№ (2-7301/2023)
УИД 50RS0№-22
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
07 февраля 2024 года <адрес>
Ногинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Усовой А.В.,
при секретаре Калёновой Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Богородского городского округа <адрес> к Акимовой И. В. об освобождении самовольно запользованного земельного участка, демонтаже ограждения,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Богородского городского округа <адрес> обратилась в суд с иском к Акимовой И.В. и просила:
- обязать Акимову И.В. привести границы земельного участка с кадастровым номером 50:16:0203004:224, площадью 1 000 кв.м., категория земель - «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: <адрес>, ТА Мамонтовского с.о., д. Щекавцево, <адрес>, в соответствие со сведениями, содержащимися в ЕГРН;
- обязать Акимову И.В. в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу освободить самовольно запользованный земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, площадью 42кв.м. путем демонтажа ограждения в границах координат;
- взыскивать с Акимовой И.В. в пользу администрации Богородского городского округа <адрес> судебную неустойку в размере 5 000 руб. за каждый день просрочки исполнения судебного акта, со дня вступления в законную силу решения суда по день фактического исполнения решения суда.
В обоснование заявленных требований истец указал на то, что земельный участок с кадастровым номером 50:16:0203004:224 является объектом государственного кадастрового учета, местоположение границ участка установлено в соответствии с требованиями земельного законодательства, т.е. характерные точки границ земельного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Согласно сведениям из ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером 50:16:0203004:224, площадью 1 000 кв.м., категория земель - «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: <адрес>, ТА Мамонтовского с.о., д. Щекавцево, <адрес>, принадлежит на праве собственности Акимовой И.В. ДД.ММ.ГГГГ в ходе выездного обследования земельного участка в рамках муниципального земельного контроля было установлено, что фактические границы земельного участка с кадастровым номером 50:16:0203004:224, площадью 1 000 кв.м. не соответствуют сведениям, содержащимся в ЕГРН, вследствие чего был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ №. ДД.ММ.ГГГГ Акимовой И.В. было направлено письмо о недопустимости нарушения требований законодательства и необходимости освобождения самовольно занятой части земельного участка и приведении границ в соответствие с координатами характерных точек границ земельного участка, установленным по документам. ДД.ММ.ГГГГ было проведено повторное выездное обследование земельного участка, в ходе которого был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ №. В ходе обследования установлено, что фактические границы земельного участка закреплены на местности металлическим забором, доступ на участок ограничен. На земельном участке расположен двухэтажный жилой дом, металлический контейнер. Согласно сведениям ЕГРН в пределах земельного участка расположен объект недвижимости: здание с кадастровым номером 50:16:0203004:346 - жилой дом площадью 46,2 кв.м, год постройки 1937 (без координат границ). При сопоставлении результатов топографо-геодезической съемки и сведений, содержащихся в ЕГРН, установлено, что общая площадь используемого земельного участка и конфигурация фактических границ, закрепленных на местности забором, не соответствует местоположению границ земельного участка с кадастровым номером 50:16:0203004:224, сведения о которых содержатся в ЕГРН. Площадь обследуемого земельного участка по фактической границе, закрепленной на местности забором, составляет 1076 (одна тысяча семьдесят шесть) кв.м. По сведениям, содержащихся в ЕГРН, установлено, что общая площадь земельного участка с кадастровым номером 50:16:0203004:224 составляет 1 000 кв.м. Имеется пересечение с границами смежного земельного участка с кадастровым номером 50:15:0000000:71610 и наложение площадью 34 кв.м. Фактическое ограждение земельного участка с кадастровым номером 50:16:0203004:224 с восточной стороны частично расположено на территории земель, государственная собственность на которую не разграничена. Таким образом, площадь наложения фактических границ обследуемого земельного участка составляет 76 кв.м: на земли неразграниченной государственной собственности - 42 кв.м.; наложение на смежный земельный участок - 34 кв.м. Учитывая, что ответчик Акимова И.В. самовольно использует земельный участок площадью 42 кв.м., администрация Богородского городского округа вынуждена обратиться в суд за восстановлением нарушенного права.
Представитель истца Администрации Богородского городского округа <адрес> в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие.
Ответчик Акимова И.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом под расписку.
Поскольку ответчик об уважительности причин неявки в судебное заседание не сообщил, ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие не заявил, суд на основании ст. 233 ГПК РФ определил рассматривать дело в порядке заочного производства.
Представитель 3-го лица Управления Росреестра по <адрес> в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом. Суд счёл возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, земельный участок с кадастровым номером 50:16:0203004:224 является объектом государственного кадастрового учета, местоположение границ участка установлено в соответствии с требованиями земельного законодательства, т.е. характерные точки границ земельного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
Согласно сведениям из ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером 50:16:0203004:224, площадью 1 000 кв.м., категория земель - «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: <адрес>, ТА Мамонтовского с.о., д. Щекавцево, <адрес>, принадлежит на праве собственности Акимовой И.В.
ДД.ММ.ГГГГ в ходе выездного обследования земельного участка в рамках муниципального земельного контроля было установлено, что фактические границы земельного участка с кадастровым номером 50:16:0203004:224, площадью 1 000 кв.м. не соответствуют сведениям, содержащимся в ЕГРН, вследствие чего был составлен акт от 20.06,2022 №.
ДД.ММ.ГГГГ Акимовой И.В. было направлено письмо о недопустимости нарушения требований законодательства и необходимости освобождения самовольно занятой части земельного участка и приведении границ в соответствие с координатами характерных точек границ земельного участка, установленным по документам.
ДД.ММ.ГГГГ было проведено повторное выездное обследование земельного участка, в ходе которого был составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ №. В ходе обследования установлено, что фактические границы земельного участка закреплены на местности металлическим забором, доступ на участок ограничен.
На земельном участке расположен двухэтажный жилой дом, металлический контейнер.
Согласно сведениям ЕГРН в пределах земельного участка расположен объект недвижимости: здание с кадастровым номером 50:16:0203004:346 - жилой дом площадью 46,2 кв.м, год постройки 1937 (без координат границ).
При сопоставлении результатов топографо-геодезической съемки и сведений, содержащихся в ЕГРН, установлено, что общая площадь используемого земельного участка и конфигурация фактических границ, закрепленных на местности забором, не соответствует местоположению границ земельного участка с кадастровым номером 50:16:0203004:224, сведения о которых содержатся в ЕГРН.
Площадь обследуемого земельного участка по фактической границе, закрепленной на местности забором, составляет 1 076 кв.м. По сведениям, содержащихся в ЕГРН, установлено, что общая площадь земельного участка с кадастровым номером 50:16:0203004:224 составляет 1 000 кв.м.
Имеется пересечение с границами смежного земельного участка с кадастровым номером 50:15:0000000:71610 и наложение площадью 34 кв.м.
Фактическое ограждение земельного участка с кадастровым номером 50:16:0203004:224 с восточной стороны частично расположено на территории земель, государственная собственность на которую не разграничена.
Таким образом, площадь наложения фактических границ обследуемого земельного участка составляет 76 кв.м: на земли неразграниченной государственной собственности - 42 кв.м.; наложение на смежный земельный участок - 34 кв.м.
Земли неразграниченной государственной собственности площадью 42 кв.м огорожены забором, что указывает на использование данной территории Акимовой И.В.
Каких-либо документов, подтверждающих право на использование земельного участка площадью 42 кв.м Акимовой И.В. не представлено.
Правоустанавливающие и правоудостоверяюшие документы на самовольно занятый земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, Акимовой И.В. не предоставлены.
Сведения о зарегистрированном праве Акимовой И.В. на самовольно занятый земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
Таким образом, на основании проведенного обследования земельного участка с кадастровым номером 50:16:0203004:224 установлено, что нарушения земельного законодательства не устранено.
Подпунктом 35, пункта 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что к вопросам местного значения муниципального района, относится осуществление муниципального земельного контроля на межселенной территории муниципального района.
В соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> и органами государственной власти <адрес>", <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ "О внесении изменений в <адрес> "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> и органами государственной власти <адрес>" и "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями <адрес>" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> наделены государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района.
Поскольку земельный участок расположен на территории Богородского городского округа <адрес>, то полномочия по осуществлению муниципального земельного контроля входят в компетенцию администрации Богородского городского округа <адрес>.
В соответствии с Земельным кодексом РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающим правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9 - 11 настоящего кодекса.
Пунктом 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ установлены полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений, согласно которому, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
На основании п. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: 1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; 2) самовольного занятия земельного участка; 3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
На основании ст. 72 указанного выше Кодекса под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи (п. 2).
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений (абз.3 п. 3).
В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора (п. 5).
В срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии акта проверки, указанного в пункте 5 настоящей статьи, орган государственного земельного надзора обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления (п. 6).
Порядок взаимодействия органов государственного земельного надзора с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, устанавливается Правительством Российской Федерации (п. 7).
В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, привлечение к ответственности за выявленное нарушение осуществляется в соответствии с указанным законодательством (п. 8).
Пунктом 3 ст. 76 устанавливает возмещение вреда, причиненного земельными правонарушителями, а именно, приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их загрязнении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Учитывая, что границы участка ответчика определены в ЕГРН по результатам межевания (кадастровых работ) и требований о признании данных работ недействительными не заявлено, в ходе судебного разбирательства установлено несоответствие фактических границ земельного участка с границами, установленными в ЕГРН по результатам кадастровых работ, Акимова И.В. продолжает самовольно использовать земельный участок площадью 1 076 кв.м, суд приходит к выводу, что ответчиком допущено нарушение земельного законодательства, выразившееся в невыполнении или несвоевременном выполнении обязанностей по проведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, а потому исковые требования истца об освобождении самовольно запользованного земельного участка и демонтаже ограждения подлежат удовлетворению.
Суд считает обоснованно заявленными требования о возложении на Акимову И.В. обязанности освободить самовольно запользованный земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, площадью 42 кв.м, путем демонтажа ограждения.
Определяя срок, в течение которого ответчиком должны быть произведены действия по приведении границ земельного участка в соответствие со сведениями ГКН, и освобождении самовольно запользованного земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, суд считает возможным установить срок – 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу, который отвечает требованиям разумности.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации Богородского городского округа <адрес> к Акимовой И. В. об освобождении самовольно запользованного земельного участка, демонтаже ограждения – удовлетворить частично.
Обязать Акимову И. В. привести границы земельного участка с кадастровым номером 50:16:0203004:224, площадью 1 000 кв.м., категория земель - «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования - «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенный по адресу: <адрес>, ТА Мамонтовского с.о., д. Щекавцево, <адрес>, в соответствие со сведениями, содержащимися в ЕГРН.
Обязать Акимову И. В. в течение тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу освободить самовольно запользованный земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, площадью 42кв.м. путем демонтажа ограждения в границах координат:
Площадь запользованного земельного участка 42 кв.м. | ||
Обозначение характерных точек границ | Координаты, м | |
X | У | |
5 | 494 744,23 | 2 252 756,37 |
6 | 494 742,70 | 2 252 751,64 |
9 | 494 758,28 | 2 252 744,79 |
Взыскивать с Акимовой И. В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт 4600 566810, в пользу администрации Богородского городского округа <адрес>, ИНН 5031006040, ОГРН 04034674, судебную неустойку в размере 500 (пятьсот) рублей за каждый день просрочки исполнения судебного акта, начиная взыскание с 31 дня после вступления решения суда в законную силу и по день фактического исполнения решения.
В удовлетворении исковых требований Администрации Богородского городского округа <адрес> к Акимовой И. В. в большем размере – отказать.
Разъяснить ответчику, что он вправе подать в Ногинский городской суд заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано ответчиком в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ногинский городской суд <адрес> в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Заочное решение суда может быть обжаловано иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, – в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Усова А.В.