Дело № 2-247/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 марта 2022 года город Карачаевск
Карачаевский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего судьи Долаева А.С.,
при секретаре судебного заседания Пиляровой З.М.,
с участием
- истца Прокурору Карачаево-Черкесского межрайонного природоохранного прокурора ФИО2,
- представителя ответчика, Федерального государственного бюджетного учреждения «Тебердинский Национальный Парк» по доверенности от (дата обезличена). ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в гражданское дело по иску Карачаево-Черкесского межрайонного природоохранного прокурора к Федерального государственного бюджетного учреждения «Тебердинский Национальный Парк» о взыскании в пользу федерального бюджета вреда причиненного окружающей среде в результате порчи земли при захламлении в размере 160 000 рублей, установил:
Карачаево-Черкесского межрайонный природоохранный прокурор, руководствуясь ст.ст. 22, 45 ГПК РФ, ст. 12, ч. 1 ст. 1065 ГК РФ, ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст.ст. 34, 56, 75-78, 80 Федерального закона «Об охране окружающей среды» действуя в интересах Российской федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Федерального государственного бюджетного учреждения «Тебердинский Национальный Парк» о взыскании в пользу федерального бюджета вреда причиненного окружающей среде в результате порчи земли при захламлении в размере 160 000 рублей, В обоснование заявленного иска истцом указано Карачаево-Черкесской межрайонной природоохранной прокуратурой КЧР на основании положений Федеральною закона «О прокуратуре Российской Федерации», Земельного кодекса Российской Федерации. Федерального закона от (дата обезличена) № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от (дата обезличена) № 7-ФЗ) проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего отношения, возникающие в области охраны окружающей среды и землепользования, в ходе которой выявлены нарушения закона.
Карачаево-Черкесской межрайонной природоохранной прокуратурой КЧР во исполнение задания первого заместителя прокурора Карачаево-Черкесской Республики ФИО4 от (дата обезличена) (номер обезличен) «О проведении проверки исполнения земельного и градостроительного законодательства» с привлечением специалистов Северо-Кавказского межрегионального Управления Росприроднадзора, Управления Росреестра по КЧР, Министерства природных ресурсов по КЧР (дата обезличена) проведена проверка земельного участка с кадастровым номером 09:10:0010101:3006, расположенного в водоохранной зоне (адрес обезличен), категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов для природоохранной деятельности.
Согласно справке о проведении совместной проверки с Карачаево-Черкесской межрайонной природоохранной прокуратурой КЧР по соблюдению земельного и градостроительного законодательства государственного инспектора КЧР в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов КЧР ФИО5 от (дата обезличена) в ходе обследования земельного участка установлено, что на территории обособленного участка с кадастровым номером 09:09:0011201:3, входящего в состав единого земельного участка с кадастровым номером 09:09:0000000:1, на которое зарегистрировано право бессрочного пользования ранее за ФГБУ «Тебердинский государственный природный биосферный заповедник» сейчас за ФГБУ «Тебердинский Национальный Парк», находится несанкционированная свалка ТКО площадью 610 кв.м. и общим объемом при визуальном определении 20 тонн.
Согласно справке Управления Росреестра по КЧР межмуниципального отдела по (адрес обезличен)м исх. (номер обезличен)(21) 19.04.2021 территория, на которой имеется несанкционированное складирование твердых коммунальных отходов, расположена на обособленном земельном участке с кадастровым номером 09:09:0011201:3 входящий в состав единого землепользования с кадастровым номером 09:09:0000000:1, на который зарегистрировано право постоянного бессрочного пользования за «Тебердинский государственный природный биосферный заповедник» сейчас за ФГБУ «Тебердинский Национальный Парк».
Согласно представленному Северо-Кавказским межрегиональным Управлением Росприроднадзора расчету ущерба, причиненного почвам земельного участка особо охраняемых территорий и объектов для природоохранной деятельности с кадастровым номером с кадастровым номером 09:09:0011201:3, расположенного в водоохранной зоне правого берега (адрес обезличен), произведенного в соответствии с «Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды», утв. приказом Минприроды России от (дата обезличена) (номер обезличен), общий размер ущерба составил 160 000 рублей.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования по изложенным в иске обоснованиям просил удовлетворить.
Представитель ответчика – ФГБУ «Тебердинский национальный парк признал заявленные истцом требования, указывая на то, что последствия признания иска ему судом разъяснены и понятны.
Выслушав истца учитывая признание иска представителем ответчика, изучив материалы дела, суд находит иск прокурора подлежащими удовлетворению по следующим обоснованиям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного крута лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 22 ГПК РФ исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из экологических правоотношений подведомственны судам общей юрисдикции.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
В силу ст. 3 Федерального закона от (дата обезличена) № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду: платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде и другие.
Частью 1 ст. 11 Федерального закона от (дата обезличена) № 7-ФЗ закреплено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии с ч.1 ст.77 Федерального закона от (дата обезличена) № 7-ФЗ физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет (ч. 3 ст. 78 Федерального закона от (дата обезличена) № 7-ФЗ).
Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, установлен в ст. 78 Федерального закона от (дата обезличена) №7-ФЗ, в соответствии с п. 1 которой такая компенсация осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Из изложенного следует, что реализованные ответчиком - ФГБУ «Тебердинский Национальный Парк» действия, последствия которых непредсказуемы для окружающей среды, напрямую затрагивает (нарушает) права и интересы неопределенного круга лиц (каковыми являются лица, постоянно или временно проживающие на территории КЧР) на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, т.е. права граждан, которые в силу ст.ст. 17, 18, и 42 Конституции Российской Федерации являются неотчуждаемыми, непосредственно действующими, гарантированы и соответственно защищаются действующим законодательством.
При этом, в соответствии с п.1 ст.1 Земельного кодекса Российской Федерации установлен приоритет охраны земли, как важнейшего компонента окружающей среды.
В силу требований статьи 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса (п.1 ст. 13 ЗК РФ).
Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от (дата обезличена) №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от (дата обезличена) №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (п.З ст. 13 ЗК РФ).
Согласно требованиями ст. 34 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Загрязнение твердо-бытовыми отходами земельного участка, относящегося к категории особо охраняемых природных территорий, препятствует достижению целей охраны земель по предотвращению и ликвидации загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечению рационального их использования. Риск возникновения перечисленных неблагоприятных процессов, а также факторов негативного воздействия, предусмотренных ст. 13 ЗК РФ, может повлечь также нарушение прав неопределённого круга лиц на благоприятную и безопасную окружающую среду жизнедеятельности.
Из пункта 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от (дата обезличена) (номер обезличен) «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» следует, что вред, причиненный окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме (пункт 1 статьи 77, пункт 1 статьи 79 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). Суд вправе уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином окружающей среде, с учетом его имущественного положения, кроме случаев, когда он причинен действиями, совершенными умышленно (пункт 3 статьи 1083 ГК РФ).
Согласно сформировавшейся судебной практике (определение Верховного суда Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен)-ПЭК15, определение Конституционного суда Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен)), восстановление нарушенного состояния окружающей среды не тождественно процедуре ликвидации последствия загрязнения окружающей среды (земель). Такое восстановление осуществляется после процедуры ликвидации последствий загрязнения окружающей среды (земель). Рекультивация земель полностью не возмещает вред в смысле, придаваемом этому понятию пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса и пунктом 3 статьи 77 Закона № 7-ФЗ. При определении экологического вреда в денежном выражении подлежат учету не только затраты на восстановление нарушенной природной среды, но и экологические потери, которые невосполнимы или трудновоисполнимы.
В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от (дата обезличена) (номер обезличен) «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона об охране окружающей среды). Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец. Вместе с тем, принимая во внимание необходимость принятия эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства (пункты 1, 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, часть 1 статьи 196 ГПК РФ, часть 1 статьи 168 АПК РФ).
Подобное бездействие со стороны ФГБУ «Тебердинский Национальный Парк» нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами права и интересы государства и граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, охрану жизни и здоровья, не позволяет обеспечить благополучную эпизоотолого-эпидемиологическую обстановку в национальном парке, повышает риск заражения и распространения заболеваемости животных и людей.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, присуждения к исполнению обязанности в натуре и возмещения убытков.
В силу п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
На основании ст. 46 (п. 22) Бюджетного Кодекса РФ платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде на особо охраняемых природных территориях федерального значения, подлежат зачислению в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов.
Исходя из требований приведенных правовых норм и приведенных в обоснование иска исследованных судом доказательств, подтверждающих обоснованность требования прокурора суд руководствуясь ст.194-ст.198 ГПК РФ, решил:
Иск Карачаево-Черкесского межрайонного природоохранного прокурора к Федерального государственного бюджетного учреждения «Тебердинский Национальный Парк» – удовлетворить. Взыскать в пользу федерального бюджета с Федерального государственного бюджетного учреждения «Тебердинский Национальный Парк» в счет возмещения вреда причиненного окружающей среде в результате порчи почв при их захламлении, денежную сумму в размере 160 000 (ста шестидесяти тысяч) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Карачаевский городской суд в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики.
Мотивированное решение составлено 09.03.2022 года.
Судья А.С. Долаев