ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 25 мая 2022 года № 7а-205/2022
г. Вологда
Судья Вологодского областного суда Коничева А.А., рассмотрев жалобу главы администрации сельского поселения Мяксинское Киселевой Л.Г. на постановление судьи Череповецкого районного суда Вологодской области от 28 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации сельского поселения Мяксинское,
установила:
25 января 2022 года в 13:50 по результатам осмотра места (площадки) для временного накопления твердых бытовых отходов (далее - ТКО) в д.Максаково Череповецкого района установлено, что площадка не оборудована в соответствии с требованиями действующего законодательства, а именно: отсутствует ограждение, предупреждающее разнесение отходов по прилегающей территории, территория вокруг контейнеров для ТКО захламлена, что является нарушением части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.3, п.8, п.9 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий».
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении администрации сельского поселения Мяксинское протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 6.35 КоАП РФ.
Постановлением судьи Череповецкого районного суда Вологодской области от 28 марта 2022 года юридическое лицо - администрация сельского поселения Мяксинское Череповецкого муниципального района Вологодской области - признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 125000 тысяч рублей.
В жалобе глава администрации сельского поселения Мяксинское Киселева Л.Г. просит постановление отменить, заменить наказание устным замечанием. Указывает, что администрацией были приняты все необходимые меры по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований, но не были соблюдены по независящим от нее причинам.
Участники производства по делу об административном правонарушении в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки в судебное заседание не сообщили, в связи с чем, на основании пункта 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ судьей принято решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 6.35 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления.
Положения статьи 11, пункта 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон №52-ФЗ) обязывают юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства.
В силу статьи 22 указанного закона отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктами 1, 2 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 данной статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Из материалов дела следует, что администрации сельского поселения Мяксинское вменяется в вину то, что не приняты все зависящие от неё меры по соблюдению требований законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (пунктов 3, 8 и 9 СанПиН 2.1.3684-21), а именно:
- площадка для временного накопления твердых бытовых отходов в д.Максаково Череповецкого района не оборудована в соответствии с требованиями действующего законодательства - отсутствует ограждение, предупреждающее разнесение отходов по прилегающей территории;
- территория вокруг контейнеров для твердых бытовых отходов захламлена отходами.
В соответствии с указанными СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (п.3 СанПиН); владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением №1 к Санитарным правилам (п.8 СанПиН); при накоплении ТКО, в том числе при раздельном сборе отходов, владельцем контейнерной и (или) специальной площадки должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку (п.9 СанПиН).
Судом установлено, что с 14 декабря 2021 года в д.Максаково Череповецкого района вокруг контейнеров для ТКО образовалась свалка отходов, территория деревни загрязнена разносимым от контейнеров мусором ввиду отсутствия заграждения и несвоевременного вывоза ТКО по причине неудовлетворительной очистки дороги от снега.
При этом обязанность по содержанию дорог в указанный период была возложена на сельское поселение (л.д. 60). Доказательств надлежащего выполнения данной обязанности материалы дела не содержат.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов. В силу части 3 статьи 14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19, 20, 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.
Среди названных пунктов отсутствует пункт 18, в соответствии с которым к полномочиям органов местного самоуправления относится участие в организации деятельности по накоплению и транспортированию ТКО.
Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Законом Вологодской области от 13 ноября 2014 года №3474 «О закреплении за сельскими поселениями области вопросов местного значения городских поселений» вопрос местного значения, предусмотренный пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ, закреплен за сельскими поселениями Вологодской области (статья 1 Закона).
Вместе с тем, пункт 18, предусматривающий такое полномочие органов местного самоуправления как участие в организации деятельности по накоплению и транспортированию ТКО, не подразумевает под собой создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО.
Следовательно, за сельским поселением закреплены в данном случае только полномочия по участию в организации деятельности по накоплению и транспортировке ТКО, поэтому выявленное нарушение в части отсутствия ограждения, предупреждающего разнесение отходов по прилегающей территории, подлежит исключению из объема обвинения.
Вместе с тем, факт совершения административного правонарушения, выразившегося в том, что территория вокруг контейнеров для твердых бытовых отходов захламлена отходами, подтверждается доказательствами, собранными в ходе производства по делу, оцененными судом первой инстанции при рассмотрении дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия исчерпывающего комплекса мер, направленных на недопущение нарушений требований закона, не представлено, в связи с чем юридическое лицо - администрация сельского поселения Мяксинское - обоснованно признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 6.35 КоАП РФ.
Таким образом, юридическое лицо - администрация сельского поселения Мяксинское обоснованно признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 6.35 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены, административное наказание назначено с применением пунктов 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 6.35 КоАП РФ.
Довод жалобы о малозначительности административного правонарушения подлежит отклонению.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Выявленные же при изложенных выше обстоятельствах нарушения являются грубым нарушением санитарно-эпидемиологических требований, действующих в Российской Федерации, а потому её действия признаков малозначительности не содержат, оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
Иных доводов, которые опровергали бы выводы судьи городского суда и влекли отмену решения, в жалобе не приведено.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решила:
постановление судьи Череповецкого районного суда Вологодской области от 28 марта 2022 года изменить, исключить из его мотивировочной части и из объема обвинения администрации сельского поселения Мяксинское вывод о том, что сельским поселением допущено нарушение пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21.
В остальной части постановление судьи Череповецкого районного суда Вологодской области от 28 марта 2022 года оставить без изменения, жалобу главы администрации сельского поселения Мяксинское Киселева Л.Г. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу в день его вынесения и может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья
ФИО1 областного суда А.А. Коничева