Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-6149/2022 ~ М-5521/2022 от 08.08.2022

УИД 31RS0016-01-2022-008021-20                                                                       К О П И Я

Дело № 2-6149/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Белгород                                                                                           28 сентября 2022 года

Октябрьский районный суд г. Белгорода в составе:

председательствующего судьи Семенова В.И.,

при секретаре Кононовой И.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яркова Сергея Владимировича к Министерству здравоохранения Белгородской области о возложении обязанности обеспечивать лекарственным препаратом,

с участием истца Яркова С.В., его представителя Латыповой Д.А. (по доверенности), представителя ответчика Министерства здравоохранения Белгородской области – Сиротенко А.В. (по доверенности),

У С Т А Н О В И Л:

Ярков С.В., года рождения, является инвалидом <данные изъяты>. Ему установлен диагноз: <данные изъяты> Также обнаружена <данные изъяты>

06.06.2022 ОГБУЗ «Яковлевская ЦРБ» провела врачебную комиссию и назначила Яркову С.В. на постоянной основе по жизненным показаниям лекарственный препарат <данные изъяты>

Ссылаясь на наличие <данные изъяты> и связанную с ним инвалидность, нуждаемость по жизненным показаниям в лечении лекарственным препаратом <данные изъяты> назначение которого является единственно возможным лечением, что также установлено заключением врачебной комиссии, обращение к ответчику с заявлением об обеспечении указанным лекарственным препаратом, которое оставлено без ответа, Ярков С.В. обратился в суд с иском, в котором просил возложить на Министерство здравоохранения Белгородской области обязанность обеспечить его лекарственным препаратом <данные изъяты> производимым компанией Биоген Айдек Лимитед (Великобритания), в соответствии с протоколом врачебной комиссии ОГБУЗ «Яковлевская ЦРБ» от 06.06.2022 по жизненным показаниям на постоянной основе в объеме и дозировке согласно инструкции к препарату <данные изъяты> обратить решение суда к немедленному исполнению. Указал, что диагностированное ему заболевание спинальная мышечная атрофия включено в Перечень редких <данные изъяты>, однако не включено в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфаных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержденный постановлением Правительства РФ № 403 от 26.02.2012. При этом заболевание имеет тяжелое прогрессирующее течение. Прием лекарственного средства «Спинраза» (Нусинерсен) позволит стабилизировать процесс и предупредить прогрессирование спинальной атрофии и осложнений.

В судебное заседание истец Ярков С.В. и представитель истца Латыпова Д.А. (по доверенности), иск по изложенным в нем основаниям поддержали.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Белгородской области – Сиротенко А.В. (по доверенности) иск не признал, при этом не оспаривал необходимость применения Ярковым С.В. лекарственного препарата <данные изъяты> согласование статей расхода в местном бюджете на его приобретение, подачу заявки на заключение государственного контракта.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности иска и его частичном удовлетворении.

Ярков С.В., года рождения, является инвалидом <данные изъяты>, что подтверждается справкой МСЭ-2006

На основании врачебного заключения ОГБУЗ «Яковлевская ЦРБ» истцу установлен диагноз: <данные изъяты> Также обнаружена <данные изъяты>

Определением Яковлевского районного суда Белгородской области от 07.07.2022 года по гражданскому делу № 2-732/2022 утверждено мировое соглашение, по которому: «ОГБУЗ «Яковлевская ЦРБ» обязуется в срок до 08 июля 2022 года провести врачебную комиссию и назначить Яркову С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственный препарат <данные изъяты> производимого компанией <данные изъяты> на постоянной основе по жизненным показаниям с указанием дозировки и интервала введения в соответствии с инструкцией к препарату <данные изъяты> ОГБУЗ «Яковлевская ЦРБ» обязуется в срок до 08 июля 2022 года выдать Яркову С.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения или его представителю заверенную копию протокола врачебной комиссии по назначению лекарственного препарата <данные изъяты> ОГБУЗ «Яковлевская ЦРБ» обязуется не отменять, не изменять врачебную комиссию Яркову С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения по назначению лекарственного препарата <данные изъяты> производимого компанией <данные изъяты> без согласия истца. Ярков С.В. отказывается от взыскания судебных расходов с ОГБУЗ «Яковлевская ЦРБ», связанных с настоящим гражданским делом». Определение суда вступило в законную силу.

06.06.2022 ОГБУЗ «Яковлевская ЦРБ» провела врачебную комиссию и назначила Яркову С.В. на постоянной основе по жизненным показаниям лекарственный препарат <данные изъяты>, что подтверждается протоколом заседания врачебной комиссии

Ярков С.В. направил в адрес Министерства здравоохранения Белгородской области заявление об обеспечении его лекарственным препаратом <данные изъяты> ответа на которое не поступило. До настоящего времени не обеспечен данным лекарственным препаратом.

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Из приведенных норм Конституции Российской Федерации следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья.

В развитие положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно статье 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В соответствии с ч.ч. 1, 3, 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» паллиативная медицинская помощь представляет собой комплекс мероприятий, включающих медицинские вмешательства, мероприятия психологического характера и уход, осуществляемые в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан и направленные на облегчение боли, других тяжелых проявлений заболевания.

Паллиативная медицинская помощь оказывается в амбулаторных условиях, в том числе на дому, и в условиях дневного стационара, стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи. Медицинские организации, оказывающие паллиативную медицинскую помощь, осуществляют взаимодействие с родственниками и иными членами семьи пациента или законны представителем пациента, лицами, осуществляющими уход за пациентом, добровольцами (волонтерами), а также организациями социального обслуживания, религиозными организациями, организациями, указанными части 2 статьи 6 названного Федерального закона, в том числе, в целях предоставления такому пациенту социальных услуг, мер социальной защиты (поддержки) в соответствии с законодательством Российской Федерации, меры психологической поддержки и духовной помощи.

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Наличие у Яркова С.В. тяжелого заболевания и его нуждаемость для жизнеобеспечения лекарственным препаратом «Спинраза» (Нусинерсен) представителем ответчика не оспаривалось.

Статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 № 2299 (далее - Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также устанавливает требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что источниками финансового обеспечения Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан для осуществления органами местного самоуправления), средства обязательного медицинского страхования.

За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляются: обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение № 1). Согласно названному перечню право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют инвалиды I группы.

Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети «Интернет» (часть 2 статьи 44 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2012 № 403 утвержден Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности.

Препарат <данные изъяты> включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 № 2406-р.

Из приведенных нормативных положений федерального законодательства в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями.

К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации граждан необходимыми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения. По жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации к индивидуальному применению пациентом может быть назначено лекарственное средство, не входящее в соответствующий стандарт медицинской помощи и (или) перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Определением Яковлевского районного суда Белгородской области от 07.07.2022 года установлено, что препарат <данные изъяты> является зарегистрированным эффективным патогенетическим средством терапии больных с тяжелой прогрессирующей наследственной патологией в виде спинальной мышечной атрофии. Терапия данным лекарственным препаратом носит постоянный характер на протяжении всей жизни человека. Порядок его введения объем и дозировка указаны в инструкции.

Таким образом, необеспечение истца данным препаратом на постоянной основе повлечет нарушение его права на жизнь и здоровье.

В ходе судебного разбирательства доказательств того, что Ярков С.В. обеспечен лекарственным препаратом <данные изъяты> стороной ответчика не представлено.

На недопустимость отказа гражданам, страдающим редкими заболеваниями, в лекарственном обеспечении за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации указано Министерством здравоохранения Российской Федерации в письме от 08.07.2013 № 21/6/10/2-4878. В этом же письме разъяснено, что Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.

Таким образом, исковые требования Яркова С.В. подлежат удовлетворению.

В силу ч. 1 ст. 212 Гражданского процессуального кодекса РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Суд полагает, что отсутствуют основания для обращения решения суда к немедленному исполнению.

Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика Министерства здравоохранения Белгородской области – Сиротенко А.В., в настоящее время в Закон Белгородской области «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» внесены изменения, выделено финансирование на закупку лекарственных препаратов, в системе ЕИС Закупки объявлено проведение электронного аукциона на заключение государственного контракта на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Нусинурсен на 2022 год (), разработан проект государственного контракта на поставку указанного лекарственного препарата, организациями-поставщиками медицинской продукции предоставлены коммерческие предложения с указанием стоимости препарата.

Суд полагает необходимым отметить, что исполнение решения суда первой инстанции предполагает соблюдение ответчиком процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», требующих временных затрат, что исключает возможность немедленного исполнения решения суда. По тем же мотивам суд отклоняет доводы представителя истца о возможности ответчика получить кредиты, транши в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», поскольку на подачу заявки и её одобрение также необходимо время.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Возложить на Министерство здравоохранения Белгородской области обязанность обеспечить Яркова Сергея Владимировича родившегося ДД.ММ.ГГГГ года рождения в г. Строитель Яковлевского района Белгородской области (паспорт серии ), лекарственным препаратом <данные изъяты> производимым компанией <данные изъяты> в соответствии с протоколом врачебной комиссии ОГБУЗ «Яковлевская ЦРБ» от 06.06.2022 года по жизненным показаниям на постоянной основе в объеме и дозировке согласно инструкции к препарату <данные изъяты> отказав в остальной части иска.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданском делам Белгородского областного суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Белгорода.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-6149/2022 ~ М-5521/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ярков Сергей Владимирович
Ответчики
Министерство здравоохранения Белгородской области
Суд
Октябрьский районный суд г. Белгорода
Судья
Семенов Василий Иванович
Дело на сайте суда
oktiabrsky--blg.sudrf.ru
08.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.08.2022Передача материалов судье
12.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.09.2022Подготовка дела (собеседование)
07.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.09.2022Судебное заседание
03.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.01.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее