Дело №2-765/2022
РЕШЕНИЕ CУДА
Именем Российской Федерации
20 июля 2022 года
Дубненский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Григорашенко О.В.,
при секретаре Алагаевой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой Светланы Львовны к ГУ- Главное управление Пенсионного фонда РФ №5 по г.Москве и Московской области о включении периодов работы в специальный стаж,
УСТАНОВИЛ:
Иванова С.Л. обратилась в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ № 5 по г. Москве и Московской области об обязании ответчика включить в специальный стаж периоды ее работы в должности фельдшера.
В обоснование своих требований истица ссылалась на то, что 28 декабря 2021 г. она обратилась в ГУ – УПФ РФ № 5 по г. Москве и Московской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, поскольку полагала, что имеется требуемый стаж – 30 лет. 04 апреля 2022 г. ответчиком вынесено решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, поскольку отсутствовал требуемый стаж, установленный пп.20 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях». Ивановой С.Л. было засчитано только 21 год 03 месяца 08 дней. Ответчиком не был засчитан в специальный стаж период работы истицы с 09.08.1996 г. по 31.12.2004 г. в должности «фельдшер», поскольку, по мнению ответчика, должность истца не была связана с непосредственным осуществлением лечебной деятельности.
Однако, истица не согласна с решением ответчика, полагая, что указанный период должен быть включен в специальный стаж, т.к. Иванова С.Л. являлась выездным фельдшером, следовательно, осуществляла лечебную деятельность. В связи с чем, вынуждена обратиться в суд для защиты своего права на пенсионное обеспечение, заявив требования о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы с 09.08.1996 г. по 31.12.2004 г. (08 лет 04 месяца 23 дня) в должности «фельдшер».
Истица Иванова С.Л., извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, реализовав свое право на участие в деле через представителя Малкина О.Ю., который исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика - ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ №5 по г.Москве и Московской области по доверенности Герасимова А.Ю. исковые требования не признала по тем основаниям, что спорный период не может быть включен в специальный стаж истицы, поскольку в штатных расписаниях ГБУЗ МО «Дубненская городская станция скорой медицинской помощи» должность «фельдшер» отсутствует, но имеется «фельдшер по приему и передаче вызовов» и «выездной фельдшер», не предусмотренные Списками. Работа в должности фельдшера по приему и передаче вызовов является работой организационного характера.
Выслушав позиции сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит исковые требования Ивановой С.Л. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон), установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.1 ст. 8 Закона право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Закона установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч.3 ст. 30 Закона).
В соответствии с пп. «а» п.2 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 г. № 1015 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - застрахованные лица), при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - страховые взносы).
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2 ст. 30 Закона).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ, применяются:
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (Приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г. (далее - Перечень № 1397);
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, с применением положений абз. четвертого и пятого п. 2 указанного Постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно (далее - Список № 464);
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1066, для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно (далее - Список № 1066);
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.2002 по настоящее время (далее - Список № 781).
Как установлено в ходе судебного разбирательства, 28.12.2021 г. Иванова С.Л. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пп.20 п.1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», т.е. в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решением ответчика от 04.04.2022 г. истице отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, поскольку необходимого для досрочного назначения пенсии специального стажа у Ивановой С.Л. не имеется (л.д. 7), к зачету принято 21 год 03 месяца 08 дней при необходимом специальном стаже 30 лет.
Ответчиком не принят к зачету период работы истицы в должности «фельдшер» с 09 августа 1996 г. по 31 декабря 2004 г. (08 лет 04 месяца 23 дня) в ФИО8.
Данный период работы не принят пенсионным органом по мотиву того, что у работодателя в штатных расписаниях должность «фельдшер» отсутствует, а имеется «фельдшер по приему и передаче вызовов» и «выездной фельдшер», которые Списками не предусмотрены. По мнению ответчика, Иванова С.Л. не осуществляла лечебную деятельность, поскольку являлась фельдшером по приему вызовов.
Однако суд не может согласиться с таким решением пенсионного органа по следующим основаниям.
Период работы Ивановой С.Л. с 09.08.1996 г. по 31.10.1999 г. регулируется Списком №464, согласно которому право на досрочное назначение пенсии предоставлено врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Положениями Общесоюзного классификатора «Профессии рабочих, должности служащих и тарифные разряды», утвержденного Постановлением Госстандарта СССР от 27.08.1986 года №016; Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 №367 (действует с 01 января 1996 года по настоящее время), предусматривается наименование должности «фельдшер».
Периоды работы истицы с 01.11.1999 г. по 31.12.2001 г. и с 01.01.2002 г. по 31.12.2004 г. регулируются Списками №1066 и №781 соответственно, согласно которым право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеет фельдшер станции скорой медицинской помощи.
Действительно, вышеуказанные Списки предусматривают наименование профессии «фельдшер».
Между тем, ведомственный нормативный акт - Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 марта 1999 года № 100 -утвердил штатные нормативы медицинского и фармацевтического персонала станций и отделений скорой и неотложной медицинской помощи, которыми предусмотрены должности «фельдшер выездной бригады» и «фельдшер по приему вызовов и передаче их выездной бригаде». Данным приказом также утверждены положения по данным должностям, которые предполагают различные по своим функциям должностные обязанности.
В силу пункта 1.2 Приказа Минздрава РФ от 26.03.1999 № 100 при выполнении обязанностей по оказанию скорой медицинской помощи в составе фельдшерской бригады фельдшер является ответственным исполнителем всей работы, а в составе врачебной бригады он действует под руководством врача.
Фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи обязан, в том числе, оказывать скорую медицинскую помощь больным и пострадавшим на месте происшествия и во время транспортировки в стационары; вводить больным и пострадавшим лекарственные препараты по медицинским показаниям, осуществлять остановку кровотечения, проводить реанимационные мероприятия в соответствии с утвержденными отраслевыми нормами, правилами и стандартами для фельдшерского персонала по оказанию скорой медицинской помощи; уметь пользоваться имеющейся медицинской аппаратурой; владеть техникой снятия электрокардиограмм (пункты 2.2 - 2.5 Приказа Минздрава РФ от 26.03.1999 № 100).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2006 г. № 435 было установлено тождество наименований должностей «фельдшер выездной бригады», «фельдшер скорой помощи», «фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи», «фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой медицинской помощи» и «фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи» наименованию должности «фельдшер», предусмотренному Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781.
Согласно записям, содержащимся в трудовой книжке Ивановой С.Л.:
- 20 марта 1990 года принята на работу в ФИО10 на должность фельдшера по приему и передаче вызовов отделения скорой помощи;
- 20 марта 1990 года переведена на должность фельдшера отделения скорой помощи на период отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет основного работника;
- 01 сентября 1991 года переведена на должность фельдшера отделения скорой помощи постоянно;
- 08 августа 1996 года уволена в порядке перевода в Дубненскую городскую станцию скорой и неотложной медицинской помощи;
- 09 августа 1996 года принята в МУЗ «Дубненская городская станция скорой медицинской помощи» на должность фельдшера скорой помощи в порядке перевода из МСЧ-9.
Согласно штатным расписаниям Дубненской станции скорой помощи, представленным из Архивного отдела Администрации г.о.Дубна Московской области, данное учреждение с 1996 года по 2004 год включительно имело в своем штате: старшего фельдшера, выездного фельдшера и фельдшера по приему и передаче вызовов.
При этом, Иванова С.Л. в юридически значимый период занимала должность выездного фельдшера, что подтверждается тарификационными списками работников, т.е. непосредственно осуществляла лечебную деятельность.
Таким образом, суд приходит к выводу, что наименование должности Ивановой С.Л. – «фельдшер скорой помощи», как записано в трудовой книжке истицы, соответствует наименованию должности, предусмотренному Списками №1066 и №781, а характер работы подтверждается представленными тарификационными списками работников; наименование должности «выездной фельдшер», как указано в этих тарификационных списках, соответствует Приказу Минздрава РФ от 26.03.1999 № 100.
Исследованной совокупностью доказательств подтверждается, что Иванова С.Л. в спорный период работала на полную ставку в должности и учреждении, предусмотренными Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Принимая во внимание все вышеизложенное, суд приходит к выводу, что период работы Ивановой С.Л. в качестве фельдшера с 09.08.1996 г. по 31.12.2004 г. подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Таким образом, специальный стаж работы Ивановой С.Л. по состоянию на 28.12.2021 г. составляет 29 лет 08 месяцев 01 день:
- 21 год 03 месяца 08 дней – зачтены ответчиком;
- 08 лет 04 месяца 23 дня – включены судом.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ивановой Светланы Львовны к ГУ- Главное управление Пенсионного фонда РФ №5 по г.Москве и Московской области о включении периодов работы в специальный стаж – удовлетворить.
Обязать ГУ- Главное управление Пенсионного фонда РФ №5 по г.Москве и Московской области включить Ивановой Светлане Львовне в специальный стаж периоды ее работы в должности «фельдшер» с 09 августа 1996 г. по 31 декабря 2004 г. (08 лет 04 месяца 23 дня) в муниципальном учреждении здравоохранения «Дубненская городская станция скорой медицинской помощи».
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба через Дубненский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Решение в окончательной форме изготовлено 21 июля 2022 года.
Судья