П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
<адрес изъят>
29 декабря 2020 года Дело <номер изъят>
Судья Дербентского городского суда Республики Дагестан Тагирова Н.Х., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении Самурханова Казихана Атлухановича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес изъят> Республики Дагестан, проживающего в <адрес изъят>, по ч.4 ст.12.2 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ в отношении Самурханова К.А. составлен протокол об административном правонарушении по ч.4 ст. 12.2 КоАП РФ.
Из данного протокола следует, что Самурханов К.А. ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 40 минут по адресу: РД, <адрес изъят>, управлял автомобилем Лексус GS - 350, с заведомо подложными государственными регистрационными знаками - А111СК 05 РУС, вместо государственных регистрационных знаков О073ХА 05 РУС, который зарегистрирован за указанным транспортным средством, согласно специализированному государственному учету.
Тем самым, совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.4 ст. 12.2 КоАП РФ.
В судебном заседании Самурханов К.А. не выразил возражение о рассмотрении дела Дербентским городским судом, при этом пояснил, что виновным себя в совершении административного нарушения не признает, поскольку в соответствии с положением ст. 1.5 КоАП РФ - Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и установлена вступившим в законную силу постановлением суда. Более того, согласно основным принципам и нормам КоАП РФ, лицо в отношении, которого ведется производство по делу об административном правонарушении не обязано доказывать свою невиновность, поскольку тяготы по доказыванию в суде обстоятельств, послуживших основанием для вынесения в отношении него административного протокола и осуществления сбора доказательств по административному делу, должно осуществляться представителем органа, составившего административный протокол. В связи с чем предложил получить пояснения лица, составившего административный протокол.
ИДПС взвода ОР ОСР ДПС ГИБДД МВД по РД ФИО3 в зале судебного заседания признал, что при составлении протокола об административном правонарушении были допущены процессуальные нарушения, в связи с чем, не возражал о прекращении производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.
При этом в судебном заседании ФИО3 пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ, примерно в 10 часов 00 минут он на служебной автомашине ДПС прибыл в <адрес изъят> из <адрес изъят>, для осуществления рейдовых мероприятий, направленных на выявление и пресечение административных правонарушений, закрепленных главой 12 КоАП РФ.
В ходе этого, им была примечена автомашина марки Лексус GS - 350, следовавшая по ул. <адрес изъят> в сторону <адрес изъят> по проспекту Агасиева в <адрес изъят>. На данной автомашине были установлен подложные регистрационные знаки - А111СК 05 РУС, которые согласно специализированному государственному учету числятся за автомашиной марки «ВОЛЬВО». Более того, также имелась информация, что на данной автомашине передвигается следователь Дербентского МРСО СУ СК РФ по РД
ФИО1 В этой связи он на служебной автомашине, в которой на переднем лобовом стекле установлен штатный видео регистратор, проследовал за данным транспортным средством и, находясь у <адрес изъят> по указанному выше адресу, по устройству громкой связи потребовал у водителя остановить свое транспортное средство. Данная автомашина как он и предполагал, находилась под управлением следователя ФИО1 Затем, он потребовал у ФИО1 водительское удостоверение и документы на автомашину, а также объявил ему причину остановки, то есть факт наличия на управляемом им транспортном средстве заведомо подложных государственных регистрационных знаков, не соответствующих техническому паспорту автомобиля. После этого, ФИО1 демонтировал подложные регистрационные знаки со своего автомобиля и положил их в ее багажное отделение, при этом отказавшись их добровольно выдать. Все данные действия записывались на видеорегистратор, установленный в служебной автомашине, которая находилась позади автомашины ФИО1
После этого, в отношении Самурханова К.А. был составлен административный протокол по ч.4 ст. 12.2 КоАП РФ. При составления протокола в отношении Самурханова К.А., какие-либо сотрудники подразделения Следственного комитета Российской Федерации вызваны не были, все процессуальные действия в отношении него производились в общем порядке. При этом, им какие-либо действия, направленные на изъятие у Самурханова К.А. подложных государственных регистрационных знаков, в том числе составление дополнительного протокола за неповиновения требованиям сотрудника полиции, предусмотренного ст. 19.3 КоАП РФ, а также составления и регистрация соответствующего рапорта, либо составления акта об отказе выдачи требуемых предметов не производились, поскольку он посчитал, что видеозапись событий производимых на видеорегистратор будет достаточным доказательством вины Самурханова К.А. в суде.
После завершения всех действий была произведена выемка видеозаписи с видеорегистратора для предоставления в суд в качестве приложения к административному протоколу. Однако, данная видеозапись оказалась некачественной, то есть на ней отсутствует звук и на видеозаписи не видны какие именно государственные регистрационные знаки были установлены на управляемом Самурхановым К.А. транспортном средстве, при указанных выше событиях. Более того, регистрационные знаки, которые Самурханов К.А. отказался выдавать он лишь видел визуально, но при этом их не трогал и не исследовал и в настоящее время он не может утверждать, что они были металлическими и являлись ли государственными регистрационными знаками установленного образца, формы и вида, поскольку не обладает экспертными познаниями в данной отрасли.
В соответствии с ч.4 ст.12.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за управление транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками.
В силу пункта 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации), запрещается эксплуатация транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки.
Как указано в пункте 4 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20, при решении вопроса о наличии в действиях лица состава административного правонарушения, выражающегося в управлении транспортным средством нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками (часть 1 статьи 12.2 КоАП РФ), следует руководствоваться примечанием к данной статье, согласно которому государственный регистрационный знак признается нестандартным, если он не соответствует требованиям, установленным законодательством о техническом регулировании, связанным с условиями эксплуатации государственных регистрационных знаков (например, нарушение целостности покрытия государственного регистрационного знака), и нечитаемым, когда с расстояния двадцати метров не обеспечивается прочтение в темное время суток, хотя бы, одной из букв или цифр заднего государственного регистрационного знака (в частности, в связи с неисправностью штатных фонарей освещения заднего государственного регистрационного знака), а в светлое время суток хотя бы одной из букв или цифр переднего или заднего государственного регистрационного знака.
При квалификации действий лица по части 3 (установка на транспортном средстве заведомо подложных государственных регистрационных знаков) или 4 (управление транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками) статьи 12.2 КоАП РФ под подложными государственными регистрационными знаками следует понимать знаки:
не соответствующие требованиям, установленным законодательством о техническом регулировании, в части нарушений при их изготовлении требований национального стандарта Российской Федерации относительно технических условий и конструкторской документации (в частности, государственные регистрационные знаки (в том числе один из них), не соответствующие основным размерам таких знаков, предназначенных для определенной группы транспортных средств; форма и характер начертания, толщина линий цифр и букв, применяемых на лицевой стороне которых, изменены);
изготовленные в соответствии с техническими требованиями государственные регистрационные знаки (в том числе один из них), в которые были внесены изменения, искажающие нанесенные на них символы, в частности один из них (например, выдавливание, механическое удаление символа (символов), подчистка, подкраска), и допускающие иное прочтение государственного регистрационного знака;
соответствующие техническим требованиям государственные регистрационные знаки (в том числе один из них), отличные от внесенных в регистрационные документы данного транспортного средства (например, выдававшиеся на данное транспортное средство ранее (до внесения изменений в регистрационные документы транспортного средства), либо выданные на другое транспортное средство, либо не выдававшиеся в установленном порядке).
Соответствующий подход выражен Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24 декабря 2014 года, а также в ряде постановлений Верховного Суда Российской Федерации, в том числе в постановлениях от 26 января 2015 г. N 34-AДI4-8, от 6 июля 2016 г. N 36-AДI6-5, от 15.08.2016 N 5-АДI6-95, от 01.12.2016 N 5-АДI6-234 и других, где указано, что под подложными государственными регистрационными знаками, в частности, следует понимать государственные регистрационные знаки, изготовленные не на предприятии изготовителя в установленном законом порядке, либо государственные регистрационные знаки с какими-либо изменениями, искажающими нанесенные на них предприятием-изготовителем символы, а также государственные регистрационные знаки, выданные при государственной регистрации другого транспортного средства.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Вышеприведенные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличии в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса, законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
В соответствии с частью 1 статьи 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы.
В соответствии с ч.l ст.26.5 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы.
В соответствии с ч.2 ст.26.5 КоАП РФ в случае необходимости при взятии проб и образцов применяются фото и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.
В соответствии с ч.3 ст.26.5 КоАП РФ о взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный статьей 27.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.1 ст.26.6 КоАП РФ под вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении понимаются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы.
В соответствии с ч.2 ст.26.6 КоАП РФ вещественные доказательства в случае необходимости фотографируются или фиксируются иным установленным способом и приобщаются к делу об административном правонарушении. О наличии вещественных доказательств делается запись в протоколе об административном правонарушении или в ином протоколе, предусмотренном настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.3 ст.26.6 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном право нарушении, обязаны принять необходимые меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств до разрешения дела по существу, а также принять решение о них по окончании рассмотрения дела.
В соответствии со ст.27.10 КоАП РФизъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного право нарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства, осуществляется лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3, 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи (часть 1).
Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов, осуществляется лицами, указанными в статье 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи (часть 2).
В случае необходимости при изъятии вещей и документов применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств (часть 4).
Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении, в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения или в протоколе об административном задержании. Об изъятии водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), удостоверения судоводителя, удостоверения пилота делается запись в протоколе административном правонарушении или в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения (часть 5).
В протоколе об изъятии вещей и документов указываются сведения о виде и реквизитах изъятых документов, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках изъятых вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов (часть 6).
В протоколе об изъятии вещей и документов делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации документов. Материалы, полученные при изъятии вещей и документов с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу (часть 7).
Протокол об изъятии вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, а также понятыми в случае их участия. В случае отказа лица, у которого изъяты вещи и документы, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается лицу, у которого изъяты вещи и документы, или его законному представителю (часть 8).
В случае необходимости изъятые вещи и документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия. Изъятые вещи и документы до рассмотрения дела об административном правонарушении хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие вещей и документов, в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти (часть 9).
Государственный регистрационный знак в качестве вещественного доказательства по делу в предусмотренном статьями 26.5 и 27.10 КоАП РФне изъят и не представлен в материалы дела, что препятствует назначению экспертизы для выяснения вопросов, имеющих значение для правильного разрешения настоящего дела, и вызову в судебное заседание специалиста, обладающего специальными познаниями, для выяснения вопроса о подложности государственного регистрационного знака.
Подложность государственных регистрационных знаков по, делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи ст.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должна быть доказана в установленном законом порядке.
При этом в случае установления, в том числе с помощью экспертизы, того, что государственные регистрационные знаки не являются подложными, действия водителя транспортного средства могут быть квалифицированы в соответствии с иными нормами, содержащимися в статье 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, доказательств, которые могли бы объективно свидетельствовать о подложности государственного регистрационного знака, установленного на транспортном средстве, государственный регистрационный знак, в материалах дела не имеется.
Представленная в материалы дела видеозапись является неинформативной, она не отображает государственные регистрационные знаки на ТС, что препятствует установлению обстоятельств дела:
1) управления транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками;
2) управления транспортным средством без государственных регистрационных знаков, а равно управление транспортным средством без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков либо управление транспортным средством с государственными регистрационными знаками, видоизмененными или оборудованными с применением устройств или материалов, препятствующих идентификации государственных регистрационных знаков, либо позволяющих их видоизменить или скрыть;
3) установки на транспортном средстве заведомо подложных государственных регистрационных знаков;
4) управление транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками.
Из содержания частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах, отсутствуют доказательства совершения административного правонарушения, предусмотренного частями 1-4 ст.12.2 КоАП РФ, что влечет недопустимость переквалификации административного правонарушения.
Кроме того, в соответствии со ст. 1.5. КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность,
4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно ч. 2 ст. 1.4 КоАП РФ особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров сотрудников Следственного комитета Российской Федерации и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Как было установлено в судебном заседании, при составления в отношении Самурханова К.А. административного протокола в отношении него, как действующего сотрудника Следственного Комитата Российской Федерации особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности - соблюдены не были.
При этом, согласно с ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
отсутствие события административного правонарушения;
В соответствии с п.2 ч.1 ст.29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном право нарушении.
В соответствии с п.1 ч.1.1 ст.29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.
В данном случае представитель органа, составившего административный протокол - ФИО3 не представил суду какие-либо доказательства, свидетельствующие о наличии событий административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.12.2 КоАП РФ, в связи с чем, производство по делу об административном правонарушении следует прекратить
На основании изложенного, руководствуясь ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Самурханова Казихана Атлухановича, 13.03.1982 года рождения, уроженца и проживающего с.Сыртыч Табасаранского района Республики Дагестан в совершении правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.12.2 КоАП РФ, прекратить по основаниям отсутствия события административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Н.Х. Тагирова