Дело № 2-328/2023
16RS0023-01-2023-000387-50
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
22 декабря 2023 года село Новошешминск
Новошешминский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Сахабиевой А.А., при секретаре Адиевой Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Реутова П.Н. к исполнительному комитету Краснооктябрьского сельского поселения Новошешминского муниципального района Республики Татарстан о признании бездействия работодателя незаконным, о выдаче архивной справки о заработной плате,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Реутов П.Н. обратился в суд с иском к исполнительному комитету Краснооктябрьского сельского поселения Новошешминского муниципального района Республики Татарстан о признании бездействия работодателя незаконным, о выдаче архивной справки о заработной плате, указав в обоснование, что имеет трудовой стаж более 32 лет, в связи с выходом на пенсию по возрасту в феврале 2024 г. он воспользовался услугой МФЦ <адрес> и в конце октября 2022 г. отправил запрос в архивный отдел ИК Новошешминского муниципального района РТ о выдачи архивной справки о его заработной плате за периоды его работы в с августа 1996 г. по июль 2021 г. в Совете Краснооктябрьского сельского Совета народных депутатов поселения Новошешминского муниципального района Республики Татарстан, в чем ему отказано по основаниям отсутствия архивных данных.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением на имя главы исполнительного комитета Краснооктябрьского Краснооктябрьский Совета местного самоуправления (сельского поселения Новошешминского муниципального района Республики Татарстан) о выдаче архивной справки о его заработной плате за периоды его работы с августа 1996 г. по июль 2021 г., однако данное его заявление ответчиком проигнорировано.
В силу изложенного истец просит суд признать данные действия (бездействие) ответчика незаконным и обязать его подготовить и выдать ему архивную справку о его заработной плате с августа 1996 г. по июль 2001 г., сроком до ДД.ММ.ГГГГ
Истец Реутов П.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснив суду, что ДД.ММ.ГГГГ он был избран председателем Краснооктябрьского сельского Совета народных депутатов, в связи с переименованием последнего в Краснооктябрьский Совет местного самоуправления с ДД.ММ.ГГГГ избран председателем Краснооктябрьского Совета местного самоуправления, откуда уволился ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию. Какого-либо перерыва в его стаже за указанный период не имеется, все указанные годы он работал в данной организации, полагает, что своими противоправными действиями ответчик нарушает его права, как бывшего работника.
Представитель ответчика исполнительного комитета Краснооктябрьского сельского поселения Новошешминского муниципального района Республики Татарстан Захаров В.В. исковые требования признал, пояснив суду, что действительно, был получен запрос от истца, на которое они не ответили, так как не могли найти архивные сведения по всем указанным периодам и сделать выборку, нашли только сведения за 1998, 1999, 2001 гг., за 1996 и 1997 гг. не нашли, хотя истец фактически работал председателем сельского совета. В связи с тем, что у них в 2021 году был произведен ремонт в сельском поселении, производили ремонт административного здания и вывозили весь архив, в ходе чего, возможно, и было утеряно часть архивных документов. Платежные ведомости за указанные период в Архивный отдел Исполнительного комитета Новошешминского муниципального района РТ не сдавали.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Гараева Р.Т. Р.Т. просила о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, с уд приходит к следующему.
Федеральным законом от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле» (ч. 1 ст. 17) предусмотрено, что государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также перечнями документов, предусмотренными ч. 3 ст. 6 и ч. 1 ст. 23 данного Федерального закона (ч. 1 ст. 17).
В силу статьи 27 ФЗ «Об архивном деле» юридические лица, а также должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства об архивном деле в Российской Федерации, несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 62 Трудового кодекса Российской Федерации по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику трудовую книжку в целях его обязательного социального страхования (обеспечения), копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.
Из содержания приведенной нормы права следует, что на работодателе лежит обязанность безвозмездно предоставить работнику по его письменному заявлению копии документов, связанных с работой, то есть документов, содержащих персональную информацию о работнике. При этом данная норма не предусматривает обязанность работодателя по выдаче копий локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.
Порядок назначения, перерасчета размеров трудовых пенсий до 1 января 2015 г. определялся в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ), с 1 января 2015 г. назначение и перерасчет пенсии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон №400-ФЗ).
Со дня вступления в силу Федерального закона № 400-ФЗ Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Статьей 15 Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в целях определения размера страховой пенсии предусмотрено установление величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, рассчитываемой по нормам Федерального закона № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно положениям статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года расчетный размер трудовой пенсии определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается.
Аналогичные разъяснения приведены в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", где в подпункте 8 также указано, что документами, подтверждающими среднемесячный заработок застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" формулам, могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка. При этом свидетельские показания на основании названных пунктов статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являются допустимым доказательством, подтверждающим среднемесячный заработок.
Пунктом 2 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Частью 1 статьи 18 Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что размер страховой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В силу п.11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ №1015 от 02.10.2014 г., основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
В пп. "а" п. 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, утвержденного приказом Минтруда России от 28.11.2014 г. № 958н, установлено, что для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях " в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях ").
В силу п. 3 указанного Порядка периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются:
до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;
после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с положениями пункта 22 Правил N 884н при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган ПФР дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов.
При несоответствии данных о периодах работы, имеющихся в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета, сведениям документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган ПФР вправе в соответствии с частью 9 статьи 21 Федерального закона N 400-ФЗ проверить обоснованность выдачи документов, необходимых для установления страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
Такая проверка проводится в соответствии с правилами проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, определенными Правилами N 884н.
В случае если период работы, по которому имеется несоответствие сведений индивидуального (персонифицированного) учета сведениям документов, представленных для установления пенсии, влияет на право на страховую пенсию или на ее размер, проводится работа по уточнению индивидуального лицевого счета застрахованного лица с учетом Порядка корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и застрахованных лиц в части трудового (страхового) стажа, приобретенного до 1 января 2002 года, территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, утвержденного постановлением Правления ПФР от 14.12.2005 N 246п.
При этом в соответствии с пунктом 23 указанных Правил решение (распоряжение) об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимается территориальным органом ПФР на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа ПФР.
Как следует из материалов дела, в частности трудовой книжки АТ-II №, Реутов П.Н. ДД.ММ.ГГГГ на основании решения сессии Новошешминского райсовета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ избран председателем Краснооктябрьского сельского Совета народных депутатов.
ДД.ММ.ГГГГ Реутов П.Н. избран председателем Краснооктябрьского Совета местного самоуправления на основании решения заседания президиума № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Реутов П.Н. освобожден от занимаемой должности председателя СМС на основании решения № заседания СМС от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6).
Согласно Информационному письму архивного сектора исполнительного комитета Новошешминского муниципального района РТ ведомости о начислении заработной платы Краснооктябрьского Совета местного самоуправления <адрес> РТ за 1996-2001 гг. в архивный сектор на хранение не поступали.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ ИК Краснооктябрьского СП, выданной на имя Реутова П.Н., у ответчика имеются сведения о начисленной Реутову П.Н. заработной плате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начисления заработной платы в ведомостях отсутствуют. В папке ведомостей начисления заработной платы за 1997 г. сданы не в полном объеме.
Согласно информации на Реутова П.Н., предоставленной Отделением Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РТ по действующей базе данных пенсионеров РТ по состоянию на декабрь 2023 г. Реутов П.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является получателем страховой пенсии по инвалидности 3 группы.
По региональной базе данных системы индивидуального (персонифицированного) учета Реутов П.Н. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования в качестве застрахованного лица ДД.ММ.ГГГГ
На застрахованное лицо Реутова П.Н. имеются сведения, составляющие пенсионные права, в т.ч. сведения для включения в индивидуальный лицевой счет, предоставленный страхователем - Советом Краснооктябрьского сельского поселения <адрес> РТ за периоды: с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ – 11783, 27 руб., с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ – 10032, 08 руб., с ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ -9266, 44 руб., тс ДД.ММ.ГГГГ -ДД.ММ.ГГГГ – 126532, 34 руб., с ДД.ММ.ГГГГ -ДД.ММ.ГГГГ – 12069, 90 руб.
Предметом настоящего спора является предоставление работодателем сведений о заработке работника с целью их использования для реализации пенсионных прав, включая дальнейшего перерасчета размера страховой пенсии.
Исходя из изложенных обстоятельств, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца в части признания незаконным бездействия исполнительного комитета Краснооктябрьского сельского поселения Новошешминского муниципального района Республики Татарстан, выразившееся в невыдаче в установленный статьей 62 Трудового кодекса Российской Федерации трехдневный срок со дня подачи бывшим работником заявления справки о заработной плате, а также в части обязать исполнительный комитет Краснооктябрьского сельского поселения Новошешминского муниципального района Республики Татарстан незамедлительно выдать Реутову П.Н. справку о заработной плате за периоды его работы в Совете Краснооктябрьского сельского поселения <адрес> Республики Татарстан (Краснооктябрьский сельский Совет народных депутатов (Краснооктябрьский Совет местного самоуправления) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Вместе с тем, как установил суд, у ответчика сведения о начислении заработной платы Реутову П.Н. в ведомостях с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют, ведомости начисления заработной платы за 1997 г. сданы не в полном объеме, указанные документы на хранение в архив организации не поступали, на хранении в государственном архиве также отсутствуют. Расчетных листков по заработной плате за указанный период у истца не сохранилось.
Таким образом, достаточных доказательств, подтверждающих индивидуальный размер заработка истца, необходимого для исчисления среднемесячного заработка в целях определения размера страховой пенсии, у ответчика не имеется, в связи с чем, в удовлетворении данной части исковых требований следует отказать ввиду несохранения архивных данных у работодателя.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Реутова П.Н. к исполнительному комитету Краснооктябрьского сельского поселения Новошешминского муниципального района Республики Татарстан о признании бездействия работодателя незаконным, о выдаче архивной справки о заработной плате - удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие исполнительного комитета Краснооктябрьского сельского поселения Новошешминского муниципального района Республики Татарстан, выразившееся в невыдаче в установленный статьей 62 Трудового кодекса Российской Федерации трехдневный срок со дня подачи бывшим работником заявления справки о заработной плате.
Обязать исполнительный комитет Краснооктябрьского сельского поселения Новошешминского муниципального района Республики Татарстан незамедлительно выдать Реутову П.Н. справку о заработной плате за периоды его работы в Совете Краснооктябрьского сельского поселения <адрес> Республики Татарстан (Краснооктябрьский сельский Совет народных депутатов/Красноктябрьский Совет местного самоуправления) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Новошешминский районный суд Рес-публики Татарстан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья
Решение вступило в законную силу: « ____ » _____________ 202__ года.