Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1676/2023 ~ М-1583/2023 от 18.05.2023

Дело № 2-1676/2023

№ 58RS0018-01-2023-002262-42

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 июня 2023 года                                        г. Пенза

Ленинский районный суд г. Пензы в составе

председательствующего судьи Ирушкиной С.П.,

при помощнике Шалдыбине Г.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соколовой В.В. к администрации     г. Пензы о понуждении к предоставлению жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Истица Соколова В.В. обратился с иском в суд, в котором указала, что 18.03.2022 включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, что следует из постановления администрации г. Пензы от 18.03.2022 № 334. Решением Колышлейского районного суда Пензенской области от 28.05.2015 по делу № 2-150/2015 ее мать Смирнова И.В., лишена в отношении истицы родительских прав. Сведения об отце в запись акта о рождении внесены по заявлению матери. Приказами начальника отдела образования администрации Колышлейского района Пензенской области от 11.12.2014 № 185/06-29, 184/06-29, 183/06-29 истица и сестры помещены в ГКУ Пензенской области «Спасский детский дом». Решением суда о лишении матери родительских прав истица оставлена на воспитание в указанном учреждении. Также постановлением администрации Колышлейского района Пензенской области от 20.11.2015 № 260-п истица признавалась нуждающейся в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, внесена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями. По достижении 16-летнего возраста покинула ГКУ Пензенской области «Спасский детский дом» в связи с поступлением в ГАПОУ ПО «Пензенский колледж современных технологий переработки и бизнеса г. Пензы», расположенный по адресу:              Адрес , где проживала в общежитии.

Постановлением администрации г. Пензы от 23.03.2020 № 392 ей отказано во включении в список в связи с отсутствием оснований для предоставления жилого помещения, установлен факт принадлежности на праве собственности ? доли в праве на жилое помещение общей площадью Данные изъяты кв.м по адресу: Адрес . Постановлением администрации Лачиновского сельсовета Колышлейского района Пензенской области от 11.01.2022 № 2 указанное жилое помещение признано непригодным для проживания. Также постановлением администрации Колышлейского района Пензенской области от 20.01.2022 № 5-п установлен факт невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: Адрес , Соколовой В.В.

Учитывая изложенное, просит обязать администрацию г. Пенза предоставить во внеочередном порядке жилое помещение специализированного жилищного фонда, общей площадью не менее 15 кв.м по договору социального найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства применительно к условиям населенного пункта города Пенза.

Истица Соколова В.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ответчика администрации г. Пензы в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в отсутствие, представил возражения на исковое заявление.

Представитель третьего лица Управления образования г. Пензы просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, материалы личного дела Соколовой В.В., суд приходит к следующему.

В.В. родилась Дата года, ее родителями являются: отец – Смирнов В.А. и мать – Смирнова И.В..

Из справки о рождении № Номер от Дата следует, что сведения в запись акта о рождении - об отце Смирновой В.В. - Смирнове В.А. внесены на основании заявления матери.

Решением Колышлейского районного суда Пензенской области от 28.05.2015 Смирнова И.В., Дата года рождения, лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних дочерей, в том числе и Смирновой В.В., Дата года рождения.

Постановлением администрации Колышлейского района Пензенской области от 20.11.2015 № 260-п Смирнова В.В. признана нуждающейся в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма жилых помещений; внесена Смирнова В.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В информации администрации Колышлейского района от 15.01.2019 № 105 указано, что Смирнова В.В. включалась в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Смирновой В.В. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, либо по договору социального найма, не предоставлялось.

Постановлением администрации Колышлейского района Пензенской области от 13.01.2020 № 2-п Соколова В.В. исключена из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в связи с изменением места жительства и включением в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Пенза.

Из выписки постановления администрации г. Пензы от 23.03.2020 № 3932 следует, что Соколовой В.В. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с отсутствием оснований для предоставления жилого помещения, предусмотренных ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку Соколовой (Смирновой) В.В. принадлежит ? доля в праве на жилое помещение общей площадью Данные изъяты кв.м по адресу: Адрес .

Принадлежность Соколовой В.В. ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру Адрес подтверждается выпиской из ЕГРН.

Из информации МУП «ОГСАГиТИ» от 05.12.2019 следует, что сведений о принадлежности Соколовой (бывшая Смирнова) В.В. объектов недвижимого имущества на территории г. Пензы и Пензенской области не значится.

Из постановления администрации Лачиновского сельсовета Колышлейского района Пензенской области от 11.01.2022 № 2 следует, что жилое помещение 1981 года постройки, расположенное по адресу: Адрес , принадлежащее на праве собственности ? Смирновой И.В., Дата года рождения, ? Соколовой (Смирновой) В.В., Дата года рождения, ? Смирновой Е.А. (Дата года рождения), Смирновой А.М., Дата года рождения, признано непригодным для проживания.

Постановлением администрации Колышлейского района Пензенской области от 20.01.2022 № 5-п установлен факт невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: Адрес , Соколовой В.В., Дата года рождения, в связи с тем, что жилое помещение непригодно для постоянного проживания.

По данным администрации Лачиновского сельсовета Колышлейского района Пензенской области от 20.01.2022 № 26 в квартире, расположенной по адресу: Адрес , зарегистрированы по месту жительства: Смирнова И.В., Дата года рождения, Смирнова Е.А., Дата года рождения, Смирнова А.М., Дата года рождения.

Из свидетельства о заключении брака серии Номер , выданного территориальным отделом ЗАГС Лопатинского района Управления ЗАГС Пензенской области Российской Федерации, следует, что 18.11.2017 заключен брак между Соколовым Р.А. и Смирновой В.В, последней присвоена фамилия Соколова.

Из выписки из постановления администрации города Пензы от 18.03.2022 № 334 следует, что Соколова В.В. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

До настоящего времени Соколова В.В. жилым помещением специализированного жилищного фонда не обеспечена.

Доказательств обратного стороной ответчика не представлено.

Данные обстоятельства установлены в судебном заседании, подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Обращаясь в суд, Соколова В.В. как лицо из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, которая администрацией г. Пензы была включена в список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но до настоящего времени таким жилым помещением не обеспечена, ссылаясь на положении норм Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и положения норм Жилищного кодекса Российской Федерации, просит суд обязать администрацию г. Пензы предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с ч. 1, 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

На основании ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.

Согласно ст. 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ (в редакции от 25.12.2012), действующей с 01.01.2013, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

На основании ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ (в редакции от 25.12.2012), действующей с 01.01.2013, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. п. 1, 3 и п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996     № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абз. 1 п. 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в законную силу 01.01.2013, действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Из представленного представителем ответчика администрации г. Пензы, действующей на основании доверенности, Кирюхиной О.Ю. возражения на иск, следует, что ответчик не оспаривает право Соколовой В.В. на обеспечение жилым помещением, однако считает, что жилое помещение истцу должно быть предоставлено согласно Порядку предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в соответствии с очередностью).

Из положений ст. 5 Закона Пензенской обл. от 12.09.2006 № 1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области» следует, что Правительство Пензенской области утверждает порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постановлением Правительства Пензенской области от 27.05.2013              № 369-пП «О мерах по реализации статьи 5 Закона Пензенской области от 12.09.2006 № 1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области» утвержден Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – Порядок).

В соответствии с п. 8 Порядка в случае возникновения ситуации, при которой количество заявлений от граждан о предоставлении жилого помещения превышает количество имеющихся в специализированном жилищном фонде свободных жилых помещений, предоставление жилых помещений уполномоченным органом осуществляется в хронологической последовательности в соответствии с датами наступления у граждан права на обеспечение жилым помещением в соответствии с подпунктами 1) - 6) пункта 2 Порядка.

При наступлении у граждан права на получение жилого помещения в соответствии с подпунктами 1) - 6) пункта 2 Порядка в один день, предоставление жилых помещений уполномоченным органом осуществляется в хронологической последовательности в соответствии с датами подачи гражданами (их представителями) заявлений о включении в Список.

Вместе с тем, согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» при рассмотрении дел судам надлежит учитывать, что если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.

В Российской Федерации среди мер социальной поддержки детей предусмотрено обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как категории граждан, для которой статья 40 Конституции устанавливает обязанность государства по решению жилищной проблемы.

Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены пунктами «ж» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон № 159-ФЗ, ни иные вышеприведенные нормы материального права не устанавливают очередности внутри Списка детей-сирот, и лиц из числа в детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Формирование Списка и включение в него конкретных лиц означает констатацию наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации их права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения; обязанность по предоставлению специализированных жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа в детей-сирот в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, законодателем не ставится.

При этом, федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

Таким образом, а так же учитывая нормы законодательства, суд приходит к выводу о том, что поскольку право Соколовой В.В. на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда предусмотрено ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов - наличие очереди и нехваткой жилых помещений, кроме того, она достигла 18 лет, до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, необходимо на администрацию города Пензы возложить обязанность по предоставлению Соколовой В.В. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

На основании изложенного, с учетом норм законодательства, требования истца о понуждении к предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Соколовой В.В. к администрации г. Пензы о понуждении к предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию г. Пензы предоставить Соколовой В.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение одного месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                       С.П. Ирушкина

2-1676/2023 ~ М-1583/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Соколова Виктория Владимировна
Ответчики
Администрация города Пензы
Другие
Управление образования города Пензы
Суд
Ленинский районный суд г. Пензы
Судья
Ирушкина Светлана Павловна
Дело на сайте суда
leninsky--pnz.sudrf.ru
18.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.05.2023Передача материалов судье
18.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.06.2023Подготовка дела (собеседование)
01.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.06.2023Судебное заседание
20.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее