Дело №2-742/2021 УИД 21RS0012-01-2021-000997-04
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 ноября 2021 года село Моргауши
Моргаушский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Турхан А.Н.,
при секретаре судебного заседания Ивановой С.Ю.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Моргаушского района Чувашской Республики Кудряшова К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Моргаушского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шатьмапосинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики о возложении обязанности оборудовать контейнерные площадки для твердых коммунальных отходов,
установил:
Прокурор Моргаушского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Шатьмапосинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики о возложении обязанности оборудовать контейнерные площадки для твердых коммунальных отходов в <адрес> напротив <адрес>, <адрес> напротив <адрес>, <адрес> рядом с магазином, бетонным, асфальтовым или иным водонепроницаемым покрытием, в соответствии с СанПиН 2.1.2.3684-21 в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведения проверки соблюдения требований законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при установке контейнерных площадок для твердых коммунальных отходов в Шатьмапосинском сельском поселении Моргаушского района прокуратурой Моргаушского района Чувашской Республики было установлено, что в 3 местах сбора твердых коммунальных отходов: <адрес> напротив <адрес>, <адрес> напротив <адрес>, <адрес> рядом с магазином, определенных администрацией сельского поселения, отсутствует специальное бетонное, асфальтовое или иное водонепроницаемое покрытие. В связи с тем, что администрация Шатьмапосинского сельского поселения Моргаушского района добровольно не исполнила требования представления прокурора от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, прокурор обратился с иском в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Моргаушского района Чувашской Республики Кудряшов К.В. заявленные требования поддержал, привел суду доводы, изложенные в исковом заявлении, просил удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Шатьмапосинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, в заявлении просит рассмотреть дело без их участия.
Представители третьего лица администрации Моргаушского района Чувашской Республики, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, на судебное заседание не явились, об уважительности причины неявки суд не известили.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
В силу статьей 2 и 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В статье 21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 10 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов является компетенцией органов местного самоуправления.
В статье 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также Федерального закона №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения не отнесены вопросы, предусмотренные пунктом 18 части 1 указанной статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (ч.4 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ).
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 8 Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 года №19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В силу части 4 статьи 8 Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 года №19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктом 19 части 1 настоящей статьи.
Таким образом, участие в организации деятельности по накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения сельского поселения.
Более того, соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ полномочия по решению вопросов местного значения по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов администрацией Моргаушского района переданы администрации Шатьмапосинского сельского поселения.
Постановлением администрации Шатьмапосинского сельского поселения Моргаушского района от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден реестр контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов, расположенных на территории Шатьмапосинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики. Согласно приложения к данному постановлению, на территории <адрес> определено место для накопления твердых коммунальных отходов, напротив <адрес>, для сбора коммунальных отходов жителями <адрес>; на территории <адрес> напротив <адрес> рядом с магазином по <адрес>, для сбора коммунальных отходов жителями <адрес>.
В ходе прокурорской проверки ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в указанном месте сбора твердых коммунальных отходов специальная площадка с бетонным, асфальтовым или иным водонепроницаемым покрытием отсутствует.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
С учетом изложенного судом установлено, что бремя содержания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в <адрес> возложено в соответствии с законодательством на ответчика администрацию Шатьмапосинского сельского поселения Моргаушского района.
Из представленных доказательств: акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, фотоматериала, представленного помощником прокурора Кудряшовым К.В., судом установлено, что контейнерная площадка в <адрес> напротив <адрес>, <адрес> напротив <адрес>, <адрес> рядом с магазином не оборудованы бетонным, асфальтовым или иным водонепроницаемым покрытием в соответствии с СанПин 2.1.3684-21.
В пункте 3 раздела II санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3, указано, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи <6> должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров (п. 4).
В данном случае судом установлено, что контейнерные площадки для твердых коммунальных отходов в <адрес> и <адрес> не покрыты твердым (асфальтовым либо бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, не имеют подъездной путь и ограждения, обеспечивающие предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора Моргаушского района и возложить на администрацию Шатьмапосинского сельского поселения Моргаушского района обязанность оборудовать контейнерную площадку в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21.
На основании статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом объема необходимых работ, суд считает разумным установить ответчику срок для выполнения возложенных на него обязанностей – в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Свои доводы и доказательства по исковым требованиям ответчик не представил, в том числе не заявил о приведении контейнерных площадок в соответствие с требованиями СанПиН 2.1.3684-21.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Обязать администрацию Шатьмапосинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики оборудовать контейнерную площадку для накопления твердых коммунальных отходов, расположенную в <адрес>, напротив <адрес>, <адрес> напротив <адрес>, <адрес> рядом с магазином, бетонным, асфальтовым или иным водонепроницаемым покрытием в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года №3, в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Моргаушский районный суд Чувашской Республики-Чувашии в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 24 ноября 2021 года.
Судья А.Н. Турхан