дело №2-388/2023
10RS0014-01-2023-000834-15
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 октября 2023 года посёлок Пряжа
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Прохорова А.Ю., с участием прокурора Нефедова В.О., представителей истца Юнтунен Г.Н. – Селифановой Н.В., Раевской Е.А., ответчика Юнтунен И.В., его представителя Полевой С.Б., при секретаре Борововой И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юнтунен Г. Н. к Юнтунен И. В. о признании утратившим право пользования жилым помещением и выселении,
УСТАНОВИЛ:
Иск предъявлен по тем основаниям, что в период с 19.06.2007 по 11.02.2016 стороны состояли в браке. Фактически отношения между сторонами прекращены в апреле 2023 года, совместное проживание невозможно, в связи с чем истец вынуждена проживать в доме своих родителей. Стороны зарегистрированы по адресу: <адрес>, где в настоящее время проживает ответчик. Квартира находится в собственности у истца и её детей Мягеляйнен М.Т. и А., приобретена после расторжения брака 26.08.2016. Собственником квартиры ответчик никогда не являлся, квартира не является совместно нажитым имуществом супругов, ответчик не несет бремени её содержания. На основании изложенных в иске обстоятельств просит суд признать ответчика утратившим право пользования жилым помещением и выселить из квартиры.
Третье лицо Мягеляйнен М.Т. в отзыве на иск полагала его подлежащим удовлетворению.
Несовершеннолетний А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, привлеченный к участию в деле на основании части 3 статьи 37 ГПК РФ, в возражениях на иск полагал его не подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании представители истца поддержали изложенную в иске позицию.
Ответчик и его представитель в судебном заседании полагали иск не подлежащим удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле (истец, третье лицо Мягеляйнен М.Т., несовершеннолетний А., представитель ОМВД России по Пряжинскому району в лице миграционного пункта) в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск обоснованным, установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.
Стороны состояли в браке в период с 19.06.2007 по 13.06.2016, имеют общего несовершеннолетнего сына А. ДД.ММ.ГГГГ истец, действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына, а также Мягеляйнен М.Т. (дочь истца от предыдущего брака) приобрели квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Данная квартира в настоящее время находится в общей долевой собственности указанных лиц (л.д. 49-50), ответчик собственником квартиры не является.
В квартире в настоящее время зарегистрированы истец, ответчик и несовершеннолетний А. (л.д. 15).
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец выражает несогласие с фактом регистрации и проживания ответчика в квартире, долевым собственником которой является, аналогичной позиции придерживается третье лицо Мягеляйнен М.Т.
В силу части 2 стати 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных жилищным законодательством, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности (статья 10 ЖК РФ).
Право собственности, являясь абсолютным гражданским правом, предоставляет собственнику защиту от любых действий, как связанных с лишением владения (виндикационный иск – статья 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, ГК РФ), так и без таковых (негаторный иск – статья 304 ГК РФ).
Одной из правовых форм защиты вещных прав собственника жилого помещения является выселение лиц, владеющих и пользующихся жилым помещением без правовых оснований.
В силу части 1 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласно разъяснениям пункта 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» по общему правилу, в соответствии с частью 4 статьи 31 ЖК Российской Федерации в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи. Это означает, что бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его (часть 1 статьи 35 ЖК Российской Федерации). В противном случае собственник жилого помещения вправе требовать их выселения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения. По смыслу частей 1 и 4 статьи 31 ЖК Российской Федерации, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде, признание брака недействительным.
Согласно пункту 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия – в порядке, устанавливаемом судом.
Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации (статья 247 ГК РФ). Пунктом 1 статьи 288 ГК РФ предусмотрено, что собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
В соответствии со статьей 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
По смыслу приведенных норм, возникновение права пользования жилым помещением, находящимся в общей долевой собственности, обусловлено соблюдением определенных условий, таких как вселение в данное жилое помещение и проживание в нем в качестве члена семьи только с согласия всех сособственников. Такой подход согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики за первый квартал 2010 года, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.06.2010 (вопрос 4).
В связи с изложенным, положения части 2 статьи 31 ЖК РФ, согласно которой члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи, подлежат применению к рассмотрению гражданских дел подобной категории с учетом изложенных ограничений.
То обстоятельство, что ответчик является членом семьи долевого собственника квартиры Юнтунен И.В. (отцом), при отсутствии согласия со стороны иных долевых собственников, права на проживание ответчика в спорном жилом помещении не порождает.
Не влияет на обоснованность позиции ответчика и то обстоятельство, что спорная квартира приобретена, в том числе, с использованием средств материнского (семейного) капитала.
В соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» жилое помещение, приобретенное с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.
В соответствии со статьями 38, 39 Семейного кодекса Российской Федерации (СК РФ) разделу между супругами подлежит только общее имущество, нажитое ими во время брака. К нажитому во время брака имуществу (общему имуществу супругов) относятся в том числе полученные каждым из них денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (пункт 2 статьи 34 СК РФ).
Имея специальное целевое назначение, средства материнского (семейного) капитала не являются совместно нажитым имуществом супругов и не могут быть разделены между ними (определения Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2019 №18-КГ19-57, от 19.04.2023 №1-КАД23-2-К3).
При этом доли в праве собственности на жилое помещение, приобретенное с использованием средств материнского (семейного) капитала, определяются исходя из равенства долей родителей и детей на средства материнского (семейного) капитала, а не на все средства, за счет которых было приобретено жилое помещение (пункт 13 Обзора судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22.06.2016).
Право собственности Юнтунен Г.Н. и её детей на квартиру зарегистрировано и не оспорено, оспаривание такого права возможно только в судебном порядке (часть 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Изложенное означает обоснованность исковых требований и необходимость их удовлетворения.
Согласно части 4 статьи 31 ЖК РФ если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда.
В судебном заседании установлено, что ответчик не имеет в собственности иного жилого помещения или права пользования другим жилым помещением, вместе с тем он трудоспособен, работает и не имеет подтвержденных материалами дела хронических заболеваний.
С учетом необходимости времени для поиска иного жилого помещения и денежных средств на его приобретение, длительность проживания ответчика в спорном жилье. учитывая разъяснения, содержащиеся в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», суд полагает необходимым сохранить за ответчиком право пользования спорным жилым помещением сроком на один месяц со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании статьи 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Признать Юнтунен И. В. (паспорт <данные изъяты>) утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, и выселить его из указанного жилого помещения.
Сохранить за Юнтунен И. В. право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, сроком на один месяц со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Юнтунен И. В. в пользу Юнтунен Г. Н. (паспорт <данные изъяты>) расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Ю. Прохоров
В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение по делу составлено 24 октября 2023 года, последний день для подачи апелляционной жалобы – 24 ноября 2023 года