Гражданское дело № 2-435/2022
УИД 27RS0015-01-2022-000702-14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июня 2022 года п.Ванино
Ванинский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Стромиловой Е.А.,
при секретаре Басалаевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Росгвардии по Хабаровскому краю к Лескову Владимиру Александровичу о прекращении права собственности на оружие и разрешении уничтожения оружия,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Росгвардии по Хабаровскому краю обратилось в Ванинский районный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Лескову В.А. о прекращении права собственности на оружие и разрешении уничтожения оружия. В обоснование исковых требований указано, что должностными лицами ОЛРР по Ванинскому и Советско-Гаванскому районам 16.11.2019 года у гр. Лескова В.А изъята одна единица оружия ограниченного поражения: ПБ-4-1 ОСА калибр 18/45 серия П №, в связи с нарушением требований Федерального закона от 13.12.1996 г. № 150- ФЗ «Об оружии» (нарушение правил хранения). Указанное оружие помещено на ответственное хранение в комнату хранения оружия ОМВД России по Ванинскому району ул. Невского д.1, где и хранится по настоящее время. Отделением лицензионно-разрешительной работы (по Ванинскому и Советско-Гаванскому районам) Управления Росгвардии по Хабаровскому краю гражданину Лескову В.А. направлено уведомление (исх. № 81003/188 от 22.04.2022 г.) о необходимости принятия мер к оформлению разрешительного документа на право хранения (хранения и ношения) оружия (предоставить документы), либо принять решение об отчуждении оружия в установленном законом порядке). Оружие с 16.11.2019 года находится в комнате хранения оружия ОМВД России по Ванинскому району ул. Невского д. 1. Ответчик до настоящего времени не принимается каких-либо действий, направленных на возврат указанного оружия. При этом бремя содержания оружия легло на ОМВД России по Ванинскому району ул. Невского д.1. Хранение оружия требует определенных затрат, в частности по поддержанию специального температурного режима и влажности помещения, регулярного технического ухода и так далее. При таких обстоятельствах оружие фактически является брошенным.
Просит прекратить право собственности гражданина Лескова В.А. на оружие ограниченного поражения: ПБ-4-1 ОСА калибр 18/45 серия П № и разрешить отделению лицензионно-разрешительной работы (по Ванинскому и Советско-Гаванскому районам) Управления Росгвардии по Хабаровскому краю уничтожение оружия ограниченного поражения: ПБ-4-1 ОСА калибр 18/45 серия П № на основании пункта 12 части 1 статьи 9 Федеральным законом от 3 июля 2016г.№ 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».
Представитель истца Управления Росгвардии по Хабаровскому краю Стрелков С.М. просил дело рассмотреть в его отсутствие. На исковых требованиях настаивает.
Ответчик Лесков В.А. в судебное заседание не прибыл, о времени и месте рассмотрения дела уведомлялся судом надлежащим образом.
Суд, руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Огласив исковое заявление, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказа собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом (пункт 1).
Одно из таких оснований предусмотрено ст. 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок. В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества. Если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику.
Согласно п. 2 ст. 129 ГК РФ законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Федеральный закон "Об оружии") хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.
Согласно ст. 28 Федерального закона "Об оружии" контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют органы внутренних дел и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также органы государственного надзора за соблюдением государственных стандартов Российской Федерации.
Федеральным законом "Об оружии" от 13.12.1996 N 150-ФЗ (далее - Закон) регулируются правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, Закон направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.
В силу статьи 13 Закона право на приобретение огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения, спортивного оружия, охотничьего оружия, сигнального оружия, холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, имеют граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, после получения лицензии на приобретение конкретного вида оружия в органах внутренних дел по месту жительства.
В соответствии с пунктом "б" статьи 24 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 814 от 21.07.1998 лицензии на приобретение оружия не выдаются гражданам Российской Федерации: а) при наличии у них хронических и затяжных психических расстройств с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями; б) больным алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией.
Согласно пункту 3 статьи 26 Закона, лицензии на приобретение, а также разрешения на хранение или хранение и ношение оружия аннулируются органами, выдавшими эти лицензии или разрешения, в том числе в случаях возникновения обстоятельств, исключающих возможность получения лицензий и разрешений либо вынесения судебного решения о лишении гражданина соответствующего специального права, об аннулировании лицензии и (или) разрешения.
В судебном заседании установлено, что Лесков В.А. является собственником оружия ограниченного поражения: ПБ-4-1 ОСА калибр 18/45 серия П №.
16.11.2019 года у ответчика указанное оружие было изъято, в связи с нарушением правил хранения оружия и помещено на хранение в ОМВД России по Ванинскому району.
22.04.2022 года ответчику было направлено уведомление о необходимости получения разрешения на хранение ношение оружия, предоставив соответствующие документы в ОЛРР (по Ванинскому и Советско-Гаванскому районам) Управления Росгвардии по Хабаровскому краю в течение месяца с момента получения уведомления или принять меры к продаже оружия.
Как следует из искового заявления и не опровергнуто ответчиком, Лесков В.А. до настоящего времени меры к получению разрешения на оружие или к продаже оружия не принимаются, нахождение оружия на хранении в ОМВД России по Ванинскому району, влечет для них несение определенных затрат.
Таким образом, спорное оружие не может принадлежать ответчику в связи с нарушением требований хранения, лишает ответчика права владеть и пользоваться им. Мер к получению разрешения ответчик не предпринимает в течение длительного времени, с ноября 2019 года.
Непринятие ответчиком действий по возврату оружия свидетельствует о его фактическом отказе от права собственности на оружие.
На основании изложенного, суд находит требования истца в данной части обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца в части получения разрешения на принудительное уничтожение оружия, находящегося на хранении в ОМВД России по Ванинскому району, ввиду следующего.
Порядок изъятия и уничтожения оружия и патронов к нему регламентирован Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814.
В силу п. 82 указанных Правил, изъятое или конфискованное оружие и патроны к нему, а также копии оружия подлежат историко-культурной и искусствоведческой экспертизе, организуемой Министерством культуры РФ, к осуществлению которой могут привлекаться специалисты других федеральных органов исполнительной власти, а также юридических лиц, имеющих лицензии на производство, коллекционирование или экспонирование оружия.
По результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение. При этом оружие, признанное по результатам экспертизы имеющим культурную ценность либо в отношении которого необходимо создание особых условий хранения, подлежит передаче на хранение в специально уполномоченные органы и организации, определенные Министерством культуры Российской Федерации.
Согласно пункту 83 Правил, изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.
Поскольку истцом не представлено в суд доказательств того, что оружие являющееся предметом спора является технически неисправным, а иных требований определяющих возможную судьбу оружия (получение разрешения на реализацию либо реализация) не заявлено, исковые требования в указанной части удовлетворению не подлежат.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ, подпунктом 8 пункта 1 статьи 333.20 НК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Из анализа данных норм следует, что, если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец.
Истец на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ размер государственной пошлины для организаций при подаче искового заявления неимущественного характера составляет 6000 рублей.
На основании изложенного, с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета Ванинского муниципального района Хабаровского края государственная пошлина в размере 6 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░-4-1 ░░░ ░░░░░░ 18/45 ░░░░░ ░ №.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 000 (░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░.░.