Дело № 5-8/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Сусуман 13 мая 2019 года
Судья Сусуманского районного суда Магаданской области Пудова Е.В.,
при секретаре Черновой М.Ю.
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу, - Комаренко С.В.
рассмотрев в отношении:
Комаренко Сергея Вячеславовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, работающего <данные изъяты>, зарегистрированного и проживающего по адресу: г. Сусуман, <адрес>, ранее к административной ответственности по главе 19 КоАП РФ не привлекавшегося, которому права, предусмотренные ст.ст. 25.1, 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст. 51 Конституции Российской Федерации разъяснены и понятны,
материал об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л а:
13 мая 2019 года в 16 час. 20 мин. в Сусуманский районный суд поступило определение начальника Отд МВД России по Сусуманскому району от 13 мая 2019 года о передаче по подведомственности протокола об административном правонарушении и других материалов дела в отношении Комаренко С.В.
Согласно представленному протоколу об административном правонарушении
№ 49 СУС № от 13 мая 2019 года, врио начальника ОУУП и ПДН Отд МВД России по Сусуманскому району Боргояковым С.Н. выявлен факт того, что 13 мая 2019 года около 07 часов 55 минут в подъезде № 1 дома <адрес> в г. Сусумане Комаренко С.В. не реагировал на законные требования сотрудников полиции отдела уголовного розыска ФИО9 пройти в служебный автомобиль и проехать в Отделение МВД России по Сусуманскому району для его допроса по уголовному делу №, ответил им категорическим отказом и грубой нецензурной бранью, чем воспрепятствовал сотрудникам полиции при исполнении ими своих служебных обязанностей.
Указанные действия Комаренко С.В. расценены как неповиновение законному требованию сотрудников полиции в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, то есть как административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Заслушав Комаренко С.В., исследовав и оценив в совокупности представленные материалы, судья приходит к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В силу положений ст. 26.1 КоАП РФ в числе обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении (в частности, отсутствие состава административного правонарушения), и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ
«О полиции» на полицию возложены обязанности: принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности; в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, возбуждать уголовные дела, производить дознание по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым необязательно; выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым обязательно; осуществлять оперативно-разыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, обеспечения собственной безопасности, а также в иных целях, предусмотренных федеральным законом; пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции; осуществлять розыск лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении; лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.
Полиция должна осуществлять свою деятельность в точном соответствии с законом. Применение сотрудником полиции мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации прав полиции допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» для выполнения возложенных на нее обязанностей полиции предоставляются такие права, как требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий; вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции; получать по таким делам, материалам, заявлениям и сообщениям, в том числе по поручениям следователя и дознавателя, необходимые объяснения, справки, документы (их копии); подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову.
Как следует из представленных материалов, 06 мая 2019 года следователем СО Отд МВД России по Сусуманскому району Магаданской области ФИО10 по уголовному делу №, возбужденному 19 ноября 2018 года по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 111 УК РФ, вынесено поручение о производстве отдельных оперативно-розыскных мероприятий, а именно установлении местонахождения и доставлении в СО Отд МВД России по Сусуманскому району Магаданской области для проведения следственных действий Комаренко С.В., являющегося потерпевшим по уголовному делу.
Из содержания данного поручения следует, что местонахождение Комаренко С.В. не установлено.
Вместе с тем, как пояснил Комаренко С.В. в судебном заседании, от явки в Отд МВД России по Сусуманскому району Магаданской области он не отказывался, ранее договорился со следователем ФИО10 о том, что явится к нему 13 мая 2019 года в 10 часов, его местонахождение и номер телефона был следователю известен. Сотрудники полиции, явившиеся к нему 13 мая 2019 года, были без формы, письменных документов о необходимости его немедленной явки не представили.
Согласно рапортам оперуполномоченных ОУР Отд МВД России по Сусуманскому району Магаданской области ФИО9 от 13 мая 2019 года, выезд по месту жительства Комаренко С.В. был осуществлен ими по устному распоряжению начальника ОУР Отд МВД России по Сусуманскому району Магаданской области ФИО13 в связи с уклонением Комаренко С.В. от участия в следственных действиях.
Однако право вызывать в полицию граждан по расследуемым уголовным делам, подвергать граждан приводу в полицию может осуществляться только в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом.
В силу пункта 4 части 2 статьи 38 УПК РФ следователь по уголовному делу уполномочен давать органу дознания в случаях и порядке, установленных Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о приводе.
Статьей 113 УПК РФ установлено, что привод состоит в принудительном доставлении лица к дознавателю, следователю или в суд. Привод потерпевшего производится органами дознания на основании постановления следователя. Постановление следователя о приводе перед его исполнением объявляется лицу, которое подвергается приводу, что удостоверяется его подписью на постановлении.
Приобщенное к материалам дела поручение следователя ссылки на постановление о приводе потерпевшего не содержит.
Более того, представленный материл об административном правонарушении вообще не содержит сведений, подтверждающих вызовы потерпевшего Комаренко С.В. к следователю и уклонение его от явки.
Таким образом доказательств соблюдения установленного уголовно-процессуальным законодательством порядка привода Комаренко С.В. в полицию для участия в следственных действиях и соответствия закону действий работников полиции по его доставлению, не имеется.
Между тем, административная ответственность по ст. 19.3 КоАП РФ наступает только в случае неисполнения законных требований сотрудников полиции, вытекающих из их полномочий, установленных федеральным законом.
Разрешая вопрос о привлечении Комаренко С.В. к административной ответственности, судья приходит к выводу, что доказательств того, что Комаренко С.В. оказал неповиновение законному требованию сотрудников полиции в связи с исполнением или обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, не представлено.
Совокупность представленных и исследованных судом доказательств свидетельствует об отсутствии в действиях Комаренко С.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9, 29.10, ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л а:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, в отношении Комаренко Сергея Вячеславовича в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Магаданский областной суд лицами, участвующими в производстве по делу об административном правонарушении, а также должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административным правонарушении, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления путем подачи жалобы через Сусуманский районный суд или непосредственно в Магаданский областной суд.
Судья Е.В. Пудова