Дело №2-1091/2022
18RS0021-01-2022-001518-92
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Алнаши УР 06 июня 2022 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Бердникова В.А.,
при секретаре судебного заседания Соловьевой Н.Л.,
с участием прокурора Борисовой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Алнашского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Теплосервис» о возложении обязанности разработать проекты зон санитарной охраны, получить санитарно-эпидемиологические заключения на артезианские скважины,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Алнашского района УР, с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ, обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Теплосервис» (далее – МУП «Теплосервис»), требуя со ссылкой на положения Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», обязать в срок до 01.01.2026 г. разработать проект организации зон санитарной охраны, проект хозяйственно-питьевого водоснабжения, принять меры по получению заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора на скважину №***, расположенную по адресу: <***>, мотивируя следующими обстоятельствами.
МУП «Теплосервис» является организацией коммунального хозяйства, на основании публичных договоров оказывает населению коммунальные услуги, в том числе по холодному водоснабжению жилых помещений по присоединенной сети, то есть является водопользователем. дд.мм.гггг между Администрацией Алнашского района и МУП «Теплосервис» заключен договор №*** о закреплении за МУП «Теплосервис» на праве хозяйственного ведения основных средств, согласно п.п. 3.1, 3.2 договора предприятие обязано обеспечить сохранность закрепленного за ним имущества, использовать его по целевому назначению, а также осуществлять его капитальный и текущий ремонт. Кроме того, дополнительным соглашением от дд.мм.гггг к указанному договору МУП «Теплосервис» на праве хозяйственного ведения для осуществления уставной деятельности передана скважина №***, расположенная по адресу: <***>.
В нарушение требований п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 МУП «Теплосервис», как лицо, использующее артезианскую скважину на постоянной основе, не разработало проект организации ЗСО, которым должны быть определены: границы зоны и составляющие ее пояса; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
В судебном заседании прокурор Борисова И.А. исковые требования поддержала по основаниям и доводам, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика МУП «Теплосервис» в судебное заседание не явился, направил ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствие ответчика, кроме того, указал, что исковые требования прокурора признает в полном объеме.
Представитель третьего лица Администрации МО «Муниципальный округ Алнашский район Удмуртской Республики» в судебное заседание не явился, направил ходатайство с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся представителей ответчика и третьего лица.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон №52-ФЗ) обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благополучную окружающую среду.
Согласно статье 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона №52-ФЗ использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 10 от 14 марта 2002 года утверждены Санитарные правила и нормы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02" (далее – СанПиН 2.1.4.1110-02), которые определяют требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения и обязательны для исполнения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.
В соответствии с пунктом 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхности, так и из подземных источников, организуются зоны санитарной охраны.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны (пункт 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.
В состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями (п. 1.12 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Пунктом 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 установлено, что проект зон санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
В силу п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.
Судом установлено, подтверждено материалами дела, что на основании договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения №*** от дд.мм.гггг, заключенного между Администрацией Алнашского района и МУП «Теплосервис», Администрация закрепляет за предприятием на праве хозяйственного ведения основные средства согласно Перечню (приложение 1) для использования в соответствии с уставной деятельностью Предприятия и целевым назначением имущества. Предприятие обязано обеспечивать сохранность закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения имущества, использовать его по целевому назначению, не допуская ухудшения его технического состояния, за исключением естественного износа (п. 3.1 договора).
Дополнительным соглашением от дд.мм.гггг к договору о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения №*** от дд.мм.гггг, заключенным между Администрацией Алнашского района и МУП «Теплосервис», стороны решили включить в приложение к договору о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения №*** от дд.мм.гггг, имущество, с отнесением к недвижимому имуществу и включением в перечень недвижимого имущества, согласно приложению к дополнительному соглашению.
Согласно указанному приложению, в числе прочего имущества, на праве хозяйственного ведения МУП «Теплосервис» закреплена скважина №***, расположенная по адресу: <***>.
В нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодательства, на указанную скважину отсутствует утвержденный проект зоны санитарной охраны, что подтверждается сведениями, предоставленными МУП «Теплосервис».
Отсутствие утвержденного проекта ЗСО может повлечь массовые инфекционные заболевания, что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В силу ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В данном конкретном случае, суд считает, что признание иска ответчиком не противоречит закону, не нарушает законных прав и интересов других лиц и принимает признание иска ответчиком.
В соответствии с ч. 4.1 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, как законные и обоснованные.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Алнашского района УР в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Теплосервис» о возложении обязанности разработать проекты зон санитарной охраны, получить санитарно-эпидемиологические заключения на артезианские скважины - удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Теплосервис» в срок до 01 января 2026 года разработать проект организации зоны санитарной охраны, проект хозяйственно-питьевого водоснабжения, принять меры по получению заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора на скважину №***, расположенную по адресу: <***>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд УР в течение месяца со дня его вынесения с подачей жалобы через Можгинский районный суд УР.
Судья В.А. Бердников