Дело № 12-85/2020
РЕШЕНИЕ
18 декабря 2020 г. с. Турочак
Судья Турочакского районного суда Республики Алтай Албанчинова К.В., рассмотрев в судебном заседании дело по жалобе администрации муниципального образования «Турочакский район» в лице представителя по доверенности Кудрявцева Геннадия Викторовича на постановление специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Республике Алтай, государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю, Кемеровской области и Республике Алтай Кудрявцева Константина Николаевича от 05 ноября 2020 г. № ЗТ-920-кн-в по ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Республике Алтай, государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю, Кемеровской области и Республике Алтай Кудрявцева К.Н. от 05 ноября 2020 г. № ЗТ-920-кн-в администрация муниципального образования «Турочакский район» (далее администрация МО «Турочакский район») признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, администрация МО «Турочакский район» в лице представителя, обратилась в Турочакский районный суд Республики Алтай с жалобой, в которой просит постановление должностного лица Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора № ЗТ-920-кн-в от 05 ноября 2020 г. отменить, дело об административном правонарушении прекратить, мотивируя тем, что администрацией МО «Турочакский район», в соответствии с требованиями ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7ФЗ «Об охране окружающей среды», на земельном участке с кадастровым номером №, приняты все меры и проведены все необходимые мероприятия для исполнения решения Турочакского районного суда и соблюдения требований указанного закона. Администрацией МО «Турочакский район» проведены мероприятия по сбору и вывозу отходов с указанного земельного участка, а также его рекультивация, что подтверждается актом совершения исполнительских действий от 30 января 2020 г., проведенных Турочакским РОСП УФССП России по Республике Алтай. Также, на въезде на земельный участок установлены металлические ворота и посредством экскаватора, для ограничения въезда, раскопаны подъездные пути, создана площадка с установленными на ней контейнерами для сбора мусора. После поведения данных мероприятий исполнительное производство было окончено в связи с выполнением требований исполнительного документа в полном объеме. В настоящее время администрацией МО «Турочакский район» хозяйственная и какая-либо иная деятельность на земельном участке с кадастровым номером №, не ведется, тем самым, не нарушаются нормы права об охране окружающей среды. Администрация МО «Турочакский район» приняла все необходимые и возможные меры по предотвращению загрязнения и порчи земель на указанном земельном участке. Деятельность по сбору, вывозу твердых коммунальных отходов на территории Артыбашского сельского поселения, в данное время осуществляет региональный оператор Республики Алтай ООО «Коммунальщик», находящийся по адресу: <адрес>. В свою очередь, деятельность по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению жидких бытовых отходов, осуществляется Бюджетным учреждением «Коммунальщик» Турочакского сельского поселения, а также частными предпринимателями и другими физическими лицами.
В судебном заседании, представитель администрации МО «Турочакский район» Кудрявцев Г.В., действующий на основании доверенности от 17 января 2020 г., поддержал требования жалобы в полном объеме по основаниям, изложенным в ней.
Представитель Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Ошлаков А.С., действующий на основании доверенности № 10 от 12 октября 2020 г., в судебное заседание не явился, направил в суд письменное заявление об отложении судебного заседания в связи с участием в судебном заседании в Майминском районном суде Республики Алтай.
Суд, в соответствии со ст. 30.6. КоАП РФ, полагает возможным рассмотреть настоящую жалобу при существующей явке.
Заслушав представителя администрации МО «Турочакский район», изучив и исследовав доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Частью 2 статьи 8.6. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Из материалов дела следует, что 06 августа 2020 г. специалистами Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора произведен натурный осмотр земельного участка с кадастровым номером №, расположенного за <адрес>. На указанном земельном участке обнаружена несанкционированная свалка жидких и твердых коммунальных отходов, а также беспорядочное размещение контейнеров с контейнерными площадками. Со стороны въезда с дороги на несанкционированную свалку имеются ворота, которые на момент осмотра были открыты, подъездные пути захламлены отходами. Специалистами Бийского отдела лабораторного анализа и технических измерений испытательного центра Филиала «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Алтайскому краю» ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому федеральному округу», на несанкционированной свалке был произведен отбор проб почвы на двух пробных площадках, а также произведен отбор проб почвы на сопредельной территории с несанкционированной свалкой, не испытывающей негативного воздействия (фоновая проба). При взятии проб осуществлялась фиксация географических координат и фото-видеосъемка. Согласно результатов проведенных измерений (протоколы испытаний от 21 августа 2020 г. №№ 20 07.3Г – 22 07.3Г), на несанкционированной свалке установлено наличие превышения концентраций загрязняющих веществ (бенз(а)пирена), по сравнению с фоновыми измерениями на территории не испытывающей негативного воздействия. Бенз(а)пирен входит в утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 июля 2015 г. № 1316-р перечень загрязняющих веществ для почвы (первый класс опасности загрязняющих веществ), в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды. Согласно результатов исследования проб, морфометрический состав твердых отходов составили: бумага, пищевые отходы, текстиль, картон, стекло, полимерные материалы, отсев, резина, камни, дерево, цветной металлический лом (протоколы испытаний отходов от 12 августа 2020 г. №№ 01 08.4Г – 05 08.4Г).
Нахождение в собственности администрации МО «Турочакский район» земельного участка из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования – для специальной деятельности, под иными объектами специального назначения, с кадастровым номером №, подтверждается материалами дела и лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
В силу ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
Пункт 1 ст. 3.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно п. 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. № 607-ст, (далее - ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.
20 ноября 2018 г. Турочакским районным судом Республики Алтай были удовлетворены исковые требования прокурора Турочакского района Республики Алтай. Решением № 2-358/2018 суд обязал администрацию МО «Турочакский район», в течение тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу, принять меры по организации сбора и вывоза отходов на земельном участке с кадастровым номером №; в течение 140 дней со дня вступления решения суда в законную силу произвести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером №.
В целях принудительного исполнения данного решения суда Турочакским РОСП УФССП России по Республике Алтай 08 февраля 2019 г. было возбуждено исполнительное производство № 1467/19/04011-ИП. Данное исполнительное производство окончено выполнением требований исполнительного документа в полном объеме, о чем 30 января 2020 г. вынесено постановление о его окончании.
Исполнение администрацией МО «Турочакский район» решения Турочакского районного суда по гражданскому делу № 2-358/2018 по состоянию на 20 января 2020 г., не является основанием для прекращения настоящего дела.
В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: 1 класс - чрезвычайно опасные отходы; 2 класс - высоко опасные отходы; 3 класс - умеренно опасные отходы; 4 класс - малоопасные отходы; 5 класс - практически неопасные отходы.
Администрацией МО «Турочакский район» не оспаривается факт нахождения, по состоянию на 06 августа 2020 г., на указанном земельном участке вновь образованной несанкционированной свалки жидких и твердых коммунальных отходов, как и результаты исследования взятых специалистами Бийского отдела лабораторного анализа и технических измерений испытательного центра Филиала «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Алтайскому краю» ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому федеральному округу», согласно которым, на несанкционированной свалке установлено наличие превышения концентрации загрязняющего вещества - бенз(а)пирена, входящего в утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 июля 2015 г. № 1316-р перечень загрязняющих веществ для почвы (первый класс опасности загрязняющих веществ).
Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст. 4 названного Закона).
Документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на вышеуказанном земельном участке, в материалах дела отсутствуют, в судебное заседание не предоставлены.
Согласно примечанию к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Пунктом 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в т.ч. раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 5 Устава МО «Турочакский район» (принят решением Совета депутатов МОО «Турочакский район» от 22 февраля 2017 г. № 33-1), к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в организации деятельности по сбору (в т.ч. раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории муниципального района.
Сведений о том, что администрацией МО «Турочакский район», данные полномочия кому-либо переданы, в деле не имеется.
Наличие составов административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 8.6. КоАП РФ, а также вина администрации МО «Турочакский район» в совершении данного административного правонарушения, подтверждается исследованными в ходе рассмотрения дела доказательствами, которым, должностным лицом дана надлежащая оценка.
Выводы о виновности администрации МО «Турочакский район» в совершении вмененного административного правонарушения, основаны на доказательствах, которые были всесторонне и полно проверены и оценены должностным лицом Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора в соответствии с требованиями статьи 26.11. КоАП РФ, оснований сомневаться в обоснованности должностного лица, у суда не имеется.
Доводы жалобы о том, что в настоящее время администрацией МО «Турочакский район» хозяйственная и какая-либо иная деятельность на земельном участке с кадастровым номером №, не ведется, тем самым, не нарушаются нормы права об охране окружающей среды; администрация МО «Турочакский район» приняла все необходимые и возможные меры по предотвращению загрязнения и порчи земель на указанном земельном участке; деятельность по сбору, вывозу твердых коммунальных отходов на территории Артыбашского сельского поселения, в данное время осуществляет региональный оператор Республики Алтай ООО «Коммунальщик», находящийся по адресу: <адрес>; в свою очередь, деятельность по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению жидких бытовых отходов, осуществляется Бюджетным учреждением «Коммунальщик» Турочакского сельского поселения, а также частными предпринимателями и другими физическими лицами, не влекут освобождения юридического лица от административной ответственности.
Порядок привлечения администрации МО «Турочакский район» к административной ответственности соблюден, постановление по делу об административном правонарушении в отношении вынесено в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, административное наказание назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ с учетом положений ст. 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену состоявшегося по делу постановления, не установлено.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Республике Алтай, государственного инспектора в области охраны окружающей среды по Алтайскому краю, Кемеровской области и Республике Алтай Кудрявцева Константина Николаевича от 05 ноября 2020 г. № ЗТ-920-кн-в, вынесенное в отношении администрации муниципального образования «Турочакский район» по ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу администрации муниципального образования «Турочакский район» в лице представителя по доверенности Кудрявцева Геннадия Викторовича - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в порядке и в сроки, установленные, статьями 30.2 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья К.В. Албанчинова