УИД 79RS0002-01-2023-003158-05
Дело № 2-2280/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 сентября 2023 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе судьи Новосельцева Я.И.,
при секретаре Гаджикишиевой Д.Т.,
с участием процессуального истца - помощника прокурора города Биробиджана Драгунова А.Г.,
истца Шешеня А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Биробиджана в интересах Шешеня Антонины Витальевны к ОГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО» о признании права на получение мер государственной поддержки,
У С ТА Н О В И Л:
Прокуратура г. Биробиджана ЕАО, действующая в интересах Шешеня А.В. обратилась в суд с иском ОГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО» о признании права на получение мер государственной поддержки, свои требования мотивировала тем, что жилое помещение последней признано утраченным в результате чрезвычайной ситуации 2020 года. Решением ОГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО» от 10.02.2022 отказано в реализации права на получение мер государственной поддержки, поскольку договор социального найма заключен 25.01.2022. Просит суд признать за Шешеня А.В. право на получение мер государственной поддержки.
Определением суда от 23.08.2023 к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Министерство финансов Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, департамент социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области.
Процессуальный истец - помощника прокурора города Биробиджана Драгунов А.Г., истец Шешеня А.В. доводы и требования иска поддержали, просили удовлетворить и обратить решение суда к немедленному исполнению. Шешеня А.В. пояснила, что проживать в жилом помещении не возможно, поскольку только в одной комнате из двух имеется прибор отопления, в других они демонтированы. Иного жилого помещения не имеется, приближается зима.
Представитель ответчика ОГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО» не явился, извещен надлежащим образом, сведений о причинах неявки не сообщал, предоставил письменный отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении требований, поскольку Шешеня А.В. пропущен срок обращения с заявлением на получение мер поддержки.
Представители третьих лиц - Министерство финансов Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, департамент социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения участника процесса, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц и, изучив материалы дела, допросив свидетелей Головачевой Н.М., Аброськиной М.В., приходит к следующим выводам.
Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено право граждан Российской Федерации на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
Распоряжением губернатора ЕАО от 14.09.2020 № 284-рг «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Еврейской автономной области» на территории ЕАО с 14.09.2020 введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера для органов управления и сил областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный уровень реагирования.
Распоряжением правительства Еврейской автономной области от 26.11.2020 № 525-рп утвержден Порядок и условий предоставления гражданам, пострадавшим в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории области, связанной с превышением отметок опасного явления, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных (далее - Порядок).
Пунктами 3-6 указанного Порядка предусмотрено, что право на получение выплаты имеют граждане:
- являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Еврейской автономной области жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утвержденной правительством Еврейской автономной области в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания;
- не являющиеся на день введения режима ЧС собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах "а", "б" настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Выплата, предусмотренная настоящим Порядком, предоставляется в отношении одного утраченного жилого помещения однократно.
Исходя из анализа указанных выше норм, можно сделать вывод, что право на получение мер государственной поддержки имеют граждане, которые в результате стихийного бедствия утратили свое недвижимое имущество (часть имущества) и другого жилья не имеют.
Согласно положениям пункту 6 Порядка, утраченное жилое помещение должно быть включено в Перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, которые на момент их утраты не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Еврейской автономной области жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утвержденной правительством Еврейской автономной области в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в 2020 году (далее - Перечень), формируемый департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области (далее - департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства) по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку.
Факт утраты жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации 2020 года установлен решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 16.08.2022 по делу № 2-2367/2022 по иску прокурора города Биробиджана в интересах Шешеня Антонины Витальевны к мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области о признании жилого помещений в многоквартирном доме утраченным в результате чрезвычайной ситуации 2020 года, возложении обязанности направить сведения о включении жилого помещения в перечень утраченных в результате чрезвычайной ситуации.
Установлено, что Шешеня А.В. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> на основании договора социального найма № 1 от 25.01.2022, как указано в договоре на основании ордера № 1286 от 29.02.1992.
По действующему до 1 марта 2005 года законодательству основанием для вселения в жилое помещение являлся установленной формы ордер (ст. 47 ЖК РСФСР).
Согласно ст. 51 ЖК РСФСР договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер. В договоре найма жилого помещения определяются права и обязанности сторон по пользованию жилыми помещениями. К отношениям, вытекающим из договора найма жилого помещения, в соответствующих случаях применяются также правила гражданского законодательства Союза ССР и РСФСР.
Шешеня А.В. зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
Согласно показаниям свидетелей ФИО4, ФИО5 ФИО1 постоянно проживала в указанном жилом помещении, в том числе на момент чрезвычайной ситуации 2020 года.
Показания свидетелей последовательны, соответствуют материалам дела, суд не усматривает оснований им не доверять.
Из информации, предоставленной органами местного самоуправления Октябрьского, Облученского, <адрес>ов сведениями о наличии в собственности у Шешеня А.В., ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 не располагают, договор приватизации не заключался.
В поступившей по запросу суда информации из ЕГРН указано, что сведений о регистрации прав на объекты недвижимости Шешеня А.В., ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 не имеется.
ОГБУ «Облкадастр» письмом от 29.08.2023 сообщено об отсутствии сведений о регистрации права, приватизации жилого помещения Шешеня А.В., ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9
Довод представителя ОГБУ МФЦ о пропуске срока обращения за получением выплаты суд признает несостоятельным, поскольку Шешеня А.В. обращалась в ОГБУ «МФЦ» с заявлением о реализации права, а жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в 2022 году признано утраченным в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления 2020 года, соответственно для обращения с заявлением на выплату в срок не позднее 15 ноября 2021 года отсутствовали основания.
При таким обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения искового заявления прокуратуры города Биробиджана в интересах Шешеня Антонины Витальевны к ОГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО» о признании права на получение мер государственной поддержки.
В соответствии со ст. 212 ГПК РФ, суд может по просьбе заявителя обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для заявителя. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Принимая во внимание сообщенные сведения об отсутствии иного жилого помещения, пригодного для проживания у Шешеня А.В., а также отсутствие отопления в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, суд считает ходатайство стороны истца об обращении решения к немедленному исполнению подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 194 -199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокуратуры города Биробиджана в интересах Шешеня Антонины Витальевны к ОГБУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО» о признании права на получение мер государственной поддержки - удовлетворить.
Признать за Шешеня Антониной Витальевной (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серии №) право на получение выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с повышением отметок опасного явления.
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня вынесения судом в окончательной форме.
Судья Я.И. Новосельцев
Мотивированное решение изготовлено 02.10.2023.