УИД 04RS0010-01-2022-000025-72
Гр.дело № 2 - 159/2022
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 марта 2022 года с. Иволгинск
Иволгинский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Айсуевой А.Ц., при секретаре Кельберг А.В., при участии помощника судьи Жамсарановой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Иволгинского района Республики Бурятия к Администрации муниципального образования "Иволгинский район" об обязании укомплектовать штат ЕДДС оперативно-диспетчерским персоналом, суд
У С Т А Н О В И Л:
Прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в ходе которой выявлены нарушения в рассматриваемой сфере.
Обращаясь в суд в интересах неопределенного круга лиц, прокурор Иволгинского района РБ просит возложить на ответчика обязанность укомплектовать штат ЕДДС оперативно-диспетчерским персоналом, в соответствии с ГОСТ Р 22.7.01-2016 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения» и п. 1.4.2 «Положения о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования, утвержденного КЧС и ПБ Правительства РФ от 28.08.2015 № 7 в срок до 31.07.2022г.
В судебном заседании представитель истца - прокурора Иволгинского района РБ помощник Цыремпилова И.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования уточнила, а именно просила обязать администрацию МО «Иволгинский район» укомплектовать штат ЕДДС оперативно-диспетчерским персоналом, в соответствии с ГОСТ Р 22.7.01-2021 Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения и п. 1.4.2 «Положения о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования, утвержденного КЧС и ПБ Правительства РФ от 28.08.2015 № 7 в срок до 31.07.2022г.
Представитель ответчика МО «Иволгинский район» в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, причины неявки неизвестны. Не просила рассмотреть дело в ее отсутствие, либо отложить судебное заседание. Ранее в суд представитель администрации МО «Иволгинский район» по доверенности Гармаева Д.А. представила отзыв на исковое заявление в котором указала, что не согласна с исковыми требованиями, так как в соответствии с п.3.8 ГОСТ Р 22.7.01-2021 Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения ЕДДС МО «Иволгинский район» относится к 4 категории. Численность специалистов в составе оперативной дежурной смены зависит от категории ЕДДС, а также характеристик МО и может составлять для 4 категории: 3-10 человек. ЕДДС МО «Иволгинский район» состоит из 5 сотрудников МБУ «Хозяйственно-транспортный отдел» которые осуществляют функции оперативных дежурных (4 единицы), должности начальника ЕДДС (1 единица), таким образом численность сотрудников соответствует существующими стандартам, нарушения не допущены. Просила в иске отказать.
Суд, приняв во внимание согласие представителя истца о рассмотрении гражданского дела в порядке заочного производства, считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие ответчика, в соответствии со ст. 233 ГПК РФ.
Выслушав истца, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит, что иск прокурором заявлен обосновано и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
К вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района (пункт 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно (статья 7 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – ФЗ № 68).
Указанной нормой также закреплено, что объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.
В статье 25 ФЗ № 68-ФЗ закреплено, что резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются в том числе органами местного самоуправления.
Статьей 4 ФЗ № 68-ФЗ установлена правовая основа создания и деятельности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Правительством Российской Федерации от 30.12.2021г. утвержден Порядок организации и функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций № 794 «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее - Положение о единой системе).
В соответствии с частью 1 статьи 4 вышеназванного Закона и указанного постановления единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций состоит из органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Во исполнение федерального законодательства издано Постановление Правительства Республики Бурятия № 217 от 20.09.2004г. «О территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». В территориальную подсистему РСЧС на муниципальном уровне входит в том числе и Иволгинский муниципальный район. Органами повседневного управления территориальной подсистемы РСЧС на муниципальном и объектовом уровнях являются соответственно единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, а также дежурно-диспетчерские службы и другие организации (подразделения), создаваемые органами местного самоуправления в соответствии с законодательством, и дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).
Органы повседневного управления территориальной подсистемы РСЧС создаются в порядке и в целях, определенных пунктом 4 статьи 4.1 ФЗ № 68-ФЗ, пунктом 11 Положения о единой системе, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Данным постановлением рекомендовано органам местного самоуправления разработать и утвердить положения о звеньях территориальной подсистемы РСЧС; утвердить перечни сил и средств постоянной готовности муниципального уровня территориальной подсистемы РСЧС и обеспечить их учет.
Требования к персоналу и оснащению ЕДДС закреплены в ГОСТ Р 22.7.01-2021 «Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 27.01.2021 N 25-ст).
Пунктом 3.10, 3.11, 3.11.1, 3.11.1.1 ГОСТ Р 22.7.01-2021 Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения" установлено, что ЕДДС создается в виде муниципального казенного учреждения, или в виде самостоятельного структурного подразделения администрации муниципального образования за счет ее штатной численности. Организационная структура ЕДДС и численность персонала, в соответствии с категорией ЕДДС, определяется распорядительным актом главы муниципального образования (председателем КЧС ОПБ). Состав специалистов ЕДДС согласуется с Главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации. Организационная (штатная) структура ЕДДС I - III категорий должна включать следующих специалистов: - начальник ЕДДС;- заместитель начальника ЕДДС;- старший дежурный оперативный;- дежурные оперативные;- помощники дежурного оперативного - Операторы-112 (при вводе системы-112 в постоянную эксплуатацию);- аналитик;- специалист службы технической поддержки. Организационная (штатная) структура ЕДДС IV - V категорий должна включать следующих специалистов:- начальник ЕДДС;- заместитель начальника ЕДДС - старший дежурный оперативный;- дежурные оперативные;- помощники дежурного оперативного - Операторы-112 (при вводе системы-112 в постоянную эксплуатацию). Для выполнения функциональных обязанностей аналитика и специалиста службы технической поддержки ЕДДС IV - V категорий рекомендуется привлекать специалистов данных должностей, входящих в состав штатной структуры администрации главы муниципального образования. Общая численность сотрудников ЕДДС зависит от категории ЕДДС, характеристик муниципального образования (наличия потенциально опасных объектов, состояния транспортной инфраструктуры, наличия других рисков на территории и т.п.).
Применение национального стандарта Российской Федерации, действующего в этом качестве межгосударственного стандарта или свода правил может стать обязательным для организации любой формы собственности на основании:
- организационно-распорядительного документа этой организации или вышестоящей организации (или органа власти, которому подчиняется организация);
- нормативной ссылки на стандарт (свод правил) в собственных стандартах организации или технической документации;
- соглашений или договоров (контрактов) со ссылкой на стандарт (свод правил);
- указания обозначения стандарта в маркировке продукции и/или в сопроводительной документации.
В соответствии с пунктом 1.1.2 Положения о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования, утвержденного протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 28.08.2015 №7 (далее - Положение), ЕДДС муниципального образования является органом повседневного управления муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС). На базе ЕДДС муниципального образования развертывается система - 112.
В силу пункта 1.1.4 целью создания ЕДДС является повышение готовности органов местного самоуправления и служб муниципального образования к реагированию на угрозы возникновения или возникновение ЧС (происшествий), эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств РСЧС, в том числе экстренных оперативных служб, организаций (объектов), при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС (происшествий), а также обеспечение исполнения полномочий органами местного самоуправления муниципальных образований по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне (далее - ГО), обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных образований, защите населения и территорий от ЧС, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Пунктами 1.4.1 – 1.4.2 Положения регламентировано, что ЕДДС муниципального образования включает в себя: руководство ЕДДС, дежурно-диспетчерский персонал; пункт управления, средства связи, оповещения и автоматизации управления. В состав руководства ЕДДС входят: начальник ЕДДС и не менее двух его заместителей: по управлению и средствам связи; по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций. В составе дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС должны быть предусмотрены оперативные дежурные смены из расчета несения круглосуточного дежурства, численный состав которых определяется в зависимости от местных условий, наличия потенциально опасных объектов и рисков возникновения ЧС (происшествий). В состав оперативной дежурной смены должны быть включены оперативный дежурный и диспетчер ЕДДС. При вводе в эксплуатацию системы - 112 в состав оперативной дежурной смены также входит операторский персонал (диспетчеры) системы - 112.
В ходе проверки установлено, что ЕДДС МО «Иволгинский район» состоит из пяти сотрудников МБУ «Хозяйственно-транспортный отдел», которые осуществляют функции оперативных дежурных (4 единицы), должности начальника ЕДДС (1 единица).
В соответствии с пунктом 3.8 Национального стандарта Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения. ГОСТ Р 22.7.01-2021, категория ЕДДС определяется в соответствии с численностью населения на обслуживаемой ею территории: I категория: более 1 млн. человек; II категория: от 250 тыс. до 1 млн. человек; III категория: от 100 до 250 тыс. человек; IV категория: от 50 до 100 тыс. человек; V категория: до 50 тыс. человек.
В соответствии с пунктом 3.9 численность специалистов в оперативной смене зависит от категории ЕДДС, а также характеристик муниципального образования (наличие потенциально опасных объектов, состояния транспортной инфраструктуры, криминогенной обстановки и т.п.) и может составлять: I категория: 20 - 25 человек; II категория: 15 - 20 человек; III категория: 10 - 15 человек; IV категория: 3 - 10 человек; V категория: 2 - 5 человек.
Численность специалистов в оперативной смене зависит от категории ЕДДС, а также характеристик муниципального образования (наличие потенциально опасных объектов, состояния транспортной инфраструктуры, криминогенной обстановки и т.п.) и может составлять для IV категории: 5 - 15 человек.
Проверкой установлено, что ЕДДС МО «Иволгинский район» относится к 4 категории, в связи с чем штатная численность сотрудников не соответствует существующим стандартам. При этом начальник ЕДДС не может осуществлять обязанности дежурного ЕДДС.
Неукомплектованность штатной численности сотрудников ЕДДС МО «Иволгинский район» является существенным нарушением, влияет на оперативность и качество принятия и передачи сообщений и сигналов о чрезвычайных ситуациях.
Вышеуказанные нарушения негативно сказываются на осуществление подготовки и содержанию в готовности необходимых сил и средств для защиты населения, и территорий от чрезвычайных ситуаций, подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также организацию своевременного и качественного предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, прокурором Иволгинского района РБ обоснованно подан данный иск в интересах неопределенного круга лиц.
Анализируя вышеизложенное, суд находит, что в суде нашло свое подтверждение неисполнение ответчиком требований устранений нарушений законодательства. Поэтому на него возлагается обязанность по устранению выявленных нарушений, в срок до 31.07.2022г.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 223-235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Прокурора Иволгинского района Республики Бурятия к Администрации муниципального образования "Иволгинский район" об обязании укомплектовать штат ЕДДС оперативно-диспетчерским персоналом удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Иволгинский район» укомплектовать штат ЕДДС оперативно-диспетчерским персоналом, в соответствии с ГОСТ Р 22.7.01-2021 Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения и п. 1.4.2 «Положения о единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования, утвержденного КЧС и ПБ Правительства РФ от 28.08.2015 № 7 в срок до 31.07.2022г.
Разъяснить, что ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья А.Ц. Айсуева
Верно: Судья А.Ц. Айсуева
Решение изготовлено 15.03.2022г.
Подлинное решение подшито в гражданское дело № 2- 159/2022, хранящееся в Иволгинском районном суде Республики Бурятия.