Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1699/2022 ~ М-1679/2022 от 17.05.2022

№2-1699/2022

№58RS0018-01-2022-003221-59

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 июля 2022 года

Ленинский районный суд г. Пензы в составе

председательствующего судьи Егоровой И.Б.

при помощнике Журилиной С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фролова В.А. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда РФ по Пензенской области об установлении факта проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом, признании решения незаконным и понуждении к назначению пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

Фролов В.А. обратился в суд с названным иском, указав, что решением ОПФ РФ по Пензенской области от 18 января 2022 года №574694/21 ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости с учетом снижения возраста, предусмотренного Законом РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

С решением Фролов В.А. не согласен, считает нарушающим его права.

Истец указывает, что 22 февраля 1986 года он заключил брак с ФИО3., которая была зарегистрирована и проживала по адресу: Адрес . С момента заключения брака они стали проживать по указанному адресу, что могут подтвердить свидетели.

Фролов В.А. просит установить факт проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом по адресу: Адрес , в период с 22 февраля 1986 года по 5 мая 1987 года; признать решение ОПФР по Пензенской области №574694/21 от 18 января 2022 года незаконным; обязать ответчика назначить досрочную пенсию по старости с учетом снижения возраста, предусмотренного Законом РФ №1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В судебном заседании истец Фролов В.А. исковые требования уточнил в части даты назначения досрочной пенсии, просил обязать ответчика назначить досрочную пенсию по старости с учетом снижения возраста, предусмотренного Законом РФ №1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», с 27 января 2022 года; в остальной части ранее заявленные исковые требования поддержал.

Представитель ответчика Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда РФ по Пензенской области по доверенности Улыбина Н.В. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в решении об отказе в установлении пенсии от 18 января 2022 года №574694/21.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, материалы пенсионного дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что 28 декабря 2021 года Фролов В.А. обратился в ОПФР по Пензенской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости со снижением возраста в соответствии с Законом РФ №1244-1 от 15мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решением ОПФР по Пензенской области от 18 января 2022 года №574694/21 установлен факт постоянного проживания и работы Фролова В.А. в зоне с льготным социально-экономическим статусом, составившим 11 лет 5 месяцев 1 день, что дает право на установление досрочной пенсии по достижении возраста 58 лет (л.д.6).

Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона №400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях в РФ» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В силу ст.10 Федерального закона №166-ФЗ от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В соответствии со ст. 28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет. Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).

На основании ст. 34 указанного Закона РФ гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

К лицам, на которых распространяются указанные меры социальной поддержки (п. 8 ч. 1 ст. 13 указанного Закона), относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно примечанию к статьям 32 - 35 названного Закона установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на данной территории до момента переселения (выезда) с нее или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Таким образом, в соответствии с вышеназванными нормами права, пенсия по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию назначается в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.

На основании подп. «б» п.18 приказа Минтруда России от 4 августа 2021 года №538 н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению» для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии по старости по государственномупенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в зависимости от категории гражданина необходимы документы (сведения) о постоянном проживании (периоде постоянного проживания) или работе (периоде работы) в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (подпункты 4 - 10 пункта 1 статьи 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

Поскольку истец претендует на снижение пенсионного возраста в обшей сложности на 3 года в связи с проживанием (работой) на момент катастрофы на Чернобыльской АЭС на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, учитывая, что право на снижение возраста на 2 года установлено Фролову В.А. пенсионным органом при принятии оспариваемого решения, юридически значимым обстоятельством, подлежащим доказыванию по настоящему делу, является факт проживания (работы) истца на территории с льготным социально-экономическим статусом с 26 апреля 1986 года по 30 июня 1986 года.

Судом установлено, что с. Пыркино Бессоновского района Пензенской области до 1 февраля 1998 года относилось к зоне с льготным социально-экономическим статусом в соответствии с перечнем, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 5 апреля 1993 года №557-р.

Оспаривая решение ГУ – ОПФ РФ по Пензенской области в части исключения периода его проживания с 22 февраля 1986 года по 5 мая 1987 года в с. Пыркино Бессоновского района Пензенской области, Фролов В.А. утверждает, что в указанный период он проживал по адресу: Адрес , в доме родителей его супруги ФИО3

Как следует из представленной суду копии похозяйственной книги №3 Чертковского сельсовета на 1986, 1987, 1988, 1989, 1990 гг., содержащей записи о проживании лиц в хозяйстве в с. Чертково Бессоновского района, принадлежащем ФИО1, отцу истца, последний выбыл из с. Черткого Бессоновского района в Проказнинский сельский совет в мае 1987 года (л.д.38), то есть за пределами периода, имеющего юридическое значение.

Из похозяйственной книги №5 лицевой счет №412 за период с 1986 по 1990 гг. усматривается, что Фролов В.А зарегистрирован по адресу: Адрес , 5 мая 1987 года, откуда выбыл в свое хозяйство в с. Пыркино 10 мая 1989 года (л.д.39-40, 41-42).

Согласно справке администрации Проказнинского сельсовета Бессоновского района Пензенской области №17 от 26 января 2022 года Фролов В.А. проживал и зарегистрирован по адресу: Адрес , с 10.05.1987 г. по 03.11.2004 г. (л.д. 8 об.).

В соответствии со сведениями, содержащимися в военном билете, Фролов В.А. снят с воинского учета Чертковским сельским советом в связи с выездом в с. Пыркино Бессоновского района, где поставлен на учет 5 мая 1987 года (л.д.43).

Из сообщения Вазерской амбулатории следует, что в период с 22 февраля 1986 года по 5 мая 1987 года Фролов В.А. в Вазерской амбулатории Бессоновской районной больницы не наблюдался (л.д.35).

Таким образом, вышеуказанными документами факт проживания Фролова В.А. в спорный период времени в с. Пыркино Бессоновского района Пензенской области не подтверждается.

Иные доказательства, которые бы в соответствии с вышеуказанным Приказом Минтруда России от 4 августа 2021 года №538н свидетельствовали о постоянном проживании истца в юридически значимый период с 26 апреля 1986 года по 30 июня 1986 года в с. Пыркино Бессоновского района Пензенской области, относящемся к зоне с льготным социально-экономическим статусом, истцом не представлены.

Факт работы истца в данный период на территории с льготным социально-экономическим статусом также не установлен. Согласно сведениям трудовой книжки Фролов В.А. принят на работу в Лунинский мехлесхоз (Вазерское лесничество) 3 июля 1986 года (л.д.18-19).

Между тем льготное пенсионное обеспечение для лиц, проживающих в зоне с льготным социально-экономическим статусом, направлено в первую очередь на социальную защиту тех граждан, которые вследствие проживания на загрязненной территории подверглись испытанному риску радиоактивного вреда и право на досрочную пенсию имеют только те лица, которые постоянно проживали или работали на территориях, отнесенных законодателем к зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО2, проживавшая в спорный период в Адрес , пояснила, что Фролов В.А. действительно проживал в с. Пыркино после свадьбы с ФИО3, до этого жил в другой деревне. Ей известно, что его супруга Наталья работала в г. Пензе медсестрой. При этом свидетель не смогла категорично подтвердить факт его проживания в с. Пыркино в период времени с 26 апреля 1986 года по 30 июня 1986 года.

Свидетель ФИО3 в судебном заседании пояснила, что является бывшей супругой Фролова В.А., брак расторгнут в 1999 году, однако проживают они с истцом в одном доме. Также пояснила, что сразу после свадьбы, состоявшейся 22 февраля 1986 года, они стали проживать в доме ее родителей в Адрес . Работала она с 1984 года по 2015 год в больнице им. Бурденко в г. Пензе, но при этом жила в с. Пыркино.

Как следует из копии карточки Т-2, представленной ГБУЗ ПОКБ им. Н.Н. Бурденко, сведения о месте жительства ФИО3, принятой на работу в данное медицинское учреждение в 1984 году, относятся к 1989 году (л.д.27-30).

Суд относится критически к показаниям свидетеля ФИО3 являющейся лицом, заинтересованным в исходе рассмотрения настоящего спора. Показания же свидетеля ФИО2 юридически значимых обстоятельств, связанных с фактом проживания истца в спорный период времени в с. Пыркино, не содержат и не подтверждают.

Кроме того, суд считает, что показания свидетелей в отсутствие иных доказательств не являются достаточными для признания за истцом права на назначение ему пенсии по старости, предусмотренной Законом РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Принимая во внимание, что в ходе судебного разбирательства не нашел своего подтверждения факт постоянного проживания истца в период с 26 апреля 1986 года по 30 июня 1986 года в зоне с льготным социально-экономическим статусом, исковые требования об установлении факта проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом в указанный период времени, с 22 февраля 1986 года по 5 мая 1987 года, признании решения незаконным и понуждении к назначению пенсии с 27 января 2022 года (по достижении им 57 лет) удовлетворению не подлежат.

Кроме того, факт проживания истца с 22 февраля 1986 года по 25 апреля 1986 года и с 1 июля 1986 года по 5 мая 1987 года в данном случае правового значения не имеют.

При этом суд отмечает, что при достижении истцом возраста 58 лет у него возникнет право на назначение досрочной пенсии по старости со снижением возраста на 2 года в соответствии с Законом РФ №1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Фролова В.А. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда РФ по Пензенской области об установлении факта проживания на территории с льготным социально-экономическим статусом, признании решения незаконным и понуждении к назначению пенсии оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение одного месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 21 июля 2022 года.

Судья И.Б. Егорова

2-1699/2022 ~ М-1679/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Фролов Владимир Анатольевич
Ответчики
ГУ-ОФПР по Пензенской области
Суд
Ленинский районный суд г. Пензы
Судья
Егорова Ирина Борисовна
Дело на сайте суда
leninsky--pnz.sudrf.ru
17.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.05.2022Передача материалов судье
18.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.06.2022Подготовка дела (собеседование)
21.06.2022Подготовка дела (собеседование)
21.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.07.2022Судебное заседание
14.07.2022Судебное заседание
21.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее