Дело <№ скрыт>г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес скрыт> ДД.ММ.ГГГГг.
Ахтынский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Селимова Б.С.,
при секретаре ФИО5,
с участием истца ФИО2 и представителя органа опеки и попечительства МР «<адрес скрыт>» ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Ахты гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО4 о расторжении брака и определении места жительства ребенка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в районный суд с иском к ФИО4 о расторжении брака и об определении места жительства ребенка ФИО1, 27.02.2022г.р., по месту его жительства.
Требования мотивированы тем, что он вступил в брак с ФИО4 ДД.ММ.ГГГГг., который зарегистрирован отделом ЗАГС администрации МР «<адрес скрыт>». От этого брака у них имеется ребенок ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Брачные отношения между ними прекращены с августа 2022г., ответчик, оставив ребенка с ним, ушла из дома. Примирение между ними и сохранение семьи невозможно, срок для примирения просит не предоставить. Спора о разделе совместно нажитого имущества не имеется.
Просит расторгнуть брак между супругами и определить место жительства несовершеннолетнего ребенка ФИО1, 27.02.2022г.р., по месту его жительства.
В судебном заседании истец ФИО2 исковые требования поддержал и просил суд удовлетворить их в полном объёме, пояснив, что с момента раздельного проживания ответчик ФИО4 ушла из дома, оставив ребенка на его иждивении и для получения предусмотренных социальных льгот на ребенка ему необходимо определить место жительства ребенка с ним, так как с момента раздельного проживания за ребёнком смотрит он и его родители, ответчик отстранилась от его воспитания и содержания.
Ответчик ФИО4 в судебное заседание не явилась, хотя была надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщила, ходатайства об отложении рассмотрения дела не направила.
По смыслу положений гражданского процессуального законодательства лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий. Учитывая, что судом предприняты меры к надлежащему извещению ответчика о времени и месте рассмотрения дела, суд считает, что в данном случае извещение ответчика о времени и месте рассмотрения дела следует признать надлежащим, причины его неявки неуважительными, а потому суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав истца ФИО2, заслушав мнение представителя органа опеки и попечительства МР «<адрес скрыт>» ФИО6, полагавшей удовлетворить исковые требования, а также исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела – свидетельства о заключении брака II-БД <№ скрыт>, выданного отделом ЗАГС администрации МР «<адрес скрыт>» РД ДД.ММ.ГГГГг., истец ФИО2 и ответчик ФИО3 заключили брак ДД.ММ.ГГГГ<адрес скрыт> заключения брака жене присвоена фамилия ФИО10.
От этого брака у них родился ребенок ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении V-БД <№ скрыт>, выданного отделом ЗАГС УЗАГС МЮ РД по ЮТО в <адрес скрыт> ДД.ММ.ГГГГг.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Семейного кодекса Российской Федерации расторжение брака в судебном порядке производится, если судом установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможно.
В судебном заседании установлено, что супруги ФИО10 совместно не проживают с августа 2022 года, попытки сторон по примирению к каким-либо результатам не привели и сохранение семьи невозможно. Истец ФИО2 в судебном заседании настаивал на расторжении брака, пояснив, что о поведении ответчика в настоящее время ему неизвестно, так как совместно они не проживают.
В связи с этим суд считает исковые требования ФИО2 в этой части подлежащим удовлетворению.
Что касается иска ФИО2 об определении места жительства ребенка, то суд исходит из нижеследующего.
Как следует из положений ст. 8 СК РФ, защита семейных прав осуществляется судом по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, государственными органами, в том числе органами опеки и попечительства. Защита семейных прав осуществляется способами, предусмотренными соответствующими статьями настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 55 СК РФ, ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка. В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.
Согласно п. 3 ст. 65 СК РФ место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Согласно п. 1 ст. 3 Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ и вступившей в силу ДД.ММ.ГГГГ, во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
Из положений ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятой Советом Европы ДД.ММ.ГГГГ следует, что каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Указанное положение Конвенции включает право родителей на то, чтобы были приняты меры, направленные на воссоединение с их ребенком, а также обязательство национальных властей принять подобные меры. Это относится не только к делам, касающимся обязательного помещения детей под опеку государства и принятия мер по опеке, но также и к делам, когда между родителями и/или другими членами семьи ребенка возникают споры по вопросу общения и проживания ребенка (Постановление Европейского суда по делу «Хокканен против Финляндии» (Hokka№e№ v. Fi№la№d) от ДД.ММ.ГГГГ, Series A, <№ скрыт>, p. 20, §55).
В связи с тем, что дети являются одной из самых незащищенных групп населения, следует уделять внимание ребенку и как личности, и как члену общества, наделенному определенными правами.
В ст. 3 Конвенции о правах ребенка указано, что государства - члены Совета Европы обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов и других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры. Соответственно, забота государства в сфере обеспечения благополучия ребенка в данном документе первична применительно к реализации прав и обязанностей родителей.
Конвенция о правах ребенка устанавливает между детьми и взрослыми отношения обладателя прав и исполнителя обязательств.
Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации); в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией (ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации). Вышеизложенное согласуется со статьями 3 и 18 Конвенции о правах ребенка, согласно которым государства-участники во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяют наилучшему обеспечению интересов ребенка, обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.
Конкретизируя приведенные основополагающие принципы, ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ среди приоритетных целей государственной политики в интересах детей называет формирование правовых основ гарантий прав ребенка, гарантирование осуществления прав детей, закрепленных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, восстановление их прав в случаях нарушений, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, реализации личности ребенка в интересах общества.
В соответствии с п. 2 ст. 9 Конвенции о правах ребенка, государства - участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы согласно судебному решению определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка.
Из разъяснений, содержащихся в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ <№ скрыт> «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» следует, что решая вопрос о месте жительства несовершеннолетнего при раздельном проживании его родителей (независимо от того, состоят ли они в браке), необходимо иметь в виду, что место жительства ребенка определяется исходя из его интересов, а также с обязательным учетом мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, при условии, что это не противоречит его интересам (п. 3 ст. 65. ст. 57 СК РФ). При этом суд принимает во внимание возраст ребенка, его привязанность к каждому из родителей, братьям, сестрам и другим членам семьи, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (с учетом рода деятельности и режима работы родителей, их материального и семейного положения, имея в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя), а также другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей.
Согласно справке СП «сельсовет Луткунский» <адрес скрыт> РД <№ скрыт> от 21.11.2022г., ФИО2 проживает по адресу: <адрес скрыт> и имеет следующий состав семьи: дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и жена ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Из справки о доходах и суммах налога физического лица за 2022г. видно, что ФИО2 работает в ГАУ РД «МФЦ» РД, имеет постоянную работу, стабильный и достаточный заработок.
Органом опеки и попечительства МР «<адрес скрыт>» в суд представлены Акты обследования жилищных условий истца ФИО2 и ответчика ФИО4
Из исследованного в судебном заседании акта условий жизни ответчика ФИО4 по адресу: <адрес скрыт> усматривается, что по этому адресу проживают отец ответчика ФИО7, пенсионер, инвалид 2 группы и мать ФИО8, пенсионер. Дом состоит из 2 комнат жилой площадью 27,75 кв.м., жилищно-бытовые условия семьи удовлетворительные, удобства частичные. Поговорить с ответчиком ФИО4 и описать особенности ее характера не представилось возможным ввиду ее нахождения со слов родителей в <адрес скрыт>.
Из исследованного в судебном заседании акта условий жизни истца ФИО2 по адресу: <адрес скрыт> усматривается, что жилищно-бытовые и материальные условия истца ФИО2 хорошие. Климат внутри семьи благоприятный, отношения вежливые, предметами длительного пользования и первой необходимости обеспечены полностью. В доме имеется отдельная комната для несовершеннолетней ФИО1, имеется кровать для сна, шкаф для белья, уголок для игр. За ребенком осуществляется должный уход, он опрятен, одет и обут по возрасту и сезону.
Из заключения органа опеки и попечительства МР «<адрес скрыт>» следует, что орган опеки полагает о необходимости предоставления супругам трехмесячного срока для примирения.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что супруги ФИО10 совместно не проживают с августа 2022 года, попытки истца по примирению к каким-либо результатам не привели, из пояснений сторон, данных в судебном заседании установлено, что ответчик ФИО4 отстранилась от содержания и воспитания ребенка, ее место жительства неизвестно, со слов родителей уехала в <адрес скрыт>.
Поскольку истец ФИО2 высказал категорическое мнение о невозможности возобновления семейных отношений, а ответчик ФИО4 не представила возражений и не ходатайствовала о предоставлении срока для примирения, с учетом длительного периода раздельного проживания сторон, суд приходит к выводу о том, что сохранение брака невозможно.
Из представленных и исследованных в суде доказательств следует, что истец ФИО2 проявляет должную заботу о дочери, ей выделена отдельная комната, где имеется кровать для сна, шкаф для белья, уголок для игр, осуществляет должный уход за ребенком, опрятен, одет и обут по возрасту и сезону.
В связи с этим суд считает, что интересы ребенка являются предметом основной заботы его отца, и истец имеет возможность создать надлежащие условия для воспитания и развития дочери с учетом имеющихся у него жилищно-бытовых условий и материального положения, и приходит к выводу о необходимости передачи ребенка на воспитание отцу по месту его жительства, что не будет противоречить интересам самого ребенка и является целесообразным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 21, 65 СК РФ ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 удовлетворить.
Расторгнуть брак, зарегистрированный отделом ЗАГС администрации МР «<адрес скрыт>» Республики Дагестан ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО4, запись акта о заключении брака <№ скрыт>.
Определить место жительства несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ее отцом ФИО2 по адресу: <адрес скрыт>.
Разъяснить ФИО4, что она вправе и обязана участвовать в воспитании и содержании ребенка. В случае если истцом будут нарушаться права по содержанию и воспитанию ребенка, она вправе ставить вопрос о передаче ей ребенка.
Разъяснить ФИО2, что он не вправе препятствовать ФИО4 в воспитании ребенка.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через Ахтынский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий судья Б.С. Селимов
Решение суда вынесено на компьютере в совещательной комнате.