Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-707/2023 ~ М-667/2023 от 14.08.2023

    РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

    27 сентября 2023 г.                                             пос. Дубна Тульской области

    Одоевский межрайонный суд Тульской области в составе:

    председательствующего Никифоровой О.А.,

    при помощнике Костиной Е.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-707/2023 по исковому заявлению администрации муниципального образования Дубенский район к Щукину Александру Петровичу о снятии земельного участка с кадастрового учета,

    установил:

    администрация муниципального образования Дубенский район обратилась в суд с исковым заявлением к Щукину А.П. о снятии земельного участка с кадастрового учета.

    В обоснование исковых требований указано, что 24 июля 2012 г. в администрацию муниципального образования Дубенский район поступило заявление Щукина А.П. с просьбой дать согласие на проведение комплекса землеустроительных и кадастровых работ в отношении земельного участка, площадью 1800 кв.м., для индивидуального строительства, расположенного по адресу: <данные изъяты>.

    Письмом от 02 августа 2012 г. администрация муниципального образования Дубенский район дала согласие Щукину А.П. на межевание земельного участка.

    24 августа 2012 г. в адрес администрации муниципального образования Дубенский район поступило заявление Щукина А.П. об утверждении схемы расположения земельного участка из земель населенных пунктов, площадью 1625 кв.м., с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <данные изъяты>.

    24 сентября 2012 г. администрацией муниципального образования Дубенский район принято постановление № 973 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории».

    Вышеуказанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 25 октября 2012 г. с присвоением ему кадастрового номера <данные изъяты>.

    В ноябре 2012 г. администрацией была дана публикация в газете о намерении сдать в аренду земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>.

    В течение 30 дней поступило одно заявление от Щукина А.П., на основании которого было принято постановление №1376 «О предоставлении в аренду Щукину А.П. земельного участка».

    15 января 2013 г. между отделом имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Дубенский район и Щукиным А.П. был заключен договор аренды №4 находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> из земель населенных пунктов с разрешенным использованием: для ИЖС, местоположение: <данные изъяты>, общей площадью 1625 кв.м.

    07 февраля 2013 г. договор аренды зарегистрирован в Управлении Росреестра по Тульской области.

    06 декабря 2016 г. Щукин А.П. обратился с заявлением о расторжении договора аренды, в связи с чем 28 декабря 2016 г. принято постановление №186 «О расторжении договора аренды с Щукиным А.П.».

    02 августа 2023 г. в адрес администрации муниципального образования Дубенский район поступило заявление от Антоновой Н.И. о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1625 кв.м., так как при выполнении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1500 кв.м., было установлено пересечение границ с земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты>.

    Просит аннулировать земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> из земель населенных пунктов с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <данные изъяты>, общей площадью 1625 кв.м., исключив из Единого государственного реестра недвижимости сведения об испрашиваемом земельном участке.

    Представитель истца администрации муниципального образования Дубенский район в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, в письменном ходатайстве заместитель главы администрации В.А. Миллер просил рассмотреть дело в отсутствие представителя истца, исковые требования поддержал.

    Ответчик Щукин А.П. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, заявлений и ходатайств не представил.

    Третье лицо Антонова Н.И. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, доверила защиту своих интересов представителю.

    Представитель третьего лица Антоновой Н.И. по доверенности Антонова Л.А. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, представила письменное заявление, в котором просила рассмотреть дело в отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражала.

    Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, заявлений и ходатайств не представил.

    В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, заблаговременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

    Изучив материалы дела, руководствуясь положениями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об обязанности доказывания обстоятельств по заявленным требованиям и возражениям каждой стороной, об отсутствии ходатайств о содействии в реализации прав в соответствии со статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также требованиями статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об определении судом закона, подлежащего применению к спорному правоотношению, суд приходит к следующему.

    Положениями статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, и иными способами, предусмотренными законом.

        Из статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 Кодекса.

    Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 24 июля 2012 г. в администрацию муниципального образования Дубенский район поступило заявление Щукина А.П. о даче согласия на выполнение комплекса землеустроительных и кадастровых работ в отношении земельного участка, площадью 1800 кв.м., для индивидуального строительства, расположенного по адресу: <данные изъяты>.

    02 августа 2012 г. администрация муниципального образования Дубенский район в письме № 402 дала согласие Щукину А.П. на межевание земельного участка.

    24 августа 2012 г. в адрес администрации муниципального образования Дубенский район поступило заявление Щукина А.П. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 1625 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, сформированного из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства.

    24 сентября 2012 г. администрацией муниципального образования Дубенский район принято постановление № 973 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории».

    Вышеуказанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 25 октября 2012 г. с присвоением ему кадастрового номера <данные изъяты>.

    В районной газете «Наследие» №7 от 23 ноября 2012 г. была опубликована информация о намерении администрации муниципального образования Дубенский район сдать в аренду земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1625 кв.м., из земель населенных пунктов, для ИЖС.

    26 ноября 2012 г. поступило одно заявление от Щукина А.П.

    25 декабря 2012 г. администрацией муниципального образования Дубенский район принято постановление №7376 «О предоставлении в аренду Щукину А.П. находящегося в государственной собственности земельного участка».

    15 января 2013 г. между отделом имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Дубенский район и Щукиным А.П. был заключен договор аренды №4 находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> из земель населенных пунктов с разрешенным использованием: для ИЖС, местоположение: <данные изъяты>, общей площадью 1625 кв.м.

    Согласно уведомлению Управления Росреестра по Тульской области от 07 февраля 2013 г. договор аренды № 4 зарегистрирован.

    06 декабря 2016 г. Щукин А.П. обратился к главе администрации муниципального образования Протасовское Дубенского района с заявлением о расторжении договора аренды № 4 от 15 января 2013 г.

    Постановлением главы администрации муниципального образования Протасовское Дубенского района от 28 декабря 2016 г. № 186 договор аренды № 4 от 15 января 2013 г. расторгнут.

    Кроме трого 09 января 2017 г. между администрацией муниципального образования Протасовское Дубенского района и Щукиным А.П. заключено соглашение о расторжении договор аренды № 4 от 15 января 2013 г., которое было зарегистрировано в Управлении Росреестра по Тульской области.

    02 августа 2023 г. в адрес администрации муниципального образования Дубенский район поступило заявление от Антоновой Н.И. о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1625 кв., поскольку при выполнении кадастровых работ по уточнению границ принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1500 кв.м., выявлено пересечение границ с земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты>, что нарушает ее права.

    Обращаясь с иском в суд, администрация муниципального образования Дубенский район сослалась на письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № Д23-1342, согласно которому ранее учтенные земельные участки могут быть сняты с учета на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.

    Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из следующего.

    Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

    Как следует из части 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

    Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (ч.7 вышеуказанной статьи).

    Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

    Во исполнение указанной нормы права, полномочия по государственной регистрации прав осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами.

    Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе объем вносимых в реестры сведений, устанавливается органом нормативно-правового регулирования (п.7 ст.7 Федерального закона РФ №218-ФЗ от 13 июля 2015 года).

    Исходя из положений Федерального закона РФ №218-ФЗ от 13 июля 2015 года, снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (п.33 ч.1 ст.26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пп.14, 15 ст.41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (п.3 ст.70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (ч.7 ст.72).

    Действующим законодательством не предусмотрены иные основания для снятия земельных участков, в том числе имеющих статус «учтенный», с государственного кадастрового учета.

    В соответствии с частью 3 статьи 70 указанного Федерального закона, орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01 марта 2008 г., в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.

    Пунктом 33 части 1 статьи 26 указанного Федерального закона установлено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с настоящим Федеральным законом.

    Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 г., если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом (пункт 21 указанного обзора).

    Таким образом, Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» прямо предусматривает перечень оснований, при наличии которых возможно снятие земельного участка с государственного кадастрового учета в административном порядке регистрирующим органом.

    Вместе с тем законодательно не исключено осуществление действий по снятию с государственного кадастрового учета на основании судебного решения.

    Согласно выписке из ЕГРН от 08 августа 2023 г. № КУВИ-001/2023-180518075, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> имеет площадь 1625+/-28 кв.м, категорию земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства, местоположение: <данные изъяты>, поставлен на кадастровый учет 25 октября 2012 г., собственник земельного участка отсутствует, сведения об объекте недвижимости имеют статус – «актуальные».

    Также из выписки следует, что в пределах указанного земельного участка расположенных объектов недвижимости нет.

    Согласно выписке из ЕГРН от 08 августа 2023 г. № КУВИ-001/2023-180518983, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> имеет площадь 1500 кв.м, категорию земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <данные изъяты>, поставлен на кадастровый учет 19 ноября 1992 г., собственником земельного участка является Антонова Н.И., сведения об объекте недвижимости имеют статус – «актуальные, ранее учтенные», в пределах указанного земельного участка расположенных объектов недвижимости нет, границы участка не установлены.

    С целью уточнения границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> был составлен межевой план от 20 июля 2023 г., из которого усматривается, что внесенные в ЕГРН границы земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> пересекают фактические границы земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, существующие на местности более 15 лет.

    В настоящее время возникла необходимость снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1625 кв.м., у которого нет правообладателя, который имеет статус «актуальные», объектов недвижимости на нем не располагается, а также в связи с имеющимся пересечением его границ с границами соседнего земельного участка.

    Согласно статье 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения. При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.

    Отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков не должно препятствовать участникам гражданского оборота в реализации их законных прав на принадлежащие им земельные участки. В данном случае существует законодательный пробел, который при отсутствии прямого запрета, а также иных способов разрешения указанной ситуации с помощью норм, предусматривающих порядок снятия земельного участка с кадастрового учета, не может являться препятствием для реализации принадлежащего права на распоряжение заявленными участками (пункт 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации).

    Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21 апреля 2003 г. № 6-П указал, что Гражданский кодекс не ограничивает заинтересованных лиц в выборе способа защиты нарушенного права и не ставит использование общих гражданско-правовых способов защиты в зависимость от наличия способов специальных. Граждане и юридические лица в силу статьи 9 Гражданского кодекса вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению с учетом статьи 12 Гражданского кодекса, исходя из характера спорных правоотношений и существа нарушенного права.

    Отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета учтенных земельных участков при отсутствии спора о правах на недвижимость не должно служить препятствием участникам гражданского оборота на судебную защиту.

    Доказательства наличия спора о праве при рассмотрении данного дела не установлено.

    При этом, суд учитывает, что внесение сведений о спорном объекте в государственный кадастр недвижимости нарушает права и законные интересы истца, в компетенции которого находятся вопросы земель, право государственной собственности на которые не разграничено, а истец не имеет иных способов защиты нарушенного права, кроме обращения в суд с иском о снятии участка с государственного кадастрового учета, учитывая, что и орган кадастрового учета не имеет иных правовых оснований для самостоятельного исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о спорном участке, кроме решения суда.

    Проанализировав установленные по делу обстоятельства, полно, всесторонне и объективно исследовав собранные по делу доказательства, каждое в отдельности и в совокупности с другими доказательствами, оценив их относимость, допустимость и достоверность в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, учитывая, что защита гражданских прав может осуществляться путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению, при этом принимая во внимание, что собственник у спорного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> отсутствует, объектов недвижимости на участке нет, имеется пересечение его границ с границами земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

    решил:

    исковые требования администрации муниципального образования Дубенский район к Щукину Александру Петровичу о снятии земельного участка с кадастрового учета удовлетворить.

    Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1625+/-28 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства, местоположение: <данные изъяты>, исключив из ЕГРН сведения о данном земельном участке.

    Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Одоевский межрайонный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    В окончательной форме решение суда изготовлено 29 сентября 2023 г.

    Председательствующий                                                               О.А. Никифорова

2-707/2023 ~ М-667/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация МО Дубенский район
Ответчики
Щукин Александр Петрович
Другие
Управление Росрееста по Тульской области
Антонова Надежда Ивановна
Суд
Одоевский межрайонный суд Тульской области
Судья
Никифорова Олеся Александровна
Дело на сайте суда
odoevsky--tula.sudrf.ru
14.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.08.2023Передача материалов судье
18.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.09.2023Подготовка дела (собеседование)
05.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.09.2023Судебное заседание
29.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.11.2023Дело оформлено
09.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее