РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 сентября 2023 г. пос. Дубна Тульской области
Одоевский межрайонный суд Тульской области в составе:
председательствующего Никифоровой О.А.,
при помощнике Костиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-707/2023 по исковому заявлению администрации муниципального образования Дубенский район к Щукину Александру Петровичу о снятии земельного участка с кадастрового учета,
установил:
администрация муниципального образования Дубенский район обратилась в суд с исковым заявлением к Щукину А.П. о снятии земельного участка с кадастрового учета.
В обоснование исковых требований указано, что 24 июля 2012 г. в администрацию муниципального образования Дубенский район поступило заявление Щукина А.П. с просьбой дать согласие на проведение комплекса землеустроительных и кадастровых работ в отношении земельного участка, площадью 1800 кв.м., для индивидуального строительства, расположенного по адресу: <данные изъяты>.
Письмом от 02 августа 2012 г. администрация муниципального образования Дубенский район дала согласие Щукину А.П. на межевание земельного участка.
24 августа 2012 г. в адрес администрации муниципального образования Дубенский район поступило заявление Щукина А.П. об утверждении схемы расположения земельного участка из земель населенных пунктов, площадью 1625 кв.м., с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <данные изъяты>.
24 сентября 2012 г. администрацией муниципального образования Дубенский район принято постановление № 973 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории».
Вышеуказанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 25 октября 2012 г. с присвоением ему кадастрового номера <данные изъяты>.
В ноябре 2012 г. администрацией была дана публикация в газете о намерении сдать в аренду земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>.
В течение 30 дней поступило одно заявление от Щукина А.П., на основании которого было принято постановление №1376 «О предоставлении в аренду Щукину А.П. земельного участка».
15 января 2013 г. между отделом имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Дубенский район и Щукиным А.П. был заключен договор аренды №4 находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> из земель населенных пунктов с разрешенным использованием: для ИЖС, местоположение: <данные изъяты>, общей площадью 1625 кв.м.
07 февраля 2013 г. договор аренды зарегистрирован в Управлении Росреестра по Тульской области.
06 декабря 2016 г. Щукин А.П. обратился с заявлением о расторжении договора аренды, в связи с чем 28 декабря 2016 г. принято постановление №186 «О расторжении договора аренды с Щукиным А.П.».
02 августа 2023 г. в адрес администрации муниципального образования Дубенский район поступило заявление от Антоновой Н.И. о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1625 кв.м., так как при выполнении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1500 кв.м., было установлено пересечение границ с земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты>.
Просит аннулировать земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> из земель населенных пунктов с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <данные изъяты>, общей площадью 1625 кв.м., исключив из Единого государственного реестра недвижимости сведения об испрашиваемом земельном участке.
Представитель истца администрации муниципального образования Дубенский район в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, в письменном ходатайстве заместитель главы администрации В.А. Миллер просил рассмотреть дело в отсутствие представителя истца, исковые требования поддержал.
Ответчик Щукин А.П. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, заявлений и ходатайств не представил.
Третье лицо Антонова Н.И. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, доверила защиту своих интересов представителю.
Представитель третьего лица Антоновой Н.И. по доверенности Антонова Л.А. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, представила письменное заявление, в котором просила рассмотреть дело в отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражала.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, заявлений и ходатайств не представил.
В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, заблаговременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, руководствуясь положениями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об обязанности доказывания обстоятельств по заявленным требованиям и возражениям каждой стороной, об отсутствии ходатайств о содействии в реализации прав в соответствии со статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также требованиями статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об определении судом закона, подлежащего применению к спорному правоотношению, суд приходит к следующему.
Положениями статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, и иными способами, предусмотренными законом.
Из статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 Кодекса.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 24 июля 2012 г. в администрацию муниципального образования Дубенский район поступило заявление Щукина А.П. о даче согласия на выполнение комплекса землеустроительных и кадастровых работ в отношении земельного участка, площадью 1800 кв.м., для индивидуального строительства, расположенного по адресу: <данные изъяты>.
02 августа 2012 г. администрация муниципального образования Дубенский район в письме № 402 дала согласие Щукину А.П. на межевание земельного участка.
24 августа 2012 г. в адрес администрации муниципального образования Дубенский район поступило заявление Щукина А.П. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 1625 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, сформированного из земель населенных пунктов для индивидуального жилищного строительства.
24 сентября 2012 г. администрацией муниципального образования Дубенский район принято постановление № 973 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории».
Вышеуказанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 25 октября 2012 г. с присвоением ему кадастрового номера <данные изъяты>.
В районной газете «Наследие» №7 от 23 ноября 2012 г. была опубликована информация о намерении администрации муниципального образования Дубенский район сдать в аренду земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1625 кв.м., из земель населенных пунктов, для ИЖС.
26 ноября 2012 г. поступило одно заявление от Щукина А.П.
25 декабря 2012 г. администрацией муниципального образования Дубенский район принято постановление №7376 «О предоставлении в аренду Щукину А.П. находящегося в государственной собственности земельного участка».
15 января 2013 г. между отделом имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Дубенский район и Щукиным А.П. был заключен договор аренды №4 находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> из земель населенных пунктов с разрешенным использованием: для ИЖС, местоположение: <данные изъяты>, общей площадью 1625 кв.м.
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Тульской области от 07 февраля 2013 г. договор аренды № 4 зарегистрирован.
06 декабря 2016 г. Щукин А.П. обратился к главе администрации муниципального образования Протасовское Дубенского района с заявлением о расторжении договора аренды № 4 от 15 января 2013 г.
Постановлением главы администрации муниципального образования Протасовское Дубенского района от 28 декабря 2016 г. № 186 договор аренды № 4 от 15 января 2013 г. расторгнут.
Кроме трого 09 января 2017 г. между администрацией муниципального образования Протасовское Дубенского района и Щукиным А.П. заключено соглашение о расторжении договор аренды № 4 от 15 января 2013 г., которое было зарегистрировано в Управлении Росреестра по Тульской области.
02 августа 2023 г. в адрес администрации муниципального образования Дубенский район поступило заявление от Антоновой Н.И. о снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1625 кв., поскольку при выполнении кадастровых работ по уточнению границ принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1500 кв.м., выявлено пересечение границ с земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты>, что нарушает ее права.
Обращаясь с иском в суд, администрация муниципального образования Дубенский район сослалась на письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № Д23-1342, согласно которому ранее учтенные земельные участки могут быть сняты с учета на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.
Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из следующего.
Согласно статье 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Как следует из части 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (ч.7 вышеуказанной статьи).
Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Во исполнение указанной нормы права, полномочия по государственной регистрации прав осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами.
Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе объем вносимых в реестры сведений, устанавливается органом нормативно-правового регулирования (п.7 ст.7 Федерального закона РФ №218-ФЗ от 13 июля 2015 года).
Исходя из положений Федерального закона РФ №218-ФЗ от 13 июля 2015 года, снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (п.33 ч.1 ст.26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пп.14, 15 ст.41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (п.3 ст.70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (ч.7 ст.72).
Действующим законодательством не предусмотрены иные основания для снятия земельных участков, в том числе имеющих статус «учтенный», с государственного кадастрового учета.
В соответствии с частью 3 статьи 70 указанного Федерального закона, орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения Единого государственного реестра недвижимости снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 01 марта 2008 г., в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости.
Пунктом 33 части 1 статьи 26 указанного Федерального закона установлено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 г., если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом (пункт 21 указанного обзора).
Таким образом, Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» прямо предусматривает перечень оснований, при наличии которых возможно снятие земельного участка с государственного кадастрового учета в административном порядке регистрирующим органом.
Вместе с тем законодательно не исключено осуществление действий по снятию с государственного кадастрового учета на основании судебного решения.
Согласно выписке из ЕГРН от 08 августа 2023 г. № КУВИ-001/2023-180518075, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> имеет площадь 1625+/-28 кв.м, категорию земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства, местоположение: <данные изъяты>, поставлен на кадастровый учет 25 октября 2012 г., собственник земельного участка отсутствует, сведения об объекте недвижимости имеют статус – «актуальные».
Также из выписки следует, что в пределах указанного земельного участка расположенных объектов недвижимости нет.
Согласно выписке из ЕГРН от 08 августа 2023 г. № КУВИ-001/2023-180518983, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> имеет площадь 1500 кв.м, категорию земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <данные изъяты>, поставлен на кадастровый учет 19 ноября 1992 г., собственником земельного участка является Антонова Н.И., сведения об объекте недвижимости имеют статус – «актуальные, ранее учтенные», в пределах указанного земельного участка расположенных объектов недвижимости нет, границы участка не установлены.
С целью уточнения границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> был составлен межевой план от 20 июля 2023 г., из которого усматривается, что внесенные в ЕГРН границы земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> пересекают фактические границы земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, существующие на местности более 15 лет.
В настоящее время возникла необходимость снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1625 кв.м., у которого нет правообладателя, который имеет статус «актуальные», объектов недвижимости на нем не располагается, а также в связи с имеющимся пересечением его границ с границами соседнего земельного участка.
Согласно статье 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения. При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.
Отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков не должно препятствовать участникам гражданского оборота в реализации их законных прав на принадлежащие им земельные участки. В данном случае существует законодательный пробел, который при отсутствии прямого запрета, а также иных способов разрешения указанной ситуации с помощью норм, предусматривающих порядок снятия земельного участка с кадастрового учета, не может являться препятствием для реализации принадлежащего права на распоряжение заявленными участками (пункт 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21 апреля 2003 г. № 6-П указал, что Гражданский кодекс не ограничивает заинтересованных лиц в выборе способа защиты нарушенного права и не ставит использование общих гражданско-правовых способов защиты в зависимость от наличия способов специальных. Граждане и юридические лица в силу статьи 9 Гражданского кодекса вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению с учетом статьи 12 Гражданского кодекса, исходя из характера спорных правоотношений и существа нарушенного права.
Отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета учтенных земельных участков при отсутствии спора о правах на недвижимость не должно служить препятствием участникам гражданского оборота на судебную защиту.
Доказательства наличия спора о праве при рассмотрении данного дела не установлено.
При этом, суд учитывает, что внесение сведений о спорном объекте в государственный кадастр недвижимости нарушает права и законные интересы истца, в компетенции которого находятся вопросы земель, право государственной собственности на которые не разграничено, а истец не имеет иных способов защиты нарушенного права, кроме обращения в суд с иском о снятии участка с государственного кадастрового учета, учитывая, что и орган кадастрового учета не имеет иных правовых оснований для самостоятельного исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о спорном участке, кроме решения суда.
Проанализировав установленные по делу обстоятельства, полно, всесторонне и объективно исследовав собранные по делу доказательства, каждое в отдельности и в совокупности с другими доказательствами, оценив их относимость, допустимость и достоверность в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, учитывая, что защита гражданских прав может осуществляться путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению, при этом принимая во внимание, что собственник у спорного земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> отсутствует, объектов недвижимости на участке нет, имеется пересечение его границ с границами земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования администрации муниципального образования Дубенский район к Щукину Александру Петровичу о снятии земельного участка с кадастрового учета удовлетворить.
Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1625+/-28 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства, местоположение: <данные изъяты>, исключив из ЕГРН сведения о данном земельном участке.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Одоевский межрайонный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено 29 сентября 2023 г.
Председательствующий О.А. Никифорова