Дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Оленбург Ю.А.
при секретаре Доскоч И.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Новокузнецке
07 октября 2014 г.
дело по иску Устюшенко Н. А. к Администрации г.Новокузнецк, Администрации Кемеровской области о признании лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Устюшенко Н.А. обратилась в суд с иском к Администрации г.Новокузнецка о признании ее лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлении специализированного жилого помещения. Требования мотивированы тем, что до 1990г. она являлась воспитанницей детской дом-школа №11, а с 1990г. - воспитанницей специальной школы- интерната №13, в связи с тем, что решением Юргинского суда от 08.02.1984г. ее родители были лишены родительских прав. В ответ на ее обращение по вопросу включения в льготный список на получение жилого помещения, Администрацией Кузнецкого района было разъяснено, что ею не подтвержден факт отнесения к льготной категории.
В судебном заседании истица поддержала заявленные исковые требования.
Представитель Администрации г.Новокузнецка Пепко К.Г., действующая на основании доверенности, возражала против заявленных требований.
Представитель Администрации Кемеровской области в судебное заседание не явился, направил отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Определением Центрального районного суда г.Новокузнецка к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований было привлечено Управление опеки и попечительства Администрации г.Новокузнецка.
Представитель третьего лица Управления опеки и попечительства Администрации г.Новокузнецка в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституцией РФ защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "ж", "к" части 1 статьи 72).
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем.
Согласно п. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу абз. 2 п. 1 ст. 8 приведенного Федерального закона жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Согласно п. 9 ст. 2 Закона Кемеровской области от 14 ноября 2005 года № 124-03 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В целях реализации отдельных положений статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в Кемеровской области принят Закон от 27 декабря 2012 года № 134-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно п. 3 ст. 5 приведенного Закона Кемеровской области по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться ребенку-сироте на территории муниципального образования, по которому он состоит в списке.
В п. 1 ст. 7 названного Закона Кемеровской области предусмотрено, что норматив общей площади жилых помещений, предоставляемых детям-сиротам, составляет не более 33 квадратных метров на одного человека с учетом пункта 7 статьи 8 Федерального закона. Члены семьи ребенка-сироты при предоставлении ему жилого помещения не учитываются.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
Судом установлено, что истица Устюшенко Н.А. ДД.ММ.ГГГГ. рождения, с 01.10.1990г. по 28.08.1998г. воспитывалась в школе-интернате №13 г.Юрги, находилась на полном государственном обеспечении, а с 01.09.1998г. по 30.06.2000г. обучалась в ПУ №58 г.Новокузнецка, что подтверждается представленными в дело справками.
Решением Юргинского городского суда от 08.02.1984г. Устюшенко А.В. и Новикова Г.Б. были лишены родительских прав в отношении своих детей, в том числе истицы.
Таким образом, фактически истица является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, относится к категории лиц, имеющих право на особую социальную защиту со стороны государства, в том числе защиту жилищных прав. В указанной части исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно справке Управления образования Администрации Юргинского района Устюшенко Н.А. не состоит на очереди для получения жилья и не имеет закрепленной за ней жилой площади на территории Юргинского района.
По информации Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии сведения о каких-либо правах Устюшенко Н.А. на объекты недвижимого имущества отсутствуют.
На основании ордера от 18.07.2000. Устюшенко Н.А. было предоставлено койко-место в общежитии по <адрес>, в г.Новокузнецке.
В настоящее врем истица проживает в квартире по ул.Звездова,8-33, в г.Новокузнецке на основании договора коммерческого найма жилого помещения от 01.06.2012г., заключенного с ООО НДСК имени Косилова А.В.
Как видно из представленных материалов, 28.09.2000 Устюшенко Н.А. обратилась в администрацию Кузнецкого района г.Новокузнецка с заявлением о постановке ее на очередь для получения жилья. В заявлении указала, что является воспитанницей детского дома.
На основании данного заявления Устюшенко Н.А. распоряжением Администрации Кузнецкого района г.Новокузнецка от 09.11.2000 года была поставлена на учет для получения жилого помещения на общих основаниях.
Суд усматривает в действиях органа местного самоуправления, заключающихся в принятии истицы на жилищный учет не по льготной категории, нарушение прав истицы. Ею было сообщено при подаче заявления о наличии у нее особого социального статуса – воспитанницы детского дома, т.е. ребенка, оставшегося без попечения родителей. Как поясняет истица, ею были представлены все указанные в администрации документы.
Суд приходит к выводу, что орган местного самоуправления не принял необходимых мер для социальной защиты истицы, указание истицы на то, что она - воспитанница детского дома, было проигнорировано при проверке необходимых сведений. Во всяком случае, ответчиками не представлены какие-либо сведения и доказательства того, что истица к заявлению не приложила требуемые документы, либо, что ей было предложено их предоставить, но не она не исполнила указание.
Более того, в деле имеется письмо от 21.10.2011. главы администрации Кузнецкого района, адресованное начальнику Управления по учету и приватизации жилых помещений г.Новокузнецка с просьбой предоставить Устюшенко Н.А. некое нежилое помещение, в котором просьба обосновывается именно тем, что Устюшенко Н.А. обладает особым социальным статусом.
Суд полагает, что при данных обстоятельствах, поскольку в момент обращения истица не достигла 23-летнего возраста, она должна была быть принята на учет как ребенок, оставшийся без попечения родителей, для предоставления ей жилого помещения вне очереди.
Предоставление койко-места в общежитии не может расцениваться как исполнение обязанности по предоставлению жилого помещения, поскольку ранее действовавшим законодательством предусматривалось предоставление жилого помещения по договору социального найма, и как ранее, так и в настоящее время, предоставляемое жилое помещение должно быть отдельным, изолированным, каким не является койко-место.
В связи с изменением законодательства, регулирующего порядок предоставления жилых помещений указанным категориям граждан, истица в настоящее время имеет право на предоставление ей жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Необходимо отметить, что, несмотря на то, что с ДД.ММ.ГГГГ закон не содержит указаний на предоставление указанной категории граждан жилья вне очереди, но из буквального содержания приведенных выше правовых норм следует, что благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются указанным лицам, в частности, по достижении ими возраста 18 лет.
Таким образом, в силу закона предоставление жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения указанной категории граждан не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также от иных условий.
Положения перечисленных норм не содержат указания и на срок предоставления данной категории граждан жилого помещения по договору найма, что предполагало возможность осуществления такого права незамедлительно после его возникновения. А такое право у истицы уже возникло в связи с достижением совершеннолетия, но не реализовано ей до настоящего времени.
Потому заявленные исковые требования суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: расходы на оплату услуг представителей; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами; другие признанные судом необходимыми расходы.
С учетом изложенного в пользу истицы подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в сумме <данные изъяты>.. подтвержденные квитанцией.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.