствии с предусмотренным статьей 26.1 настоящего Федерального закона соглашением о прямом возмещении убытков (п. 5 ст. 14.1 Закона об ОСАГО).
В силу п. 7 ст. 14.1 Закона об ОСАГО страховщик, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, и возместил в счет страхового возмещения по договору обязательного страхования страховщику, осуществившему прямое возмещение убытков, возмещенный им потерпевшему вред, в предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона случаях имеет право требования к лицу, причинившему вред, в размере возмещенного потерпевшему вреда.По смыслу приведенных норм права, страховое возмещение в счет вреда, причиненного по вине водителя, не включенного в договор ОСАГО в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством, осуществляется в порядке прямого возмещения убытков с последующей компенсацией страховщику, застраховавшему ответственность потерпевшего, понесенных расходов страховщиком, застраховавшим ответственность владельца транспортного средства, при эксплуатации которого причинен такой вред.
При этом страховщик, застраховавший ответственность владельца транспортного средства, использованием которого причинен вред, с момента удовлетворения требований страховщика, осуществившего прямое возмещение убытков, имеет право регрессного требования к причинителю вреда, управлявшему данным транспортным средством, не включенному в договор ОСАГО в качестве водителя, допущенного к управлению этим транспортным средством (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ23-2-К2).
Таким образом, лицом, ответственным за возмещение ущерба в порядке регресса признается лицо, управлявшее в момент ДТП транспортным средством, не включенное в договор ОСАГО в качестве водителя, допущенного к управлению этим транспортным средством.
Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ в 9 часов 15 минут на перекрестке неравнозначных дорог около <адрес> Республики Тыва, произошло ДТП с участием транспортных средств марки Toyota Alphard с государственным регистрационным знаком В005АВ 17, под управлением М.А.Д., марки ВАЗ 2190 Granta с государственным регистрационным знаком Н349ВН 17, под управлением С.А.О..
Данное ДТП произошло вследствие того, что С.А.О. при управлении транспортным средством марки ВАЗ 2190 Granta с государственным регистрационным знаком Н349ВН 17, в нарушение п.п. 13.9 ПДД РФ, на перекрестке неравнозначных дорог двигаясь по второстепенной дороге, не уступила дорогу транспортному средству марки Toyota Alphard, приближающемуся по главной дороге, что подтверждается постановлением об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15); приложением о ДТП от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16).
Гражданская ответственность владельца автомобиля марки Toyota Alphard с государственным регистрационным знаком В005АВ 17 – М.А.Д., на момент дорожно-транспортного происшествия была застрахована в СК «АльфаСтрахование» по договору страхования серии ХХХ №.
Гражданская ответственность владельца автомобиля марки ВАЗ 2190 Granta с государственным регистрационным знаком Н349ВН 17 – Т.Ш.Ш. была застрахована в САО «ВСК» по полису ХХХ № со сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из постановления об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ С.А.О. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имевшего место ДД.ММ.ГГГГ в 9 часов 15 минут около <адрес> Республики Тыва.
ДД.ММ.ГГГГ М.А.Д. обратилась в СК «АльфаСтрахование» о страховом возмещении вреда по договору ОСАГО, представив необходимые документы для рассмотрения страхового случая.
Согласно платежному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ СК «АльфаСтрахование» перечислило страховое возмещение М.А.Д. в размере 132400 рублей.
В свою очередь САО «ВСК» возместило расходы СК «АльфаСтрахование» в счет страхового возмещения, осуществленного в порядке прямого возмещения убытков в размере 132400 рублей, что подтверждается платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу п. 7 ст. 14.1 Закона об ОСАГО страховщик, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, и возместил в счет страхового возмещения по договору обязательного страхования страховщику, осуществившему прямое возмещение убытков, возмещенный им потерпевшему вред, в предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона случаях имеет право требования к лицу, причинившему вред, в размере возмещенного потерпевшему вреда.
По смыслу приведенных норм права, страховое возмещение в счет вреда, причиненного по вине водителя, не включенного в договор ОСАГО в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством, осуществляется в порядке прямого возмещения убытков с последующей компенсацией страховщику, застраховавшему ответственность потерпевшего, понесенных расходов страховщиком, застраховавшим ответственность владельца транспортного средства, при эксплуатации которого причинен такой вред.
При этом страховщик, застраховавший ответственность владельца транспортного средства, использованием которого причинен вред, с момента удовлетворения требований страховщика, осуществившего прямое возмещение убытков, имеет право регрессного требования к причинителю вреда, управлявшему данным транспортным средством, не включенному в договор ОСАГО в качестве водителя, допущенного к управлению этим транспортным средством (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-КГ23-2-К2).
Таким образом, лицом, ответственным за возмещение ущерба в порядке регресса признается лицо, управлявшее в момент ДТП транспортным средством, не включенное в договор ОСАГО в качестве водителя, допущенного к управлению этим транспортным средством.
Суд констатирует, что водитель транспортного средства марки ВАЗ 2190 Granta с государственным регистрационным знаком Н349ВН 17 – С.А.О., управлявшее в момент ДТП транспортным средством, не было включено в договор ОСАГО в качестве водителя, допущенного к управлению этим транспортным средством.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требования САО «ВСК» о взыскании с С.А.О. убытков в порядке регресса, поскольку выплата страхового возмещения в размере 132400 рублей наделяет истца правом регрессного требования о возмещении причиненных убытков к С.А.О. как виновнику дорожно-транспортного происшествия, не включенного в договор ОСАГО в качестве водителя, допущенного к управлению этим транспортным средством.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев предусмотренных частью второй ст.96 настоящего Кодекса. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
При подаче иска истец уплатил государственную пошлину в размере 3848 рублей и поэтому с С.А.О. подлежит взысканию в пользу истца в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины 3848 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковое заявление страхового акционерного общества «ВСК» к С.А.О. о взыскании убытков в порядке регресса удовлетворить.
Взыскать с С.А.О., паспорт № №, в пользу страхового акционерного общества «ВСК» убытки в размере 132400 рублей в порядке регресса, и 3848 рублей в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский районный суд Республики Тыва.
Мотивированное решение изготовлено 19 октября 2023 года.
Судья Ч.М. Чымбал-оол