Дело № 2-2363/2022
УИД 21RS0025-01-2022-001808-02
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июля 2022 года город Чебоксары
Московский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Ивановой Т.В.,
при секретаре судебного заседания Перловой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьминой Луизы Вавиловны к ГУ- Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии о признании решения незаконным в части, возложении обязанности зачислить в специальный медицинский стаж периоды работы, досрочном назначении страховой пенсии,
У с т а н о в и л :
Истец Кузьмина Л.В. обратилась в суд с иском к ответчику ГУ- Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии (далее- Отделение ПФР) о признании решения незаконным в части, возложении обязанности зачислить в специальный медицинский стаж периоды работы, досрочном назначении страховой пенсии, указав в обоснование иска, что она обратилась в Отделение ПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Ответчика от 31.01.2022г. было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, в соответствии с п. 20 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ ввиду отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения за назначением пенсии.
При этом указано, что фактическая продолжительность специального стажа составляет 22 лет 00 мес. 07 дн., при требуемой продолжительность специального стажа 25 лет.
При подсчете специального стажа Ответчиком не были включены в льготный стаж периоды работы:
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - помощник санитарного врача Урмарского районного ЦГСЭН отсутствуют сведения о постоянной занятости, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости);
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - заведующая Старошептаховским ФАП (наименование должности не предусмотрено Списком);
-периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ указав, что отсутствуют сведения о начислении заработной платы.
Считает данное решение в части не включения вышеуказанных периодов не законным и неправомерным, нарушающим право на пенсионное обеспечение.
Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ помощником санитарного врача Урмарского районного ЦГСЭН подлежит включению в льготный стаж дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, так как она предусмотрена Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», действовавшего до 1 ноября 1999г., Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999г. № 1066 и введенных в действие с 1 ноября 1999г., установлено, что в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях и учреждениях, предусмотренных Списком, а так же Правилами исчисления периодов работы дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в учреждениях здравоохранения утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781.
В период работы истца помощником санитарного врача действовало Постановление №464 от 06.09.1991, требований о занятости полного рабочего дня не были предусмотрены. Данные требования появились только после ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», действовавшего до 1 ноября 1999г., врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы за 1 год 3 месяца.
Считает, что период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в льготный страховой стаж, дающий право для назначения досрочной пенсии в льготном исчислении год работы как 1 год и 3 месяца.
Период работы заведующей Старошептаховским ФАП с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.г. не включен ответчиком в связи с тем, что наименование должности не предусмотрено Списком.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
В соответствии с названным Списком право на досрочное назначение страховой пенсии по старости предоставлено заведующему фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра).
Поскольку спорные периоды работы имели место до вступления в законную силу Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 при решении данного спора необходимо руководствоваться законодательством, действовавшим в период выполнения спорных периодов работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В период работы заведующей Старошептаховским ФАП с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовало постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 № 464 об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», в котором указаны «Врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности» т.е. работа в должности заведующей ФАП включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет.
В соответствии с Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждении здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15.10.1999 № 377, заведующие фельдшерско-акушерским пунктом отнесены к среднему медперсоналу.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 627 от 07.10.2005 г. утверждена единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, пункт 4, 5 которого предусматривает, что фельдшерские акушерские пункты, фельдшерские пункты являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения.
Согласно записи №№ трудовой книжки, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг. работала в Урмарской райбольнице в качестве заведующей Ст. Шептаховского ФАП (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по уходу за ребенком).
Согласно штатному расписанию медицинского персонала фельдшерско-акушерского пунктов Урмарской центральной районной больницы Министерства здравоохранения ЧР за 1995 год числились заведующая (1должность) и санитарка (0,5 должности). Иных работников в штате Старошептаховском ФАП не имелось.
Считает, что период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в льготный страховой стаж, дающий право для назначения досрочной пенсии в льготном исчислении год работы как год и 3 месяца.
При подсчете пенсионным органом специального стажа не были включены в льготный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
По приказу работодателя истец была направлена на курсы повышения квалификации ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о повышении квалификации), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельстве повышении квалификации № - в приложении). За время нахождения на курсах повышения квалификации за нею сохранялось место работы, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ
Просит суд:
1. Признать решение Ответчика ПФР № от ДД.ММ.ГГГГ. в части не включения в стаж периодов работы помощником санитарного врача Урмарского районного ЦГСЭН с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; заведующей Старошептаховским ФАП с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не законным.
2. Обязать Ответчика включить в специальный стаж дающий право на назначение досрочной страховой пенсии периоды работы помощником санитарного врача Урмарского районного ЦГСЭН с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; заведующей Старошептаховским ФАП с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении год работы как один год и 3 месяца.
3. Обязать Ответчика включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
На судебное заседание истец Кузьмина Л.В. не явилась, извещена надлежаще о слушании дела, представила суду заявление о рассмотрении дела без ее участия. Ранее в судебном заседании истец Кузьмина Л.В. и ее представитель Трофимова Н.Н., действующая по устному ходатайству, исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
В судебное заседание представитель ответчика ГУ - Отделения Пенсионного фонда РФ по Чувашской Республике не явился, извещены надлежаще о слушании дела, представили суду отзыв на иск, в котором указали, что исковые требования не признают по основаниям, изложенным в письменных возражениях, указав, чтонормативными актами возможность включения в специальный медицинский стаж работы в качестве заведующего не предусмотрена. К числу должностей среднего медицинского персонала, работа в которых дает право досрочное назначении пенсии, относятся, в частности, лишь должности заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - акушерки (фельдшера, медицинской сестры), заведующего фельдшерским здравпунктом - фельдшера (медицинской сестры), заведующего медицинским пунктом - медицинской сестры (фельдшера).
На судебное заседание представитель третьего лица БУ «Урмарская ЦРБ» Минздрава Чувашии не явился, извещены надлежаще о слушании дела, своих возражений суду не представили.
Изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ст.39 ч.2 Конституции РФ государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
С 1 января 2015 года вступили в действие Федеральный закон № 400-ФЗ «О трудовых пенсиях» и Федеральный закон № 424-ФЗ «О накопительной пенсии». С этой же даты перестает применяться Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (п.3 ст.36 Закона № 400-ФЗ). Применение закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» возможно только для расчета страховой части трудовой пенсии за период до 1 января 2015 года. Вес остальные законы и нормативные акты, регулирующие вопросы пенсионного обеспечения, подлежат применению только в той части, которая не противоречат Закону № 400-ФЗ и Закону № 424-ФЗ.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О «страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Согласно п.п. 20 п.1 ст. 30 этого закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 ФЗ от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (п. 3 и п. 4 ст.30 № -00-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Поскольку спорный период работы истца имел место до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при рассмотрении данного спора суд руководствуется законодательством, действовавшим в период выполнения истцом спорных периодов работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Из материалов дела следует, что истец Кузьмина Л.В., ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ. Кузьмина Л.В. обратилась в ГУ - Отделение РФ по ЧР- Чувашии с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Отделения ПФР № от ДД.ММ.ГГГГ. Кузьминой Л.В. отказано в назначении страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого льготного стажа на дату обращения за пенсией.
При этом, требуемая продолжительность льготного стажа составляет - 25 лет, продолжительность льготного стажа составила 22 г. 0 мес. 07 дн., требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента - 23,4; фактическая величина индивидуального пенсионного коэффициента - имеется.
При этом в подсчет специального стажа истца пенсионным органом не были включены периоды:
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период работы помощником санитарного врача Урмарского районного ЦГСЭН (по причине - нет подтверждения постоянной занятости, дающей прав на досрочное назначение по старости);
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период работы заведующей Старошептаховским ФАП (по причине - наименование должности не предусмотрено Списком),
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - периоды нахождения на курсах повышения квалификации (отсутствуют сведения о начислении заработной платы).
Согласно п. 2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости липам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
На основании п. 5 вышеуказанных Правил периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 3 месяца.
По состоянию на 31.12.2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».
Согласно п. 3 указанного Постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01.11.1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464.
В соответствии со Списком № 464 от 06.09.1991 года право на назначение досрочной пенсии имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно- эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Из копии диплома СТ № следует, что Редькова (Кузьмина) Л.В. в 1993г. закончила Канашское медицинское училище Минздрава ЧР по специальности «лечебное дело» (л.д.15).
Из копии свидетельства о заключении брака серии II-РЛ № следует, что Кузьмин О.Л. и Редькова Л.В. заключили брак ДД.ММ.ГГГГ. и жене присвоена фамилия «Кузьмина» (л.д.16).
Из копии трудовой книжки № следует, что Кузьмина (Редькова) Л.В.:
ДД.ММ.ГГГГ. принята в Урмарский районный ЦГСЭИ на должность пом. сан. врача (приказ по ЦГСЭН № от ДД.ММ.ГГГГ.),
ДД.ММ.ГГГГ. - уволена с работы по собственному желанию ст. 31 КЗоТ РСФСР (Пр. № от ДД.ММ.ГГГГ.),
ДД.ММ.ГГГГ. - принята временно в Урмарскую райбольницу в качестве зав. Ст. Старошептаховским ФАП за время декретного и административного отпусков по уходу за ребенком Никифоровой Л. (Пр. № к от ДД.ММ.ГГГГ.). (л.д.12)
В части требований истца о включении в специальный стаж дающий право на назначение досрочной страховой пенсии период работы с ДД.ММ.ГГГГ. заведующей Старошептаховским ФАП (по причине - наименование должности не предусмотрено Списком), суд приходит к следующему.
В соответствии со Списком № от ДД.ММ.ГГГГ. правом на назначение досрочной пенсии пользуются заведующий фельдшерско-акушерским пунктом: акушерка (или фельдшер), работающие в должностях и учреждениях, указанных в данном Списке. В этом Списке предусмотрена должность заведующей фельдшерско- акушерским пунктом и акушерка.
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ выданной БУ ЧР Урмарская центральная районная больница» МЗ ЧР, а также справки № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Кузьмина Л.В. с ДД.ММ.ГГГГ. (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. работала в качестве заведующей Старошептаховским ФАП и ей начислялась заработная плата (л.д.42-43), таким образом указанный период подлежит включению в ее специальный стаж, так как из ее пояснений видно, что, работая заведующей Старошептаховским фельдшерским пунктом, она выполняла весь комплекс мероприятий по лечению населения, проведению профилактических мероприятий, выполняла работу по акушерству, работала с детьми, производила им прививки.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 21 п 1 ст. 27 Закона. Кроме того, в части, не урегулированной указанными Правилами, порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27, 28 Закона установлен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516. При разрешении вопросов о включении в специальный стаж или иных периодов работы применению подлежит законодательство, действовавшее в спорный период. Распространение действий нормативно-правовых актов, принятых позднее и изменивших условия приобретения пенсионных прав в неблагоприятную сторону, по сравнению с ранее действовавшим правовым регулированием, и придание тем самым обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее по существу, отмену для этих лиц прав, приобретенных ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, противоречит ч.1 ст.1, чл.1-2 ст.19, ч.1 ст.39 и ч.ч.2 и 3 ст. 59 Конституции РФ.
Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».
В 1980-х годах до 1992 года действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" право на пенсию за выслугу (досрочную трудовую пенсию) лет имели врачи и другие медицинские работники лечебно-профилактических учреждений, санитарно-профилактических учреждений. С 1992 года действовало Постановление Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 года, принятое во исполнение ст.83 Закона РФ от 20.11.1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации», вступившего в силу полностью с 01.01.1992 г. В Списках профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденных указанным постановлением, был указан средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Указанное постановление СМ РСФСР действовало до принятия Постановления Правительства РФ №1066 от 22.09.1999 г. «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию в связи с лечебной деятельностью» - до 01.11.1999 г. Указанным Постановлением работникам здравоохранения один год работы в сельской местности засчитывается как один год и 3 месяца. При этом включение периодов работы в специальный стаж не ставилось в зависимость от выполняемой нормы (продолжительности) рабочего времени.
В должности заведующей фельдшерским пунктом и фельдшерско-акушерским пунктом истица работала одна, выполняя обязанности фельдшера, акушера и медицинской сестры. Данная лечебная работа в сельском населенном пункте сосредоточена на одном медработнике, то есть на заведующем ФП или ФАП. Работала она полный рабочий день, получала зарплату, работодатель за неё уплачивал страховые взносы. По образованию истица является акушеркой, что подтверждается дипломом. На должности заведующей ФАП или ФП (фельдшер, медицинская сестра, акушер) могут работать только специалисты, имеющие средне - медицинское образование по специальности: «фельдшер», «акушер», «медицинская сестра». Указанная работа является работой в должности среднего медицинского персонала, что подтверждается приказом Министерства здравоохранения СССР от 27.07.1973 г. N566, совместным Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 г. N 379/24-11. Поэтому исключение периода работы истицы в качестве заведующей ФП является незаконным, так как эта работа равнозначна и тождественна работой заведующей ФАП и она подлежат включению в её специальный стаж истицы, дающий право на назначение досрочной пенсии. Исключение периодов нахождения на курсах повышения квалификации истица также считает незаконным, так как на этих курсах она проходила обучение по специальности с сохранением заработной платы и должности. Работодатель выплачивал за эти периоды страховые взносы, что подтверждается приказами о направлении ее на учёбу.
В Списках, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066, должность «заведующая фельдшерским пунктом» не поименована. В Списках имеется должность «заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера». Согласно Положению о заведующем фельдшерско-акушерским пунктом фельдшере, утвержденном приказом министра здравоохранения СССР № 566 от 27 июля 1973 г., действовавшем до апреля 2003 года на должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом назначается специалист, окончивший среднее медицинское учебное заведение с присвоением квалификации фельдшера или фельдшера-акушера. Заведующий оказывает доврачебную медицинскую помощь населению на территории деятельности фельдшерско-акушерского пункта. Как указывается в Положении, в этих целях он ведет амбулаторный прием на пункте; ведет больных на дому; оказывает первую неотложную медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях (ранения, кровотечения, отравления и др.) с последующим вызовом врача к этому больному или направлением его в соответствующее ближайшее лечебно-профилактическое учреждение независимо от ведомственной подчиненности, сопровождая больного в необходимых случаях лично. Как подчеркнуто в Положении, фельдшер своевременно направляет больных, нуждающихся во врачебной медицинской помощи, в соответствующие лечебно-профилактические учреждения; выполняет врачебные назначения, подготавливает больных к приему их врачом на пункте, принимает участие в диспансеризации населения. Указанные должностные обязанности закреплены за этой должностью и в настоящее время.
В соответствии со Списками и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066, при назначении пенсии после 1 ноября 1999 г. льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников стало применяться только при смешанном стаже, то есть, если работа протекала как в городе, так и в сельской местности (поселке городского типа). Если же работа протекала только в сельской местности, то к исчислению такого стажа льготный порядок не применяется (пункт 2).
Из исследованных доказательств установлено, что работа заведующей Старошептаховским ФАП фактически тождественна работе на должности заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера, поименованной в Списке. Следовательно, работа истицы заведующей указанным выше фельдшерским пунктом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в специальный стаж работы как работа на должности заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера и акушерки в льготном исчислении один год работы как один год и три месяца.
Также истица просит включить в специальный стаж дающий право на назначение досрочной страховой пенсии период работы с ДД.ММ.ГГГГ. - помощником санитарного врача Урмарского районного ЦГСЭН (отказ - нет подтверждения постоянной занятости, дающей прав на досрочное назначение по старости).
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике - Чувашии» следует, что в архивных данных Учреждения имеется запись в Книге приказов Урмарского районного центра Госсанэпиднадзора (период с ДД.ММ.ГГГГ.) о приеме на работу временно на должность помощника санитарного врача п гигиене детей и подростков Редькову Л.В. с ДД.ММ.ГГГГ (параграф 3 приказа № от ДД.ММ.ГГГГ), запись об увольнении Редьковой Л.В. - отсутствует.
Указанное также подтверждается копией Книгой приказов Урмарского районного центра Госсанэпиднадзора.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Для оценки пенсионных прав истца до ДД.ММ.ГГГГ подлежит применению Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, в который были включены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Согласно п. 2 указанного постановления в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в спорные периоды истец Кузьмина Л.В. осуществляла трудовую медицинскую деятельность в должностях и учреждениях, соответствующих вышеуказанным Спискам и работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Согласно пунктов 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Кроме того, периоды работы истца, как указано выше, подтверждены записями в трудовой книжке установленного образца, являющейся в соответствии со ст.66 Трудового кодекса РФ, основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 5 утверждено Разъяснение, согласно пункту 5 которого право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Аналогичное положение содержится и в п.6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516.
В соответствии п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что наименования должности и учреждения, в которых работала Кузьмина Л.В. в указанные периоды соответствуют как ныне действующему Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п. 20 ч.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, включающему в себя наименование должности «заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер); фельдшер», так и ранее действующему Списку должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066.
Согласно пунктам 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
При таких обстоятельствах, требования истца о возложении на пенсионный орган обязанности по включению в подсчет ее специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения являются законными и обоснованными, подлежат удовлетворению в части включения в подсчет ее специального стажа периоды работы помощником санитарного врача Урмарского районного ЦГСЭН с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ; заведующей Старошептаховским ФАП с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении год работы как один год и 3 месяца, поскольку наименование должности и учреждения, в которых осуществлялась медицинская деятельность, соответствуют наименованиям, предусмотренным действующим в настоящее время Списку.
Кроме того, Кузьмина Л.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ. находилась на курсах повышения квалификации, что также подтверждается выписками из приказов, копиями свидетельствами о повышении квалификации. (л.д.20-24)
Из указанных документов следует, что Кузьминой Л.В. в указанные периоды предоставлялись ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска и за ней сохранялась заработная плата.
Положениями Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, отсутствуют какие-либо ограничения в части включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации.
В силу ст.196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять установленные законом гарантии.
Ст. 187 ТК РФ предусмотрено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы.
Поскольку истец в спорные периоды работала в должности акушерки женской консультации МУЗ «Урмарская районная больница», и в силу специальных нормативных актов обязательным условием возможности выполнения указанной работы является повышение квалификации медицинского работника. В связи с этим истец была направлена работодателем на курсы повышения квалификации с сохранением места работы и среднего заработка, из которого работодатель в обязательном порядке по требованиям действующего законодательства РФ производит отчисления в Пенсионный фонд РФ.
Факт прохождения курсов повышения квалификации подтверждается копией приказа №-к от ДД.ММ.ГГГГ и копией приказа №-к от ДД.ММ.ГГГГ., выданной работодателем (л.д.20,22), а также копиями сертификатов специалиста и копией удостоверения о повышении квалификации (л.д.21,23-24).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что период нахождения истца на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ. за время работы в качестве акушерки женской консультации МУЗ «Урмарская районная больница», также подлежит включению в специальный стаж истца.
В соответствии со ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Согласно ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально удовлетворенным требованиям.
Таким образом, государственная пошлина, уплаченная истцом при подаче иска, подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать решение ГУ-Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ. № в части отказа включения периодов работы помощником санитарного врача Урмарского районного ЦГСЭН с ДД.ММ.ГГГГ.; заведующей Старошептаховским ФАП с ДД.ММ.ГГГГ.; периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ., незаконным.
Обязать ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Чувашской Республике-Чувашии включить Кузьминой Луизе Вавиловне в подсчет специального стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периоды работы:
- помощником санитарного врача Урмарского районного ЦГСЭН с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ;
- заведующей Старошептаховским ФАП с ДД.ММ.ГГГГ., в льготном исчислении год работы как один год и 3 месяца.
Обязать ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в Чувашской Республике-Чувашии включить Кузьминой Луизе Вавиловне в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии периоды с ДД.ММ.ГГГГ. - нахождения на курсах повышения квалификации.
Взыскать с ГУ-Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в Чувашской Республике-Чувашии в пользу Кузьминой Луизы Вавиловны расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Московский районный суд г.Чебоксары ЧР в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Т.В. Иванова
Мотивированное решение изготовлено 12 июля 2022г.