УИД 32RS0003-01-2023-001546-46
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Брянск 18 сентября 2023 года
Брянский районный суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Слепуховой Н.А.,
при секретаре Мартыненко В.С.,
с участием представителя истца Дружининой А.М., представителя ответчика Тихоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Жирятинского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к ГБУЗ «Брянская межрайонная больница» о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Жирятинского района Брянской области обратился в суд с настоящим иском, указав, что в ходе прокурорской проверки исполнения законодательства в сфере реализации федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)» и региональных проектов в сфере здравоохранения установлено, что ГБУЗ «Брянская межрайонная больница» при функционировании своих структурных подразделений больницы- Будлянского и Зареченского фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП), допущены нарушения законодательства о здравоохранении, в частности стандарта оснащения фельдшерско-акушерских пунктов. В данных ФАПах рабочее место с установленным персональным компьютером врача не оборудованы выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», что в свою очередь препятствует к использованию (доступу) Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения. Отмеченные нарушения законодательства негативно влияют на реализацию федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), входящего в структуру национального проекта «Здравоохранение», а также нарушают права граждан на доступ к государственным услугам в сфере здравоохранения в электронной форме.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просил суд: возложить на ГБУЗ «Брянская МБ» обязанность оборудовать (произвести технологическое присоединение) рабочие места фельдшеров Будлянского и Зареченского ФАПов ГБУЗ «Брянская МБ» выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» для организации доступа к Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения.
В судебном заседании представитель истца Дружинина А.М. поддержала исковые требования, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Тихонова А.В. иск признала, о чем представила письменное заявление.
Прочие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в госу^ арственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В силу ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», основными принципами охраны здоровья граждан являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья, доступность и качество медицинской помощи, недопустимость отказа в оказании медицинской помощи, приоритет профилактики в сфере охраны здоровья, ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья.
В соответствии с ч. 1 ст. 91.1 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в целях обеспечения доступа граждан к услугам в сфере здравоохранения в электронной форме, а также взаимодействия информационных систем в сфере здравоохранения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти создается, развивается и эксплуатируется единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (далее - Единая система).
В соответствии с ч. 2 ст. 91.1 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» положение о единой системе, в том числе порядок доступа к информации, содержащейся в ней, порядок и сроки представления информации в единую систему, порядок обмена информацией с использованием единой системы, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 91.1 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» единая система обеспечивает возможность предоставления гражданам услуг в сфере здравоохранения в электронной форме посредством единого портала государственных и муниципальных услуг, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Поставщиками информации в единую систему согласно ч. 6 ст.91.1 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» являются медицинские организации.
В соответствии с п. 4.7 Паспорта национального проекта «Здравоохранение», утвержденного президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 №16, задачей Федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на эснове единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)» является создание механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, внедрение цифровых технологий и платформенных решений.
Единая государственная информационная система обеспечивает единый цифровой контур в сфере здравоохранения, взаимодействуя с государственными информационными системами в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинскими информационными системами медицинских организаций, с Единым порталом государственных услуг и функций для предоставления услуг и сервисов гражданам в личном кабинете пациента «Мое здоровье».
Участниками данного федерального проекта являются, в том числе, медицинские организации системы здравоохранения.
Постановлением Правительства РФ от 09.02.2022 № 140 утверждено Положение о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения, регламентирующее в том числе порядок и сроки представления информации в единую систему, порядок доступа к информации, содержащейся в един эй системе, порядок обмена информацией с использованием единой системы, а та;еже обеспечение доступа граждан к услугам в сфере здравоохранения в электронной форме.
Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, которым (приложение № 14) установлен стандарт оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта). В частности фельдшерско-акушерский пункт должен быть оборудован (оснащен) рабочим местом врача (фельдшера) с персональным компьютером и выходом в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет".
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой Жирятинского района проверки установлено, что Будлянский и Зареченский ФАПы по своему оснащению не полностью соответствует Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, которым (приложение № 14), утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н. В частности в Будлянском и Зареченском ФАПах рабочие места фельдшеров с установленным персональным компьютером не оборудованы выходом в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет"
Отсутствие указанного необходимого медицинского оборудования создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на охрану здоровья.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обратиться в суд в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Заявленные прокурором требования подтверждаются представленными стороной истца доказательствами, оцененными судом в совокупности с другими материалами дела.
Ответчиком ГБУЗ «Брянская межрайонная больница» указанные обстоятельства не оспариваются, подано заявление о признании иска.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Поскольку в данном случае признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд его принимает. Как отражено в заявлении о признании иска от 18 сентября 2023 года, последствия признания иска, предусмотренные ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, согласно которой при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований, ответчику известны и понятны. Полномочия представителя ответчика Тихоновой А.В. на признание иска судом проверены.
При таких обстоятельствах, учитывая положения ч. 4.1 ст. 198 ГПК РФ, суд находит исковые требования прокурора Жирятинского района Брянской области подлежащими удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
По смыслу приведенной нормы процессуального закона, в случае принятия решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд обязан установить срок, в течение которого решение должно быть исполнено ответчиком. Данное обстоятельство не свидетельствует о выходе за пределы заявленных исковых требований. Устанавливая такой срок, суд разрешает не исковые требования, а решает в порядке статьи 206 ГПК РФ вопрос об исполнении решения, постановленного по заявленным исковым требованиям.
Исходя из соблюдения баланса интересов сторон, суд полагает необходимым установить ГБУЗ «Брянская межрайонная больница» срок для исполнения требований до 1 ноября 2024 года.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Иск прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к ГБУЗ «Брянская межрайонная больница» о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Возложить на ГБУЗ «Брянская межрайонная больница» обязанность в срок до 1 ноября 2024 года оборудовать (произвести технологическое присоединение) рабочих мест фельдшеров Будлянского и Зареченского ФАПов ГБУЗ «Брянская МБ» выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» для организации доступа к Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Брянский районный суд Брянской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Н.А. Слепухова
Мотивированное решение суда изготовлено 19 сентября 2023 года