Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-127/2023 ~ М-65/2023 от 12.04.2023

Дело № 2-127/2023

УИД:

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 июня 2023 года                                                                                                                     г. Севск

Севский районный суд Брянской области в составе

председательствующего Сафроновой О.В.,

при секретаре Генераловой Е.И.,

с участием заместителя прокурора Севского района Брянской области Шибзухова А.А.,

истца Егошиной И.Е.,

представителя Сектора опеки и попечительства администрации Севского муниципального района Брянской области Кузема Н.Н., действующей на основании доверенности № 01-20-1252и от 30.05.2023г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Егошиной И.Е. к Администрации Севского муниципального района Брянской области о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями,

УСТАНОВИЛ:

Егошина (Шишкарёва) И.Е. обратилась в суд с иском к администрации Севского муниципального района о признании незаконным постановления от ДАТА об отказе во включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями и возложении обязанности включить ее в указанный список, мотивируя тем, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, поскольку решением суда от ДАТА ее родители ФИО18 и ФИО19 были лишены родительских прав. Постановлением администрации Севского муниципального района от ДАТА ее опекуном, а также опекуном ее брата ФИО20, ДАТА.р. и сестры ФИО21, ДАТА.р., была назначена их бабушка ФИО7, которая в ДАТА обратилась в администрацию Севского муниципального района для включения их в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, по причине невозможности проживания в ранее закрепленном за ними жилом помещении по адресу: <адрес>, поскольку общая площадь указанной квартиры, принадлежащей им на праве собственности в размере по 1/5 доли у каждого, составляет менее учетной нормы на каждого. ФИО22 и ФИО23 включили в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением, а ей в устной форме было отказано во включении в данный список, со ссылкой на то, что она в несовершеннолетнем возрасте в ДАТА году вышла замуж и находилась на попечении мужа. До настоящего времени она постоянно зарегистрирована по адресу: <адрес>, имеет на иждивении сына ФИО24, ДАТА.р. ДАТА она самостоятельно обратилась к ответчику с заявлением о включении ее в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, однако постановлением администрации от ДАТА ей было отказано во включении в указанный список, в связи с отсутствием уважительных причин пропуска подачи заявления. Мотивируя тем, что ранее, до достижения 23 лет, она самостоятельно не обратилась с письменным заявлением по вопросу получения жилья в льготном порядке из-за юридической неграмотности ее и ее опекуна, а также по причине того, что они не были проинформированы о возможности включения ее в список предоставления жилья, с учетом уточненных в порядке ст.39 ГПК РФ требований, просила суд обязать администрацию Севского муниципального района включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Определением суда от 15.05.2023г., к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области и Сектор опеки и попечительства администрации Севского муниципального района /л.д. 40/.

Представитель ответчика администрации Севского муниципального района в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что не признает исковые требования истца, полагая, что Егошина И.Е. не обладает правом на предоставление жилья в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ, поскольку до достижения 23 лет истец самостоятельно не обращалась в администрацию с заявлением о включении ее в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, доказательств наличия уважительных причин, препятствующих своевременному обращению с соответствующим заявлением не представила /л.д. 70/.

Аналогичные доводы представитель ответчика администрации Севского муниципального района Белоусова Л.В. привела в судебном заседании 30.05.2023г. /л.д.62-63/.

Представитель Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области, извещенный надлежащим образом /л.д.66-67/ в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представив письменный отзыв на иск /л.д.44-47/, в котором просил при рассмотрении дела учесть наличие уважительных причин пропуска Егошиной И.Е. срока подачи заявления о включении ее в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, оставив вопрос по разрешению возникшего спора на усмотрение суда.

При таких обстоятельствах, в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области.

В судебном заседании истец Егошина И.Е. поддержала уточненные требования о включении ее в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, по доводам, изложенным в иске. В дополнение пояснила, что после лишения родителей родительских прав она с братом, сестрой и бабушкой проживали в двухкомнатной квартире по адресу: <адрес>, которая приватизирована на всех членов семьи. В указанной квартире они проживали примерно до ДАТА, после чего стали проживать в доме бабушки по адресу: <адрес>. По окончании 9 классов она поступила в колледж г.Брянска, проживала в общежитии, однако учебу не закончила, так как забеременела. В ДАТА у нее родился ребенок, ФИО25, ДАТА.р., она вышла замуж и проживала с мужем и ребенком на съемной квартире в <адрес>. В связи с врожденным заболеванием в ДАТА ребенку проводилась операция в <адрес>, до ДАТА ему была установлена 3 группа инвалидности. В ДАТА она фактически разошлась с супругом, и вдвоем с ребенком вернулась проживать к бабушке в <адрес>. Ей известно, что ее бабушка обращалась в администрацию Севского района по вопросу включения ее, брата и сестры в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем, при этом сестру и брата включили в список, а ей органами опеки устно было отказано во включении в список по той причине, что она вышла замуж. Предполагая о законности отказа сотрудником опеки она до 23 лет самостоятельно не обратилась с заявлением в администрацию о включении ее в список, проживая при этом с ребенком у бабушки в г.Севске, поскольку в закрепленном за ней жилье проживать не представлялось возможным, ввиду того, что в нем проживали ее брат и дедушка, с которыми у нее сложные отношения. Также в указанный период времени она была занята лечением ребенка. В ДАТА она вышла замуж за Егошина Д.И., который является военнослужащим и они уехали в <адрес> по месту службы супруга. С момента лишения родителей родительских прав и до сегодняшнего дня она постоянно зарегистрирована только в закрепленной за ней квартире в <адрес>, иной регистрации и жилья в собственности не имела и не имеет. В настоящее время ее супруг проходит службу в СВО, поэтому она с ребенком приехали поддержать его родителей в <адрес>, где они сейчас временно проживают. Ссылаясь на то, что она совместно с бабушкой-опекуном, до достижения 23 лет, предпринимала меры к обращению в уполномоченный орган о включении ее в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем, в чем было необоснованно отказано в устной форме сотрудниками опеки, учитывая их с бабушкой юридическую некомпетентность в данном вопросе, а также наличие заболевания у ее ребенка, требовавшего для нее значительного времени для его лечения и реабилитации, считает, что пропущенный срок на подачу заявления в администрацию о включении ее в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, был вызван уважительными для нее причинами. В этой связи, просила уточненные исковые требования удовлетворить.

Представитель Сектора опеки и попечительства администрации Севского муниципального района Кузема Н.Н., не оспаривая статус истца как ребенка, ранее относившегося к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, указывая на то, что поскольку истец до достижения возраста 23 лет не была поставлена на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалась в орган местного самоуправления по месту жительства с письменным заявлением о постановке ее на учет для предоставления жилого помещения, она утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, поскольку перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Учитывая то, что истец в несовершеннолетнем возрасте была объявлена эмансипированной, что признавало ее полностью дееспособной, она вправе была и до 18 лет самостоятельно обратиться с заявлением о включении ее в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем, однако не сделала этого в отсутствие каких-либо уважительных причин. Не смотря на то, что в указанный период она лично не работала в отделе опеки, утверждала о невозможности отказа сотрудниками опеки заявителю в принятии заявления о постановке на учет для получения льготного жилья.

Выслушав стороны, допросив свидетеля ФИО7, заслушав заключение заместителя прокурора, полагавшего уточненные требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Егошина И.Е., ДАТА года рождения (прежняя фамилия Шишкарёва), относится к категории лиц из числа детей-сирот, поскольку ее родители: отец ФИО26 и мать ФИО27 /л.д.8/ решением Севского районного суда Брянской области от ДАТА лишены родительских прав, с передачей детей: ФИО28, ДАТА.р., ФИО29, ДАТА.р., ФИО30, ДАТА.р. органам опеки и попечительства для дальнейшего их устройства /л.д. 11/.

Постановлением администрации Севского района от ДАТА опекуном над несовершеннолетними ФИО31, ФИО32 и ФИО33 назначена их бабушка ФИО7 За несовершеннолетними закреплено право на проживание в квартире по адресу: <адрес> /л.д. 12/.

Согласно выписке из ЕГРН № КУВИ-001/2022-197071373 от 10.11.2022г. собственниками вышеуказанной квартиры, площадью <...> кв.м. являются: ФИО10, ДАТА.р. (<...> доли в праве общей долевой собственности от ДАТА.), ФИО11, ДАТА.р., ФИО12, ДАТА.р. и Шишкарева И.Е., ДАТА.р. в размере по 1/5 доли в праве общей долевой собственности у каждого на основании договора приватизации от ДАТА /л.д. 16-17, 27/.

Постановлением администрации Севского муниципального района от ДАТА ФИО34 и ФИО35 включены в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях по договору найма специализированных жилых помещений /л.д.36/.

По информации Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области от ДАТА /л.д.44-47/ Егошина И.Е. в сводном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, не состоит.

Постановлением Администрации Севского муниципального района от ДАТА удовлетворена просьба Шишакрёвой И.Е. о вступлении ее в брак в возрасте <...>, с разрешением органу ЗАГС зарегистрировать брак между Шишкарёвой И.Е. и ФИО14 /л.д. 72/.

Согласно свидетельству о рождении , выданному Отделом ЗАГС Севского района управления ЗАГС Брянской области ДАТА /л.д.52/, ДАТА у Шишкарёвой И.Е. родился ребенок ФИО36, отцом которого в свидетельстве о рождении указан ФИО14

Согласно свидетельству о расторжении брака , брак между Шишкарёвой И.Е. и ФИО14 прекращен ДАТА на основании решения мирового судьи участка №51 Севского судебного района Брянской области от ДАТА /л.д.53/.

ДАТА Шишкарёва И.Е. вступила в зарегистрированный брак с ФИО37, с присвоением ей после заключения брака фамилии Егошина /л.д.9/.

Постановлением Администрации Севского муниципального района от ДАТА Егошиной (Шишкарёвой) И.Е. отказано во включении в список детей-сирот, детей лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений в Севском муниципальном районе, в связи с тем, что она не обращалась в администрацию с заявлением о включении ее в указанный список, при отсутствии уважительных причин пропуска срока подачи заявления /л.д.14-15/.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 1 Закона лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Действовавшим до 1 января 2013 года законодательством в отношении детей-сирот и иных лиц данной категории предусматривалось внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, при достижении ими 18 лет и наличии определенных условий.

Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Вступившим в силу с 1 января 2013 года Федеральным законом от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внесены существенные изменения в порядке предоставления жилья лицам указанной категории, статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» изложена в новой редакции, в частности гарантии на обеспечение жилой площадью распространены на лиц, не достигших возраста 23 лет.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного выше пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом поименованного пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй пункта 1).

Пунктом 3 статьи 8 поименованного выше Закона определена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации на формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, а также обязанность органа опеки и попечительства на осуществление контроля за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и принятие самостоятельных мер по включению детей в данный список в случае неподачи таких заявлений представителями либо самим ребенком.

Данные изменения в п.3 ст.8 Закона №159-ФЗ были внесены Федеральным законом от 29.07.2018 №267-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2019 года, т.е. до достижения истцом возраста 23 лет.

Пунктом 8 статьи 8 Закона установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 9 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 года №397 утверждены Правила (далее – Правила), устанавливающие порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащие обеспечению жилыми помещениями, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список.

В абз.4 п. 3 Правил указано, что лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

По состоянию на 1 января 2013 года Егошина (Шишкарёва) И.Е. находилась в возрасте 16 лет.

Отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в Брянской области регулируются Законом Брянской области от 29.12.2012 года № 107-з «Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области», вступившим в силу с 1 января 2013 года и распространяющего действие в соответствии с п. 1 ст. 8 Закона и на правоотношения, возникшие ранее указанной даты, положения которого аналогичны положениям приведенного выше Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ.

Постановлением Правительства Брянской области от 19 августа 2019 года № 362-п определено, что органы опеки и попечительства муниципальных образований являются уполномоченными органами по формированию списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и учетных дел.

Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.

Из п.4 Правил следует, что право на подачу заявления о включении в список по месту жительства лиц, указанных в пункте 3 настоящих Правил, обладают законные представители детей-сирот, дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лица, которые достигли 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.

В случае неподачи законными представителями заявления о включении в список детей-сирот в порядке и срок, которые предусмотрены подпунктом «а» пункта 4 настоящих Правил, заявление о включении в список детей-сирот подают органы опеки и попечительства, исполняющие в отношении этих детей свои полномочия (п. 5 Правил).

Из разъяснений п.3 «Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020) при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого, в связи с чем пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Аналогичная позиция приведена в разъяснениях письма Министерства просвещения Российской Федерации от 23.06.2020г. № ДГ-812/07, касающихся порядка применения абзаца четвертого пункта 3 Правил формирования Списка, и целесообразности в этих ситуациях обращения таких граждан в судебные органы за защитой своих жилищных прав.

На момент обращения с заявлением в администрацию Егошина (Шишкарёва) Е.И. достигла возраста 26 лет.

В обоснование исковых требований Егошина И.Е. указала, что по вопросу включения ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в период когда она была еще несовершеннолетняя, обращалась ее бабушка ФИО7, однако орган опеки в устной форме отказал во включении ее в список по причине того, что она вышла замуж. Лично с ней в органах опеки никакой разъяснительной работы о ее жилищных правах не проводилось, в орган опеки ее никто не вызывал, документами по вопросу эмансипации также занималась ее бабушка, сама она в опеку не ходила, так как в период беременности у нее выявили патологию плода.

Доводы истца в указанной части подтверждаются показаниями допрошенного в судебном заседании свидетеля ФИО7, из которых следует, что она действительно в интересах всех своих внуков, до достижения ими совершеннолетия, обращалась в орган опеки о включении их в список детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях, поскольку общая площадь закрепленной за ними квартиры, принадлежащей им на праве собственности, составляет менее учетной нормы на долю каждого ребенка. В органе опеки ей разъяснили, что ее внуки ФИО38 и ФИО39 имеют право на получение жилья в льготном порядке и должны самостоятельно подать заявления по достижении 18 лет, а в отношении младшей внучки Шишкарёвой И.Е. сотрудник опеки сказала, что она не имеет такого права, поскольку вышла замуж. Ее обращение в опеку в отношении Шишкарёвой И.Е. имело место в ДАТА, когда решался вопрос о разрешении внучке зарегистрировать брак в возрасте <...> лет в связи с беременностью. Не смотря на то, что основание для включения внуков в список нуждающихся в жилых помещениях было одинаковым для каждого, она поверила сотруднику опеки, компетентному в данном вопросе, о том, что Шишкарёва И.Е. такое право утратила в связи с вступлением в брак, о чем она сообщила своей внучке. Впоследствии ей стало известно, что ФИО40 и ФИО41 включили в данный список. С момента назначения ее опекуном в ДАТА она с внуками проживали в двухкомнатной квартире, закрепленной за детьми, после чего в ДАТА они переехали в ее новый дом по <адрес>. С указанного времени в квартире детей по <адрес> проживал их отец ФИО42, лишенный родительских прав, со своей новой семьей, а после него, примерно с ДАТА в этой квартире проживал ее супруг ФИО15, который умер в ДАТА, при этом в период своего проживания он привел данную квартиру в антисанитарное состояние.

Вопреки доводам представителя опеки Кузема Н.Н. о том, что сотрудник опеки не мог отказать истцу в постановке на учет для получения жилья в льготном порядке, суд учитывает, что свидетели по делу в результате стечения обстоятельств воспринимают факты, имеющие юридическое значение для правильного разрешения спора и являются носителями информации об этих фактах, свидетели не высказывают суждения, включающие субъективную оценку относительно фактов.

Из положений ст.69 ГПК РФ следует, что свидетели не относятся к субъектам материально-правовых отношений и в отличие от лиц, участвующих в деле, не имеют юридической заинтересованности в исходе дела.

У суда нет оснований ставить под сомнения истинность фактов, сообщенных свидетелем ФИО7, поскольку ее показания последовательные, согласуются с другими письменными доказательствами, о чем свидетельствует наличие в деле заявлений ФИО43 и ФИО44 о включении их в список детей-сирот, адресованных в орган опеки и попечительства и датированных ДАТА /л.д.34,35/, постановление администрации Севского муниципального района от ДАТА о включении их в список детей-сирот, на основании решения комиссии по жилищным вопросам от ДАТА /л.д.36/.

О правдивости в целом показаний свидетеля ФИО7, указывающей хронологию событий, связанных с ее опекой над несовершеннолетними Шишкарёвыми, в т.ч. о месте и условиях проживания детей, также свидетельствуют представленные суду представителем опеки акты обследования жилищных условий за период ДАТА, согласно которым в ДАТА в закрепленном за несовершеннолетними жилом помещении по адресу: <адрес> проживал только их отец ФИО45, в ДАТА он же, со своей новой семьей /л.д. 73-75/.

В подтверждение доводов истца о том, что в указанный период времени (с 18 до 23 лет) она вынуждена была заниматься лечением и реабилитацией своего ребенка, в деле имеется информация ГБУЗ «Печенгская ЦРБ» <адрес>, согласно которой ФИО46, ДАТА.р., имеет врожденное заболевание, в мае ДАТА ему проведена операция, с ДАТА по ДАТА установлена инвалидность по категории «ребенок-инвалид», ребенок состоит на учете у врача-кардиолога, врача травматолога-ортопеда, в связи с временным выбытием из <адрес> ему назначена консультация у врача-кардиолога в Брянской области /л.д. 78/.

Доказательств того, что непосредственно с истцом органом опеки проводилась разъяснительная работа по поводу реализации ее жилищных прав, разъяснялось право на обращение с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, сроки обращения с таким заявлением, материалы дела не содержат.

Данное обстоятельство представителем органа опеки и попечительства Кузема Н.Н. также не оспаривалось.

В этой связи, оснований полагать, что истец до достижения возраста 23 лет, наряду со своим опекуном, не предпринимали попытки для постановки истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, у суда не имеется.

Вопреки доводам представителя органа опеки, тот факт, что Егошина (Шишкарёва) И.Е., оставшаяся без попечения родителей, самостоятельно не обратилась в уполномоченный орган с заявлением об обеспечении ее жилым помещением будучи эмансипированной, также не может быть поставлен в вину истцу и отразиться на ее правах, гарантированных законом, поскольку данное право является лишь дополнительной гарантией несовершеннолетнего наряду с возложенной на органы опеки и попечительства обязанности осуществления контроля за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список, и принятия соответствующих мер в случае неподачи таких заявлений (ч.3 ст.8 Закона №159-ФЗ).

Следует отметить, что на момент вступления в силу Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (18.04.2019г.), истец не достигла возраста 23 лет.

Учитывая то, что истец относилась к категории лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, соответственно до достижения возраста 23 лет она обладала правом постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо специальной категории, однако не была поставлена на учет по независящим от нее причинам, а именно в связи с не разъяснением ей органами опеки и попечительства права на получение жилья в льготном порядке, которое она имела по тем же основаниям, как ее старшие брат и сестра, которые были поставлены на учет до достижения возраста 23 лет, принимая во внимание то обстоятельство, что истец в несовершеннолетнем возрасте вступила в брак и родила ребенка, имеющего серьезное врожденное заболевание, требовавшего лечения и постоянного наблюдения, после фактического прекращения семейных отношений в 2016г. истец осталась одна с ребенком, после регистрации второго брака вынуждена была переехать по месту службы супруга-военнослужащего, суд приходит к выводу, что изложенные обстоятельства по настоящему делу в своей совокупности свидетельствуют о наличии уважительных причин, препятствовавших Егошиной И.Е. своевременно реализовать свое право на социальную поддержку детей, оставшихся без попечения родителей, в установленный законом срок.

В соответствии с п.2 ст.1 Закона Брянской области от 29.12.2012 №107-З право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом имеют проживающие на территории Брянской области дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений в случае, если в соответствии со статьей 2 настоящего Закона их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

В силу прямого указания п.3 ч.4 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По смыслу действующего законодательства наличие хотя бы одного из приведенных обстоятельств является основанием для однократного предоставления детям-сиротам и лицам из их числа благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с п.7 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В силу статьи 2 Закона Брянской области от 02 декабря 2011г. №124-З полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот переданы от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации к органам местного самоуправления, обладающих статусом городского округа и муниципального района.

На территории Севского района и города Севска органом местного самоуправления, обладающим статусом муниципального района является муниципальное образование «Севский муниципальный район», что следует из Устава Севского муниципального района и Положения об администрации Севского муниципального района Брянской области /л.д. 37-38, 79-81/.

Согласно постановлению администрации Севского муниципального района от 14.06.2016 № 502 учетная норма площади жилого помещения, учитываемая при постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Севском муниципальном районе составляет 12 кв.м общей площади жилого помещения на одного члена семьи /л.д.55/.

Из материалов дела судом установлено, что истец с ДАТА постоянно зарегистрирована по адресу: <адрес> /л.д.5,10/.

Иного жилья на правах собственности за Егошиной (Шишкарёвой) И.Е. по состоянию на ДАТА по данным ЕГРН не зарегистрировано /л.д.25-27/.

С учетом общей площади указанного жилого помещения – <...> кв.м, доли истца в праве собственности - <...>, количества собственников – <...>, обеспеченность истца общей площадью данного жилого помещения составляет <...> кв.м, что менее учетной нормы, установленной постановлением администрации Севского муниципального района от ДАТА .

Из показаний Егошиной И.Е. установлено и материалами дела подтверждается, что в числе сособственников закрепленного за ней жилья значатся лица, не являющиеся членами ее семьи (отец, брат и дядя), с которыми у нее сложные отношения, в связи с чем не представляется возможным решить вопрос о ремонте и проживании ее в указанной квартире.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии у истца права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда.

Поскольку Егошина И.Е. до настоящего времени не воспользовалась государственными гарантиями поддержки детей, оставшихся без попечения родителей в силу стечения определенных для нее жизненных обстоятельств, ее жилищные условия на время обращения в суд не изменились, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для включения истца в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам специализированных жилых помещений, что не вступает в противоречие с конституционными предписаниями.

Вопреки позиции представителя ответчика, суд также отмечает, что тот факт, что Егошина И.Е. не была включена в список лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием к отказу в иске, так как исходя из положений Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий.

Сам по себе факт учета лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения.

В этой связи, уточненные исковые требования истца суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

Уточненные исковые требования Егошиной И.Е. к Администрации Севского муниципального района Брянской области удовлетворить.

Обязать администрацию Севского муниципального района Брянской области включить Егошину И.Е., ДАТА года рождения (паспорт ), в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Севский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ДАТА.

Председательствующий                                                О.В. Сафронова

2-127/2023 ~ М-65/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Егошина (Шишкарёва) Инга Евгеньевна
Ответчики
Администрация Севского муниципального района
Другие
Сектор опеки и попечительства администрации Севского муниципального района
Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области
Суд
Севский районный суд Брянской области
Судья
Сафронова О.В.
Дело на странице суда
sevsky--brj.sudrf.ru
12.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.04.2023Передача материалов судье
12.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.05.2023Подготовка дела (собеседование)
15.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.05.2023Судебное заседание
05.06.2023Судебное заседание
06.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.07.2023Дело оформлено
26.07.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее