Дело № 5-243/2022
УИД: 18RS0013-01-2022-000665-68
Завьяловский районный суд Удмуртской Республики
427000 Удмуртская Республика, Завьяловский район, с. Завьялово, ул. Речная, д. 17
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
01 апреля 2022 года село Завьялово УР
Судья Завьяловского районного суда Удмуртской Республики Тимофеева ЕВ,
с участием:
- помощника Удмуртского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФАА,
- представителя Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике» Костяевой Н,В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на 3 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также – КоАП РФ),
в отношении Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике»,
У С Т А Н О В И Л :
Удмуртской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в декабре 2021 года проведена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства, выявлены нарушения в деятельности Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике» (далее – ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР) при следующих обстоятельствах.
В учреждении используются облучатели медицинские бактерицидные «Азов» модели ОБРН 2х15 (далее – бактерицидные облучатели) в количестве 9 штук, из них 1 установлен в банно-прачечном комбинате, 1 в зале ожидания, 1 клубе жилой зоны, 1 в комнате проведения краткосрочных свиданий, 1 в столовой жилой зоны, 1 используется в комнатах длительных свиданий, а 3 бактерицидных облучателя используется в зданиях общежитий осужденных. В соответствии с паспортом на указанные изделия производительность облучателей при бактерицидной эффективности 99% составляет 90м3/час.
В ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР суммарная площадь зданий общежитий осужденных 2 568 м2, что составляет около 6 422 м3.
Таким образом, использование имеющихся бактерицидных облучателей в ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР с учетом их производительности является явно недостаточным для обработки площади зданий общежитий осужденных 2 568 м2 (объем около 6 422 м3).
На текущий момент имеется потребность в облучателях-рециркуляторах в количестве 22 штук производительностью не менее 90 куб.м/час.
В судебном заседании представитель ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР Костяева Н,В. вину в совершенном правонарушении признала полностью, пояснила, что всё исправили, просила назначить по возможности минимальное наказание.
Изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ) законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее – санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из названного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 29 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Статьей 31 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ предусмотрено, что ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний (часть 1).
Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения (часть 2).
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункты 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", утвержденных постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 65).
Пункт 2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» вводит понятие охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
В соответствии с п.п. 2.1, 2.6 СП 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-13 (в редакции, действующей на дату выявления правонарушения) в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Постановлением главного государственного санитарного врача ФСИН №422 от 23 июня 2021 года «О введении дополнительных санитарно-противоэпидемических мер, направленных на недопущение возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» постановлено начальникам территориальных органов ФСИН России, начальникам следственных изоляторов, непосредственно подчиненных ФСИН России, начальникам образовательных организаций ФСИН России, начальникам ФГУП ФСИН России, начальникам ФКУЗ МСЧ ФСИН России: обеспечить применение ультрафиолетовых бактерицидных облучателей (рециркуляторов) в помещениях общежитий, столовой и иных помещениях с постоянным нахождением людей. Организовать учет отработанного времени бактерицидных ламп и суммы отработанных часов в соответствующем журнале (пункт 1.7), обеспечить применение ультрафиолетовых бактерицидных облучателей (рециркуляторов) в помещениях краткосрочных свиданий учреждений УИС. Организовать учет отработанного времени бактерицидных ламп и суммы отработанных часов в соответствующем журнале (пункт 1.12).
Постановлением главного государственного санитарного врача – начальника филиала ЦГСЭН №83 от 22 июля 2021 года «О дополнительных мерах по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в учреждениях УФСИН России по Удмуртской Республике» постановлено обеспечить применение бактерицидных облучателей (рециркуляторов) в помещениях отрядов, столовых и иных помещениях с постоянным нахождением людей. Организовать учет отработанного времени бактерицидных ламп и суммы отработанных часов в соответствующем журнале (пункт 7).
В ходе рассмотрения дела установлено, что согласно акту санитарно-эпидемиологического обследования от 09 декабря 2021 года на момент проверки в колонии есть 3 больных новой коронавирусной инфекцией, которые проходят лечение в медицинской части учреждения и изолированы в отдельном помещении. Первый случай был зарегистрирован 03 ноября 2011 года. Заключительная дезинфекция в камерах, где выявлены больные, проведена силами учреждения препаратом «Индихлор», что подтверждается наличием актов выполненных работ. По контакту с больными новой коронавирусной инфекцией выявлены 13 контактных лиц, которые изолированы в отдельном помещении и за ними установлено медицинское наблюдение. Листы наблюдения ведутся в амбулаторных картах контактных. Для работы медицинского персонала с больными новой коронавирусной инфекцией имеются одноразовые защитные костюмы. Для обработки поверхностей используется препарат «Индихлор» по режиму для вирусных инфекций, рабочие растворы готовятся сотрудниками медицинской службы и выдаются в готовом виде в отряды.
В нарушение ст. 11, 50 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Постановления главного государственного санитарного врача ФСИН России от 23.06.2021 №422 «О введении дополнительных санитарно-противоэпидемических мер, направленных на недопущение возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», п. 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», постановления главного государственного санитарного врача- начальнкиа филиала ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-18 ФСИН России от 22.07.2021 №83 «О дополнительных мерах по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в учреждениях УФСИН России по Удмуртской Республике» ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР не обеспечено надлежащее проведение ежедневных дезинфекционных мероприятий с использованием бактерицидных облучателей (рециркуляторов), мощность которых недостаточна для обеззараживания помещений столовой и общежитий отрядов, исходя из объемов указанных помещений и паспортов на используемое оборудование. Всего в отрядах и общественных местах установлено 9 рециркуляторов ОБРН 2х30, в том числе в зале ожидания, комнатах краткосрочных и длительных свиданий, банно-прачечном комбинате, столовой, клубе, в отрядах №2, 3, 7 (в остальных отрядах рециркуляторы отсутствуют) и в медицинской части. По представленных журналам учета работы бактерицидных установок, установлено, что их работа ведется в прерывистом режиме, что является нарушением Р 3.5.1904-04 «Дезинфектология. Использование ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха в помещениях».
Таким образом, ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР не обеспечило в полном объеме соблюдение санитарно-гигиенического режима в учреждении, указанные выше нарушение требований санитарного законодательства привели к возникновению и распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди осужденных.
Нашло свое подтверждение то обстоятельство, что указанные нарушения произошли по вине ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР, ввиду ненадлежащего контроля за соблюдением требований санитарного законодательства в части предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Таким образом, виновность ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР подтверждается следующими доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 22 февраля 2022 года, актом санитарно-эпидемиологического обследования №1151 от 09 декабря 2021 года, справкой заместителя начальника; объяснениями заместителя начальника от 17 декабря 2021 года, руководством по эксплуатации облучателя-рециркулятора бактерицидного, заявление начальнику ФКУЗ МСЧ-18 ФСИН России от 04 марта 2020 года о рассмотрении вопроса о приобретении облучателей, информацией о наличии и потребности в бактерицидных облучателях (рециркуляторах), ответом ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР от 13 декабря 2021 года, от 09 декабря 2021 года, паспортом облучателя-рециркулятора бактерицидного.
Действия ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР судья квалифицирует по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ - нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не установлено.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, учитываю признание вины.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, по делу не установлено.
Санкция данной статьи предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 316-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" внесены изменения и дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьи 1.4 КоАП РФ была дополнена частью 3, согласно которой особые условия применения мер административной ответственности в отношении некоммерческих организаций, а также являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (далее - их работники), устанавливаются настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено некоммерческой организации, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 3.5 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
В п. 4.3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П указано, что императивное по своему характеру правило статьи 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации, предписывающее применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, не предполагает наличие у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему в таких случаях игнорировать действие этого закона. Следовательно, государство, обязанное в силу статьи 2 Конституции Российской Федерации признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, должно обеспечить на практике действие механизма приведения в соответствие с ним ранее принятых судебных решений независимо от наличия просьбы со стороны заинтересованных лиц.
Согласно пункту 1 статьи 9.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Согласно п. 1.6 Устава ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР является некоммерческим учреждением.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Как следует из материалов дела, ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР совершено указанное правонарушение впервые, учреждением принимаются исчерпывающие меры по предотвращению распространения заболевания COVID-19 среди осужденных.
Поскольку ФКУ ИК-7 УФСИН России по УР является некоммерческой организацией, суд считает возможным применить правила, предусмотренные ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде предупреждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.10-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л :
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Удмуртской Республике» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления путем подачи жалобы через Завьяловский районный суд Удмуртской Республики.
Судья Е.В. Тимофеева